Содержание продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Продуктивная деятельность. Направления продуктивной деятельности

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

«Продуктивная деятельность детей в контексте ФГОС дошкольного образования»


Воля и произвольность являются важнейшими качествами личности человека. Вряд ли найдётся родитель или учитель, который бы не стремился воспитать эти качества у своих детей. Все мы хотели бы видеть своих воспитанников волевыми, настойчивыми, целеустремлённы ми и пр. Именно эти качества делают человека свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельнос ти. Именно они позволяют ставить цели и добиваться своего. Можно полагать, что становление воли и произвольности является магистральной линией развития личности ребёнка.
Основными видами детской деятельности дошкольного периода являются игровая и продуктивная. Продуктивной деятельностью в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определённый продукт.
Многочисленные исследования показали, что именно продуктивная деятельность способствует развитию графического навыка у детей старшего дошкольного возраста, воспитывает настойчивость, создаёт педагогические условия для процесса социализации старших дошкольников и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики.
Исследования последних лет показывают, что растёт число детей, имеющих отставание в речевом и личностном развитии. Как известно, речь детей впрямую зависит от тонкой моторики пальцев рук.
Занятия продуктивной деятельностью развивают творческое воображение ребёнка, способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений, развивают свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать).
Продуктивная деятельность как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.
При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств, как пытливость, инициатива, любознательност
ь и самостоятельнос ть.
Продуктивная деятельность оказывает влияние на всестороннее воспитание дошкольника.
Она тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.
В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо совершить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями.
Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разных работ, приобретают умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельным
.
На занятиях продуктивной деятельностью, успешно реализуется интегрированный подход. Занятия позволяют снять перенапряжения, страхи детей.
Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.
Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную
и конструктивную. Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка, аппликация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Продуктивная деятельность детей в контексте ФГОС дошкольного образования»

Воля и произвольность являются важнейшими качествами личности человека. Вряд ли найдётся родитель или учитель, который бы не стремился воспитать эти качества у своих детей. Все мы хотели бы видеть сво...

«Создание условий для организации самостоятельной деятельности детей в рамках ФГОС дошкольного образования».

Галиева Гузель Фанилевнастарший воспитательМБДОУ детский сад №228 Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан...

Учет гендерных особенностей в воспитании детей в контексте ФГОС дошкольного образования

Гендерный подход в образовании - это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно ги...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГОУ СПО «Бендерский педагогический колледж»

Контрольная работа

по дисциплине

«Психологии»

«Развитие продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте»

Преподаватель спец. Дисциплин:

Звягина И.С

Выполнила:

Студентка: Арбабаева О.В

Введение

1. Продуктивная деятельность

2. Развитие изобретательной деятельности в дошкольном возрасте

Список литературы

Введение

Дошкольный возраст охватывает период от 3 до 6 - 7 лет. Дошкольное детство - совершенно особенный период развития ребенка. В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается, направляется извне - взрослыми или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном сам ребенок начинает определять собственное поведение. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника. Л.С. Выготский полагал, что развитие сознания определяется не изолированным изменением отдельных психических функций (внимания, памяти, мышления и пр.), а изменением отношения между отдельными функциями. Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Вся жизнь дошкольника связана с игрой. Освоение окружающих его вещей, отношений между людьми, понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанности взрослых, - со всем этим он знакомится, играя, воображая себя в роли мамы, папы и так далее.

1. Продуктивная деятельность

конструирование аппликация бросовый продуктивный

К продуктивным видам детской деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала. Все эти виды детской активности играют важную роль в развитии ребенка - дошкольника.

Продуктивная детская деятельность формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики ребенка, т. к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, умений и навыков, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием дошкольников. Эти действия развивают не только образные формы мышления, но и такие качества как целенаправленность, умение планировать свою деятельность, достигать некоторого результата.

Социально-личностному развитию ребенка способствует возможность проявления им созидательной активности, инициативности при создании рисунка, лепки, поделки, которые можно использовать самому или показать и подарить другим.

В процессе продуктивной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта.

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.

Не менее важно воспитание в процессе продуктивной деятельности

целеустремленности в работе, умении довести ее до конца,

аккуратности,

умения работать в коллективе,

трудолюбия

По мнению педагогов и психологов, овладение ребенком видами продуктивной деятельности - является показателем высокого уровня его общего развития и подготовки к обучению в школе. Продуктивные виды деятельности в значительной мере способствуют овладению математикой, трудовыми навыками, письмом.

2. Развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте

Прежде всего, необходимо научить детей правильно держать карандаш, кисть, мелок в руке. Сами они этому научиться не могут. Неумение правильно держать карандаш и кисть тормозит развитие рисовальных движений и затрудняет создание изображения.

Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте теснейшим образом связана с эмоциональным развитием ребенка, с формированием игровой деятельности и зависит от уровня развития восприятия, мышления, речи. Развитие изобразительной деятельности связано с формированием у ребенка активного интереса к окружающему миру и предоставляет возможность ребенку отражать действительность. Рисование воспитывает у детей эмоциональное отношение к миру. В ходе занятий по рисованию у детей развиваются восприятие, зрительно-двигательная координация, перцептивно-моторные умения и навыки. На данных занятиях у детей формируются элементы учебной деятельности - умение принять задачу, удержать ее в ходе выполнения задания. Систематические занятия рисованием способствуют нормализации поведения ребенка. В процессе изобразительной деятельности и конструирования у детей формируется способность к целенаправленной деятельности, волевой регуляции поведения.

Для художественно-эстетического развития ребенка важную роль играет моделирующий характер продуктивной деятельности, позволяющий ему по своему усмотрению отражать окружающую его действительность и создавать те или иные образы. И это положительно влияет на развитие воображения, образного мышления, творческой активности ребенка.

Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности. Дошкольника привлекает все яркое, звучащее, движущееся. В этом влечении сочетаются и познавательные интересы, и эстетическое отношение к объекту, что проявляется как в оценочных явлениях, так и в деятельности детей. Специфика занятий рисованием дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Продуктивная деятельность показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение, содействует развитию творческих способностей детей.

В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явлении. Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка оказывает содержание работы. Богатый материал для эстетических и этических переживаний дает природа: яркие сочетания цветов, разнообразие форм, величавая красота многих явлений (гроза, морской прибой, метель и др.) Занятия изобразительной деятельностью при правильной организации положительно влияют на физическое развитие ребенка, способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения. Во время занятий вырабатывается правильная учебная посадка, так как изобразительная деятельность почти всегда связана со статичным положением и определенной позой. Изобразительная деятельность способствует развитию мускулатуры руки, координации движений.

Процессы письма и рисования имеют внешнее сходство: в обоих случаях это графическая деятельность с орудиями, оставляющими на бумаге следы в виде линий. При этом требуется определенное положение корпуса и рук, навык правильного держания карандаша, ручки. Обучение рисованию создает необходимые предпосылки для успешного овладения письмом

3. Развитие конструктивной деятельности в дошкольном возрасте

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее восприятие. Одним из основных видов является конструирование и ручной труд. Ручной труд ребёнка - один из компонентов его эстетической деятельности, развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку. Художественный ручной труд - это творческая работа ребёнка с различными материалами, в процессе которой он создаёт полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда, подарка маме, отдыха). Работая с изделиями из бумаги и картона, ребёнок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно свой кругозор. Он развивает образное представление о возможностях предметов, учится конструировать и моделировать, находить неожиданные варианты использования. У него развивается также творческое воображение, что немаловажно для любой деятельности, как в детском саду, так и в школе. Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. На основе аналитико-синтетической деятельности ребенок планирует ход конструирования, создает замысел. Успешность реализации замысла во многом определяется умением дошкольника планировать и контролировать его ход.

Лепка является первым, основополагающим видом занятий, необходимых для ребенка на начальных этапах формирования изобразительной деятельности. При ощупывании предметов у детей формируются способы обследования предметов и выделения его формы.

Занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, а это способствует развитию мышления, глазомера, пространственного мышления. Трудно переоценить значение лепки для развития ребенка. Лепка - самое динамичное, жизнерадостное детское творчество. Даже маленьких детей привлекает возможность слепить «настоящие» орешки и кормить ими белку. Всякая манипуляция с вылепленными предметами, использование их в игровых ситуациях значительно обогащают жизненный опыт ребенка. Чем чаще ребенок занимается лепкой, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные способности. Ребёнок ставит перед собой серьезные задачи, и у него развивается конструктивная мысль. Ведь недостаточно просто изобразить человека, нужно сделать так, чтобы он стоял на своих ногах.

Цвет так же, как форма и движение, является средством выразительности в лепке. Никому из детей не приходит в голову лепить Бабу Ягу из розового пластилина, деревья в саду Кощея Бессмертного они всегда лепят из пластилина темных цветов. Для лепки кукол они выбирают приятные для глаза цвета и находят выразительные детали (яркий бантик, декоративные элементы). Цвет является ярчайшим выразительным средством даже в лепке. Если предоставляется выбор - лепить из однотонного пластилина или из цветного - ребенок всегда предпочтет цветной.

Аппликация позволяет ребенку увидеть контур предмета, который затем ляжет в основу графического образа, служащего опорой для развития у ребенка изобразительных навыков, т. е. умения изобразить предмет той или иной формы. В ходе выполнения аппликаций также создаются условия для формирования целенаправленной деятельности и развития общих интеллектуальных умений. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей: усваиваются названия цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь. Детей младшего возраста учат наклеивать готовые геометрические фигуры и изображения на бумагу. При этом показывают приемы намазывания их клеем, наложения на бумагу. Педагог привлекает детей к объяснению заданий, последовательности их выполнения. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей.

В процессе систематических занятий конструированием и аппликацией у детей интенсивно развиваются сенсорные и умственные способности. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.

Конструируя из строительного материала, они знакомятся

с геометрическими объемными формами,

получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций.

При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах,

понятия о стороне, углах, центре.

Ребята знакомятся с приемами сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги. Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям. На занятиях продуктивной деятельностью дети приучаются аккуратно пользоваться материалом, содержать его в чистоте и порядке, использовать только необходимые материалы в определенной последовательности. Все эти моменты способствуют успешной учебной деятельности на всех уроках.

Как правило, дети любят рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, конструировать. Тем самым они получают возможность передавать то, что их волнует, что им нравится, что вызывает у них интерес. А это, в свою очередь, создает условия для всестороннего воспитания и развития детей. Дети должны заниматься любимым и интересным для них делом. Работая с изделиями из бумаги и картона, ребёнок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно свой кругозор. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

Литература

1. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология.

2. Люблинская А.А Детская психология

3. Доронова Т.Н. Материалы и оборудование для продуктивной деятельности.

4. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника.

5. Мухина B.C. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта.

6. Интернет ресурсы

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Структура игровой деятельности и этапы развития игры в дошкольном возрасте. Роль игры в психическом развитии ребенка. Современные дети и современные игры в зеркале психологии. Характеристика видов игр.

    курсовая работа , добавлен 24.07.2010

    Исследование основных направлений развития воображения в дошкольном возрасте. Анализ предпосылок возникновения творческих способностей в дошкольном возрасте. Показатели влияния особенностей воображения на развитие креативности мышления у дошкольников.

    дипломная работа , добавлен 20.05.2010

    Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Самосознание. Значение игры для развития психики дошкольника. Социальная природа Единицы анализа и психологические особенности ролевой игры. Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте. Виды игр.

    реферат , добавлен 03.02.2009

    Сущность памяти как отражения прошлого опыта человека, характеристика ее видов и психологических особенностей. Основные этапы овладения произвольными формами памяти. Исследование процесса опосредованного запоминания информации в дошкольном возрасте.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2011

    Психологический анализ игры как ведущей деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Исследование видов и структуры игр на разных уровнях развития дошкольников. Определение значения игры в освоении ребенком собственного психологического пространства.

    контрольная работа , добавлен 05.03.2011

    Развитие эмоциональной сферы ребенка в дошкольном возрасте, ее особенности. Психологическая сущность эмоций. Психологическая природа игрушки, ее виды, функции и назначение. Гендерные характеристики детской игрушки, ее влияние на эмоциональное развитие.

    дипломная работа , добавлен 18.11.2011

    Виды трудовой, игровой и музыкальной деятельности ребенка. Роль изобразительного искусства в развитии детской личности. Проведение занятий по аппликации и лепке. Изготовление из бумаги, картона, природного и бросового материала простейших предметов.

    презентация , добавлен 12.05.2014

    Особенности эмоциональной сферы в дошкольном возрасте. Экспериментальное изучение влияния конфликтов на развитие ребенка. Методика изучения эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок. Опростник "Родительское отношение к ребенку".

    дипломная работа , добавлен 07.11.2014

    Развитие речи дошкольников как процесс овладения родного языка, закономерности усвоения речи, особенности процесса развития функций речи в дошкольном возрасте. Становление и развитие всех сторон речи - фонетической, лексической и грамматической.

    курсовая работа , добавлен 16.02.2011

    Основные закономерности развития детей в дошкольном возрасте. Методы научно-психологического изучения детей дошкольного возраста. Психологическая характеристика деятельности ребенка в дошкольном возрасте: особенности развития личности и интеллекта.

ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ ФГОС.

К.Д. Ушинский писал «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью». Ребенка важно включать в разнообразные виды деятельности и позволять проявиться всем его задаткам и склонностям. Поэтому очень важно в процессе воспитания создавать такие условия, чтобы ребенок мог самореализоваться.
Основными видами детской деятельности дошкольного периода являются игровая и продуктивная. Продуктивной деятельностью в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определённый продукт.
В процессе деятельности затронута работа всех органов ощущения и восприятия. Важен фактор эмоциональной реакции на ту или иную деятельность, в которую погружается воспитанник. Заинтересовать дошкольника задача непростая, так как к незнакомым процессам интегрирования он отнесется с недоверием. Поэтому важно показать конечный результат, сделанный вашими руками.
Исследования последних лет показывают, что растёт число детей, имеющих отставание в речевом и личностном развитии. Как известно, речь детей впрямую зависит от тонкой моторики пальцев рук.
Процесс изготовления «Пингвина» из ладошек кажется ребенку шести лет непосильным трудом. Но стоит вам подробно объяснить и показать весь процесс работы от начала и до конца, как ребенок заинтересовывается и начинает приклеивать детали самостоятельно. У ребенка происходит развитие пространственных представлений, формируются обобщенные представления, развитие творческих умений. Каждый возрастной период создает особые благоприятные условия для развития способностей.
Занятия продуктивной деятельностью развивают творческое воображение ребёнка, способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений, развивают свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать).
Продуктивная деятельность как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.
Продуктивные виды деятельности способствуют совершенствованию речи детей, формирования моральных качеств личности, как самостоятельность, инициатива, пытливость, организованность и ответственность при выполнении задания. Она тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.
Важно в процессе обучения вести беседу и целенаправленно подталкивать ребенка к ответам на вопросы:
- Какого цвета сделаем клюв?
- Какого размера голову?
- А поместится ли у нас туловище на листе бумаги?
Для чего нужны вопросы во время работы. Ребенок не в состоянии еще оценить до конца пространственное расположение деталей. Почему? Потому, что ладошка - это не целостное изображение какой-либо фигуры, а фигура, имеющая свою особую форму, изображение которой получается в совокупности нескольких деталей. Когда из ладошек выкладывается один круг, а затем второй, то ребенок уже видит, как пространство преображается в фигуру.
В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применять определенные усилия, осуществлять трудовые действия, овладевать определенными умениями.
Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разных работ, приобретают умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельным.
На моих занятиях продуктивной деятельностью, успешно реализуется интегрированный подход. Занятия позволяют снять перенапряжения, страхи детей.
Если ваша задача и будет состоять в целенаправленном создании условий для продуктивной деятельности, то ребенок еще не раз к вам обратится за помощью и поддержкой, так как способности проявляются и формируются лишь в деятельности.
Каждый возрастной период создает особые благоприятные условия для развития способностей. Способности облегчают усвоение знаний, формирование умений и навыков. В свою очередь, знания, умения и навыки приводят к дальнейшему развитию способностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Короткова Н.Н. Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Короткова // Дошкольное воспитание. -№11.- С.29 -39.

Консультация для воспитателей детского сада

Организация продуктивных видов деятельности

детей дошкольного возраста

Методы в организации

продуктивной деятельности детей

Информационно – рецептивный

Он направлен на организацию и обеспечение восприятия готовой информации

Репродуктивный

Он направлен на закрепление упрочнение и углубление знаний усвоения способов деятельности которые уже известны.

Эвристический

Направлен на пооперационное или поэлементарное обучение процедурам деятельности.

Педагог ставит перед детьми решение не целостной задачи, а отдельных её элементов направляя на поиск решений.

(Педагог сообщает факт, дети делают вывод. Педагог ставит проблему, а дети выдвигают гипотезы её решения.

Исследовательский

Самостоятельное решение целостной задачи детьми.

Все эти общедидактические методы реализуются через систему приёмов.

1.Наглядные

Приёмы 2. Словесные

3. Игровые

Ведущими в продуктивной деятельности являются наглядные приёмы:

Наглядные приёмы

  1. Наблюдение

В процессе наблюдения формируются у ребёнка представление об изображаемом предмете, об окружающем мире.

Требования к наблюдению

  1. Целенаправленность (особенности объекта)
  1. Эмоциональность, неравнодушие восприятия
  1. Осмысленность наблюдения (осознание тех свойств, которые предстоит изобразить: форма, цвет. Пропорции, расположение в пространстве и т.д.)
  1. Активность детей (эмоциональная, речевая, мыслительная, двигательная)
  1. Повторность наблюдения (изменяющиеся условия)
  1. Учёт возрастных особенностей детей.

Особенности наблюдения в разных возрастных группах

1 младшая гр.

Выделяют один, два признака направления (например: цвет, ритм)

Наблюдение кратковременное

Не даётся установка на последующее изображение предмета

Воспитатель при изображении сам выбирает форму и цвет

Наблюдение происходит в действии, в игре

2 младшая группа

В наблюдение включают элемент обследования жестом (пальчиком очертить форму)

Средняя группа

Наблюдение более длительное

Выделяется несколько признаков (цвет, форма, строение - части, расположение в пространстве)

Повторное наблюдение с усложнением содержания и способов познания

Вопросы не только репродуктивного, но и поискового характера.

В конце наблюдения детям говорят о предстоящей работе.

Рисунки должны быть более сложные, могут быть предметные и сюжетные, черты индивидуальности проявляться за счёт композиции, деталей – дополнений, разнообразия цвета)

Старший возраст

Цель сообщается после эмоционального восприятия детьми объекта

Помочь детям выплеснуть чувства, выразить себя

Побуждать детей к поиску слов, образов, сравнений для выражения чувств

Обращать внимание на расположение предметов, рассматривать вблизи и издали. Сравнивать по величине, устанавливать взаимное расположение в пространстве: ближе к нам, дальше, справа, слева.

Формировать изобразительное представление(как можно нарисовать, какой материал лучше использовать, какой цвет бумаги лучше подойдёт.

В момент наблюдения спланировать будущий рисунок.

  1. Обследование

Целенаправленное аналитико – синтетическое восприятие объекта осязательно – двигательным и зрительным путём.

У детей формируется представление об объекте, что ложиться в основу изображения.

Обследование – это целенаправленное рассматривание предмета, который необходимо изобразить.

Вычленение внешних изобразительных признаков

Обследование можно разделить на 3 этапа

1 этап – целостное, эмоциональное восприятие предмета, через какой то выразительный признак (например Пушистый котёнок – самый выразительный признак «пушистый»

Цель : вызвать желание изобразить.

2 этап – аналитическое восприятие предмета т.е. последовательное выделение изобразительных признаков, частей и свойств предмета.

Порядок выделения. Соответствует с последовательностью изображения

  1. Выделяют и называют самую крупную часть предмета и её назначение.
  2. Определяют форму этой части (выносят зависимость формы от её назначения, условий жизни и т. д.)
  3. Определяют положение этой части в пространстве (различия у разных видов одного предмета: у сонны ствол – толстый и прямой, потоньше и скривлённый)
  4. Затем выделяют другую достаточно крупную часть, выясняют положение, форму, величину её по отношению к основной.
  5. Выделяют цвет, если изображение его непроизвольно, а выполняется в соответствии с натурой.
  6. Обращают внимание на детали

При обследовании используется обследующий жест: обвести пальчиком форму, зрительно сопровождать движение руки.

3 этап - целостное эмоциональное восприятие предмета, как бы объединяющее целостный образ.

Обследующий жест – подчиняется форме.

Младшая гр.

Совместный жест взрослого и ребёнка (Пальчик бежит нигде не останавливается. Форма круглая)

Средняя группа

Словом уточняется расположение частей предмета. (на верху, внизу, с одной стороны…)

Обследуемый жест и зрительный контроль

Важно побуждать действовать жестом и вслух называть части. Формы.

Выяснять зависимость формы и названия предмета, его частей

Старшая группа

- внимание на отношение частей в предмете по ширине, длине, высоте

Основную форму передают обобщением, приближая её к соответствующей геометрической форме (круг, овал…)

Обращать внимание на линии прямого и округлого характера.

Использовать приём сравнения при рассматривании частей одного предмета и сравнении подобных предметов между собой (обобщающий способ изображения.)

Обращать внимание на разнообразие предметов одного типа, учить видеть их выразительность, своеобразие каждого.

Помочь разрушить шаблонное изображение.

Обследование в разных видах изобразительной деятельности

Аппликация

Обследующий жест как и в рисовании, только обводить в другую сторону (справа налево)

Обследующий жест воспитателя сопровождается словом. (ваза: внизу линия округлая, сверху у горлышка– прямая)

Лепка

Порядок операций в обследовании предмета в основном повторяет их порядок в лепке.

Порядок обследования в лепке предметов круглой и овальной формы с рельефными особенностями (яблоко, груша, огурец). И сложной расчлененной формы

  1. Выделение общей формы если предмет целостный.

Выделение формы основной части если предмет расчленённой формы.

  1. Выделение специфической характерной формы (отличия от геометрической формы)
  1. Определение формы других частей и сравнение с формой центральной части.
  1. Определение величины других частей. По сравнению с основной.
  1. Определение положения этих частей по отношению к основной
  2. Внимание фиксируется на основных рельефных особенностях, уточняющих специфическую форму (в яблоке углубление, форму мелких деталей – клюв, ушки)

Движение пальцев при обследовании – соответствуют движению пальцев при лепке.

Схема лепки при данном обследовании

(круглой формы)

  1. Создание основной формы, близкой к геометрической фигуре
  1. Лепка формы специфической
  1. Лепка основных рельефных особенностей предмета
  1. Дополнительные детали (веточки, листочки)

Схема лепки – при данном обследовании

(сложной расчленённой формы)

  1. Лепка подставки
  1. Лепка основной наиболее крупной части (обобщенной формы)
  1. Лепка других крупных частей обобщённой формы
  1. Лепка специфической (характерной формы этих крупных частей)
  1. Соединение крупных частей в одно целое.
  1. Лепка мелких деталей предмета
  1. Обрботка поверхностей

Зависимость обследования от способа изображения

Изображение с натуры

Рассматривают в том ракурсе, в котором будет выполнено изображение. Фиксируют внимание на видимых частях

Изображение по представлению

Важно, чтобы дети смогли «увидеть» не только основные формы предмета, строение, но и возможные их варианты. (разные яблоки, разные машины)

Обследовать лучше натуральные предметы, обследование игрушек, скульптур, животных, птиц проводить только после наблюдений в природе, чтобы дети представляли образ «живым» выразительным не статичным.

Обследование по возможности лучше проводить после наблюдений.

  1. Рассматривание

Картин и книжных иллюстраций

Широко используемый метод

Ни в коем случае картины или книжную иллюстрацию нельзя предлагать детям для прямого подражания.

Это косвенный приём обучения, применяется для предварительного формирования представлений и замыслов, когда невозможно познакомить детей с предметом или явлением в процессе непосредственного восприятия.

Использовать после наблюдения, с целью уточнения, обогащения представлений

  1. Образец

Образец – это, чему дети должны следовать при выполнении различного рода заданий.

Нельзя злоупотреблять этим приёмом – дети рисуя по образцу, рисуют по видению воспитателя, а не по своему замыслу.

Результат – однообразие работ, не умение рисовать самостоятельно.

Наиболее применим в аппликации, декоративном рисовании.

При декоративном рисовании детям предлагают 2-3 примерных образца, и помогают им увидеть общее и различия.

  1. Показ

Показ – публичная демонстрация одного из вариантов изображения

Широко используемы метод. Используется при ознакомлении с техникой работы, с новыми способами изображения.

Показ может быть:

  1. Полный показ
  2. Частичный показ
  3. Общий показ (для всех детей сразу)
  4. Индивидуальный показ
  5. Показ педагога
  6. Показ в форме совместного действия педагога и ребёнка
  7. Показ способа действий ребёнком.

Словестные приёмы

  1. Беседа

Беседа - организованный педагогом разговор, во время которого воспитатель пользуется вопросами, пояснениями, уточнениями, способствует формированию представлений об изображаемом предмете или явлении.

Максимальное стимулирование детской активности

Используется в первой части работы и после завершения

  1. Пояснение

Пояснение – способ воздействия на сознание детей, помогающий понять и усвоить, что и как делать.

  1. Совет

Совет используется при затруднениях детей. Важно не спешить с советом – дать ребёнку самостоятельно найти решение.

  1. Напоминание

Напоминание – короткое указание. Используют перед началом процесса. Чаще речь идёт о последовательности выполнения работы, планировании и организации деятельности.

  1. Поощрение

Поощрение следует чаще применять в работе с детьми. Оно вызывает желание выполнять работу хорошо, старательно. Вселяет в детей ощущение успеха.

Ни в коем случае нельзя публично критиковать работу детей, уничтожать рисунки, поделки. Такими методами – можно воспитать закомплексованного, неудачника.

  1. Художественное слово

Художественное слово – вызывает интерес к теме, к содержанию изображения. Помогает привлечь внимание к детским работам. Создаёт эмоциональный настрой.

Словесные приёмы неотделимы от наглядных и игровых.

Игровые приёмы

Игровые приёмы нацелены на решения дидактических задач, созданию мотивации к деятельности.

Признаки игровых приёмов

  1. Игровая задача – цель предстоящих игровых действий (построим мишке домик, позовём Петрушку в гости…)
  1. Развитие игрового замысла (сделаем Петрушке фотографию на память)
  1. Игровые действия (дети фотографы – рисуют фотографии, дарят Петрушке)

Игровые действия бывают:

  1. Моторные (практические)
  1. Имитирующие действие (машут рукой – как крылом..)
  2. Изобразительными (рисунок в воздухе – снегопад)
  1. Звукоподражанием

Игровые приёмы – это способы совместного развития сюжетно-игрового замысла путём постановки игровых задач и выполнения игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.

Характер игровых приёмов

  1. Сюжетно – игровая ситуация по типу режиссерских игр.

Обыгрывание предметов или игрушек (пришёл Буратино очень расстроенный. Что не увидел г. Усть-Кут, где живут дети. Как можно помочь Буратино?)

Обыгрывание изображения (нарисовали дорожку – по ней катится колобок, нарисованная птичка летает, клюёт зерна…)

Обыгрывание незаконченного изображения с целью анализа, создаваемого образца (цыплёнку сыпет кроши. Почему он не клюёт? У него нет клюва – надо дорисовать, а то он останется голодный)

  1. Игровые приёмы с ролевым поведением детей и взрослых

Детям предлагают роль гончаров, художников, строителей, фотографов и т.д.)

Виды изобразительной деятельности

  1. Изобразительная деятельность по представлению (по воображению)

Подготовка на основе непосредственного восприятия (зрительного, слухового, тактильно-моторного

Участие процессов памяти

Рисование по представлению на основе впечатлений полученных из различных источников (события. книги. телевидение. мультфильмы, наблюдения…)

(Такой вид наиболее естественен для дошкольников.)

Изображения по литературным, музыкальным произведениям

Изображения по замыслу на свободную темы выбранную самим ребёнком по содержанию может быть предметным, сюжетным, декоративным)

Изображения на свободную тему с ограниченной тематикой («моя любимая игрушка», «Все работы хороши - выбирай на вкус»

  1. Изобразительная деятельность по памяти

Чаще проводится в старшей группе, в подготовительной группе в конце года

Процесс воспроизведения на бумаге какого – либо объекта в том пространственном положении, в котором находился этот объект в момент восприятия.

Развитие восприятия, наблюдательности, зрительной памяти, приучение детей к наблюдению и запоминанию, а затем к воспроизведению (для рисования малодетальных предметов, или простых пейзажей)

Последовательность действий .

1 этап – наблюдение – целосное эмоциональное восприятие

Перед рисованием внимательно рассмотреть, обследовать, запомнить, чтобы затем нарисовать очень похоже – такую задачу следует ставить после первого обследования. На эмоциональном подъёме.

2 этап – выделение главных объектов их своеобразие (форма. Цвет, величина, пропорции, место расположение)

3 этап – вспомнить, представить рисунок. Подумать с чего следует начать рисование.

4 этап – После просмотра обратить внимание на качестве запоминания.

  1. Изображение с натуры .

Изображение предмета в процессе его непосредственного восприятия с определённой точки обзора, с целью как можно более точной и выразительной его передаче.

Задачи: учить всматриваться в натуру, видеть выразительные признаки, различать своеобразие, точно передавать в рисунке.

Начинать обучение с плоской или приближённой к плоской натуре, затем прямоугольных форм с фронтальной стороны (не был виден объём) небольшим количеством деталей не заслонявших друг-друга.

Устанавливать натуру. Чтобы дети видели самую характерную сторону (на уровне глаз ребёнка)

Натура должна представлять интерес (ветка черёмухи отцветёт, а мы её красоту сохраним в рисунке)

Воспитатель говорит: «Как видим - так и рисуем. Сколько листочков справа – столько рисуем справа…»)

Можно простым карандашом делать набросок, чтобы наметить пропорции и спланировать изображение.

Изобразительная деятельность, где под одним тематическим содержанием объединяются разные виды художественной деятельности

(рисование, лепка, аппликация,)

Обобщенный способ действий помогает детям ориентироваться в различных видах художественной деятельности

  1. Восприятие – умение всматриваться в предметы, явления – как первая ориентировка
  2. Ориентировка в окружающих цветах, формах в процессе изобразительной деятельности
  3. Способы самостоятельных действий при выборе выразительных средств
  4. Способы творческих действий в передаче образа в рисунке, лепке. Аппликации

В этом случае наиболее полно раскрываются возможности поисковой деятельности

  1. Сотворчество воспитатели и детей (вместе с воспитателем выполняют ряд заданий, представляющий результат коллективной работы

Понятие «продуктивная деятельность» охватывает собой несколько видов активности – рисование, лепку, аппликацию, — традиционно представленных в детской жизни и занимающих в них существенное место.

Организация продуктивной деятельности как партнерской со взрослым связана с рядом методических вопросов, касающихся частоты и периодичности работы, стиля поведения воспитателя и пр. Эти вопросы могут быть пояснены следующим образом.

Продуктивную деятельность целесообразно обозначить как работу в «мастерской» (в которою на время превращается групповое помещение) – в особым образом организованным пространством, где целенаправленно созидаются вещи, красивые, интересные и нужные. Антураж и дух «мастерской» дает возможность отойти от так называемого «класса» – пространства обязательных обучающих занятий, требующего совершенно иного стиля поведения, как от детей, так и от взрослого.

Работу в «мастерской» можно интегрировать с чтением художественной литературы, формированием целостной картины мира, которые могут определить и направление работы, ее конкретную тематику, создавая для нее смысловой фон.

Добровольное включение детей в продуктивную деятельность со взрослым (по принципу: «Я тоже хочу это делать») предполагает, помимо подбора интересных содержаний, ряд существенных условий:

1) организацию общего рабочего пространства;

2) возможность выбора цели из нескольких – по силам и интересам;

3) открытый временной конец деятельности, позволяющий каждому действовать в индивидуальном темпе.

Прежде всего, необходимо организовать общее пространство для работы: большой рабочий стол (или несколько рабочих столов) – его можно устроить, сдвинув обычные столы с необходимыми материалами, инструментами, образцами и пр. За рабочим столом должны быть предусмотрены места для всех потенциальных участников, в том числе и для воспитателя. Он не отделяет себя учительским столом, а располагается рядом с ними.

Места для детей не закреплены за ними жестко (как на учебном занятии). Каждый может устроиться, где захочет, от раза к разу выбирая себе соседей сам. Дети могут свободно перемещаться по комнате, если им требуется какой-то инструмент, материал. Динамична и позиция воспитателя. В процессе деятельности он располагается рядом с тем или иным ребенком, который требует его большего внимания, слабее других в данном типе работы или с этими материалами и инструментами.

Организованное таким образом общее рабочее пространство обеспечивает возможность каждому участнику видеть действия других, непринужденно обсуждать цели, ход работы и получаемые результаты, обмениваться мнениями и открытиями.

Начиная НОД (продуктивную деятельность), взрослый не обязывает и не принуждает к нему детей, а обращает их внимание на подготовленные материалы, выдвигает интересные идем для работы (проблемные ситуации, игровую мотивацию).

Следует предложить детям насколько целей (образцов, схем) или разные материалы для реализации одной цели, что обеспечивает выбор по интересам и возможностям. Например, если задача воспитателя – попратиковать детей в работе по образцам, и он спланировал делать кораблики (аппликация), можно предоставить 3 – 4 образца, которые отличаются внешним оформлением, содержат разное число деталей. Это позволит детям выбрать работу по вкусу и не оттолкнет более слабых. В такой ситуации они смогут выбрать образец попроще.

Воспитатель включается в деятельность наравне с детьми – выбрав для себя цель, сам начинает действовать. Становится живым образцом планомерной организации работы. Он не инструктирует и не контролирует детей (это стиль учебного занятия), но обсуждает замыслы, анализирует вместе с ним образцы, комментирует шаги своей работы; самим своим деятельным присутствием и стремлением получить конечный продукт, поддерживает у остальных участников это стремление.

Взрослый ведет себя непринужденно, поясняя свои действия, принимая детскую критику и, не препятствуя комментированию вслух, обсуждению дошкольниками их собственной работы, обмену мнениями и оценками, спонтанно возникающей взаимопомощи.

Предлагаемая детям работа должна быть спроектирована воспитателем на время (в зависимости от возрастных особенностей детей), необходимое для достижения конечной цели (исходя из темпов работы «среднего» ребенка группы). При этом необходимо иметь некоторый резерв времени, чтобы каждый смог, не торопясь, включиться в работу, справиться с ней, действуя в собственном темпе. В соответствии с этим данная деятельность должна планироваться второй или третьей в расписании до прогулки. По мере завершения работы (достижения принятой каждым цели) дети переходят к свободной деятельности по собственному выбору. Взрослый не покидает «рабочее поле» до тех пор, пока все не завершат работу, одобряя своим присутствием медлительных детей.

Познавательно – исследовательской деятельность — активность ребенка, впрямую направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

В качестве основных развивающих функций познавательно – исследовательской деятельности могут быть обозначены следующие:

¾ развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности);

¾ освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно – следственных, родово – видовых (классификационных), пространственных и временных отношений;

¾ перевод ребенка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

¾ развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа – рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;

¾ расширение кругозора

¾ детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений.

Каким образом следует выстраивать познавательно – исследовательскую деятельность, чтобы вызвать познавательную активность детей и поддержать их исследовательскую активность?

Приняв позицию заинтересованного, любознательного партнера, воспитатель может придерживаться примерно следующей последовательности этапов исследования:

— актуализация темы, наводящей детей на постановку вопросов, проблем;

— обсуждение идей, предположение детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем;

— опытная проверка или предметно – символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями;

Предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями.

Для каждого конкретного занятия нужен привлекательный отправной момент, – какое — либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющие поставить вопрос для исследования. Вопрос, поставленный воспитателем вне актуальной и привлекательной темы, может оставить детей совершенно равнодушными и не вызвать у них никакой исследовательской активности.

Отправным моментом могут быть реальные события, происходящие в данный период: яркие природные явления (например листопад) и общественные события (например, 8 марта, о котором все говорят и к которому готовятся).

Также это события, специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначение, ранее неизвестным детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации на определенную тему и т.д.

Много интересов для исследования вызывают воображаемые события, происходящие в художественных произведениях, которые воспитатель читает или напоминает детям.

И наконец, стимулом к исследованию могу стать события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам.

Отталкиваясь от события, воспитатель ставит вопрос для исследования (Почему дует ветер? Почему осенью бывает листопад? Как получается радуга?).

Каждый вопрос, обращая детей к определенному факту, условиям возникновения какого – либо явления, заставляет их сравнивать – различать и соединять это факты и явления, устанавливать возможные связи и отношения между ними. Воспитатель вместе с детьми обсуждает высказанные идеи, предположения, предлагает свою версию ответа.

Обсуждение происходит за «круглым столом» (за реальным столом или на ковре, вокруг ключевого предметного материала). На этом этапе исследования педагог широко использует реальный предметный и иллюстративный материал. Причем это не только единичный набор для демонстрационного опыта или иллюстрация, вывешенная на доске. Наборов для опыта должно быть несколько, чтобы каждый ребенок смог опробовать возможности исследуемого материала, прибора, инструмента.

Иллюстративный материал, предлагаемый для исследования (анализа – сравнения), представляет собой карточки разного размера, от довольно крупных до мелких (как в детском лото), которые рассматриваются всеми участниками, передаются из рук в руки. Только при такой работе с материалом становится возможным его детальный анализ, возникают активные обсуждения и идеи относительно сходства и различия, связей между исследуемыми предметами и явлениями.

Следующий этап исследования – опытная проверка идеи. Эту часть исследовательской работы участники осуществляют индивидуально, парами или разбившись на небольшие подгруппы, в зависимости от контекста и предметного материала. Воспитатель подключается к одной из подгрупп, затем переходит к другой и т.д.

Партнерская познавательно – исследовательская деятельность со взрослым сама по себе ценна для развития ребенка, должна также придать импульс свободной самостоятельной деятельности дошкольников, активизировать их собственные изыски на пределами НОД. Такой импульс может дать специфический предметный материал, провоцирующий детей к воспроизведению и дополнению исследовательской работы, проведенной в процессе НОД.

Предметный материал должен быть мобильным: в процессе деятельности надо иметь возможность снять их со стены, расположить на полу, на большом столе для дальнейших «исследований». Из принесенных дошкольниками вещей. Коллекций можно организовать выставку, собственный музей, снабдив экспонаты ярлычками – надписями.

Обратим внимание еще на один важный момент.

Организуя познавательно – исследовательскую деятельность, не следует смешивать ее с продуктивной.

В отличии от продуктивной деятельность, смысл которой – достижение результата с хорошим качеством, в познавательно – исследовательской деятельности главное – нахождение связей между вещами и явлениями. Однако может быть использована тематическая связь деятельности познавательного цикла с продуктивной деятельностью.

Не следует также смешивать познавательно – исследовательскую деятельность (исследования – путешествия) и сюжетную игру. Хотя исследование – путешествие и протекают в условном плане, их основной девиз – узнавать, сравнивать, различать и соединять факты и явления в пространстве и времени. В сюжетной игре ребенок «проживает» и осваивает целостные модели человеческих действий и отношений. Главное для него во время игры – не анализировать мир, а «быть» в нем, пусть даже условно, кем-то значительным, управлять событиями.

Вместе с тем исследование – путешествие может послужить преамбулой, подготовкой к развертыванию настоящей сюжетно – ролевой игры в путешествие, с соответствующим предметным оформлением и разыгрыванием разнообразных драматических коллизий, которые случаются в пути.

Итак, познавательно – исследовательская деятельность может поддерживаться другими видами деятельности:

1. Чтение художественной литературы, вводящей в тему, выделяющей акцентирующей исследовательскую проблему, вопрос, — затем собственно познавательно – исследовательская деятельность.

2. Собственно познавательно – исследовательская деятельность – затем продуктивная деятельность, продолжающая тему.

3. Собственно познавательно – исследовательская деятельность – затем сюжетная игра по мотивам деятельности.

Планирование последовательности определяется тематическим планом.

Формы познавательно – исследовательской деятельности педагог волен выбирать сам. Это могут быть опыты (экспериментирования), путешествия по карте (пространство мира), путешествие по «реке времени» (историческое время), коллекционирование (классификация). Данные форы могут варьироваться воспитателем, исходя из педагогической целесообразности и конкретных интересов детей группы.

Практическая часть.

Путешествие по карте.

Тема: Океаны и их обитатели (подводный мир).

Обсудим, как можно было бы попутешествовать под водой, посмотреть на подводный мир (подводная лодка).

Представим, что мы отправились в такое путешествие (выберем пункт отправления и назначения. Проложим маршрут на карте – через все океаны). Обсудим, что нас ждет в пути, кого мы можем встретить. Проверим наши предположения – рассмотрим подходящие фотоиллюстрации подводных пейзажей (с рабами, осьминогами, крабами, моллюсками, колониями кораллов, зарослями водорослей и пр.) проведем аналогию между жизнью на суше и в подводном мире.

Понаблюдаем, что происходит в реальном «кусочке2 подводного мира – в аквариуме, посмотрим видеофильм4 обсудим, как дышат рыбы, как им удается погружаться и всплывать (приспособление к среде обитания – жабры, плавательный пузырь).

В дальнейшем можно поиграть в подводное путешествие: построим на ковре подводную ложку, придумаем разные приключения в пути.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»