Развитие речи конспекты логопеда. Конспект занятия по развитию речи в логопедической группе «Деревья. I. Организационный момент

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Цель: закрепить обобщающее слово «игрушки», уточнить наименование и предназначение игрушек.

Задачи:

  • активизировать словарь по теме;
  • учить образовывать относительные прилагательные;
  • согласование количественных числительных 1, 2, 3, 4, 5 и существительных;
  • упражнять в употреблении родительного падежа единственного числа существительных;
  • развивать слуховое и произвольное внимание;
  • совершенствовать слоговую структуру слова;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • воспитывать эмоциональную адекватность, положительную установку на участие в занятии;
  • воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Оборудование:

  • воздушные шары, мозаика, цветные карандаши;
  • игрушки и предметные картинки с изображением игрушек.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дети заходят в класс и встают возле парт.

Здравствуйте, ребята! Какое сегодня прекрасное утро! Я рада вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне.

Ребята, а вы хотите отправиться в удивительное путешествие? Сегодня мы полетим в волшебную страну. А кто мне скажет, на чем можно летать? Но мы с вами полетим на большом круглом воздушном шаре, а поможет нам в этом считалочка. (Приложение)

1, 2, 3, 4, 5 (дети загибают пальчики по-одному)
На лужок пойду гулять (руки опустили)
Красный шарик захвачу (показывают «шарик» руками)
Нитку крепко закручу (левая рука сжата в кулак, правая «закручивает»)
И начну считать (опять показывают ладони)
1, 2, 3, 4, 5 (по очереди загибают пальчики)
Как сочту до десяти (показывают все пальцы)
Крикну шарику: «Лети!» (поднимают руки вверх)

II. Объявление темы занятия.

1. - Вот мы и попали с вами в волшебную страну. А как же называется эта страна? Давайте прочтем на воротах. (Приложение)

Нет названия. Наверно необходимо выполнить задание.

На экране картинка с наложенными друг на друга картинками. (Приложение)

Ребята, посмотрите, пожалуйста, и скажите, что вы видите на экране? Какие предметы изображены?

Дети называют предметы.

Что мы делаем с этими предметами?

А каким общим словом можно назвать все эти предметы?

На экране появляется название страны «Игрушки». (Приложение)

Давайте прочитаем название страны, в которую мы прилетели. Дети читают.

Вот оказывается, в какую страну мы попали. В этой стране мы узнаем много интересного об игрушках.

2. Ребята, я хочу, чтобы вы меня внимательно послушали.

Читается стихотворение.

Какие ты любишь игрушки?
Вот кубики, кукла, юла.
А вот надувная лягушка
Лежит на полу у стола.
Мне нравится плюшевый мишка,
И серый задумчивый слон,
Ещё длинноухий зайчишка
Хотя и трусливенький он.

Какие игрушки были названы? Кого вы запомнили?

Дети называют, а логопед выставляет на фланелеграф картинки.

Ребята, сколько игрушек вы видите? (Перечисляют.)

А теперь я прошу вас закрыть глаза (логопед убирает одну игрушку).

Посмотрите, что изменилось? Чего нет?

Молодцы!

3. Выставляются игрушки – машинка, кукла, мяч.

Что это? (Это мячик.)

Это мячик. Какой он по цвету? (Мячик красный.)

Какой он по форме? (Мячик круглый.)

Какой мячик на ощупь? Потрогайте его. (Мячик гладкий.)

Посмотрите как хорошо он прыгает. А что вы будете с ним делать?

Будем играть.
- Будем катать.
- Будем бросать.
- Будем ловить.

4. Физкультурная минутка. (Приложение)

Чуть ударишь этот мячик (ударяем правой рукой)
Начинает он скакать (ударяем левой рукой)
Скачет, скачет, скачет, скачет (прыжки на одной ноге, потом на другой)
И не хочет перестать (прыжки на двух ногах)

Что это? (Это кукла.) (Приложение)

Давайте рассмотрим куклу. Какая она по размеру? (Кукла большая.)

Еще, какая кукла? (Кукла красивая.)

Что вы будете с ней делать? (Приложение)

Будем играть.
- Будем кормить.
- Будем укладывать спать.
- Будем одевать.
- Будем раздевать.
- Будем качать.

Что это? (Это машинка.)

А что мы с ней будем делать? (Приложение)

Будем играть.
- Будем нагружать.
- Будем разгружать.
- Будем ремонтировать.
- Будем возить.

5. Игра «Четвертый лишний».

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Четвертый лишний»

Выставляются предметные картинки (Приложение):

  • машинка, юла, кубики, капуста;
  • мяч, пирамидка, кукла, яблоко.

Назовите в каждом ряду лишнюю картинку, объясните свой выбор (лишняя картинка убирается).

Найдите и назовите картинки, названия которые начинаются на гласную букву, согласный звук. (Приложение)

Найдите и назовите слова-названия игрушек состоящих из 5 звуков. (Приложение)

Назовите слово, в котором 9 звуков. (Приложение)

Сколько согласных в этом слове, какие?

Сколько гласных? Какие?

Разделите слово на слоги. Сколько слогов?

Молодцы!

6. Физкультурная минутка.

Топай, Мишка, хлопай, Мишка.
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперед, вниз.
Улыбайся и садись.

7. Упражнение «Веселый счет».

Логопед показывает картинки. (Приложение)

Ребята, давайте посчитаем наши игрушки. (Счет 1-2-3-4-5.)

Молодцы!

8. - Вы все любите играть с игрушками, но вы, наверное, не знаете, где делают игрушки. А игрушки делаю на фабрике игрушек. На фабрике есть различные цеха. И в каждом цехе изготавливают игрушки из разных материалов. Вот мяч, например, делают из резины, пирамидки – из дерева, машину – из пластмассы или железа. А потом художники специальными красками раскрашивают игрушки.

Посмотрите игрушки и назовите их.

Определите материал, из которого она сделана.

Составьте словосочетания:

  • Мяч из резины – резиновый мяч.
  • Кукла из резины – резиновая кукла.
  • Танк из железа – железный танк.
  • Пирамидка из дерева – деревянная пирамидка.
  • Мишка из плюша – плюшевый мишка.
  • Кукла из соломы – соломенная кукла.
  • Машинка из бумаги – бумажная машинка.

9. Упражнение на развитие мелкой моторики.

У Тани было много игрушек: и большой красный мяч, и мягкий плюшевый мишка, и резиновая кукла, и деревянная пирамидка с разноцветными кольцами. Но больше всех игрушек Таня любила пластмассовую мозаику. Из разноцветных кнопочек она собирала разные узоры. Больше всего Таня любила собирать из мозаики цветы.

Какие игрушки были у Тани?

Какую игрушку Таня любила больше всех?

Что любила собирать из мозаики Таня?

Мы тоже попробуем собрать с вами Цветок. Слушайте и делайте:

  • Возьмите 1 желтую кнопку, поставьте ее по середине.
  • Возьмите 6 красных кнопок, поставьте их вокруг.
  • Возьмите 5 зеленых кнопок, сделайте стебелек.
  • Возьмите 1 зеленую кнопку, сделайте листок.

Молодцы! Какие красивые цветы у нас получились!

10. Итог занятия.

Ребята, как интересно и весело мы провели время в стране Игрушек, но настало время возвращаться обратно. Давайте откроем вот этот волшебный сундучок, что же в нем?

Открывают, а в нем воздушные шарики.

Возьмите себе по одному шарику и полетим обратно.

Звучит музыка. (Приложение)

1, 2, 3 – крикну шарику «Лети!»

Вот мы с вами и вернулись из волшебной страны.

О чем же мы сегодня говорили?

А для чего они нам нужны?

А как нужно относится к ним, можно ли ломать, бросать, разбрасывать по классу?

Правильно! Я знаю, что в вашем классе есть игрушки, и вы их бережете, чтобы они еще долго служили вам.

На этом наше занятие закончено. До свидания!

Использованные источники:

  1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» – http://festival.1september.ru/
  2. А.С.Герасимова, О.С.Жукова, В.Г.Кузнецова. Энциклопедия обучения и развития дошкольника. -СПб.: «Издательский Дом «Нива». -М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2002. 352с.
  3. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задании для детей 5-7лет с ОНР. Альбом 1. -М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2005. 48с.
  4. Л.Н.Смирнова. Логопедии в детском саду. Занятии с детьми 4-5лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей.
  5. http//www.dou21ribka.narod.ru – стихи (считалочка).
  6. Л.Г.Парамонова. Стихи для развития речи. Издательство: Дельта, 1998.

Введение

В настоящее время все больше детей нуждаются в коррекции нарушений речи. Открываются логопедические центры и пункты, логопедические группы в ДОУ. Логопеды, воспитатели этих групп, испытывают определенные трудности в отборе речевого и игрового материала, применении методов и приемов работы на занятиях.

Разработанные конспекты представляют собой систему специальных логопедических занятий, позволяющих наряду с коррекцией различных речевых нарушений развивать и совершенствовать психические процессы детей..

Для детей со 2-м уровнем ОНР некоторые этапы занятий, несомненно, окажутся сложными. В этом случае мы рекомендуем логопеду предъявлять задания к таким детям в облегченном варианте, особенно на первых этапах обучения, подбирать для них индивидуальные виды работы, применять приемы, позволяющие выполнить задание после более подготовленных детей.

Фронтальные логопедические занятия

Логопедические занятия в специализированном детском саду являются основной формой коррекционного обучения, на которых осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Фронтальные занятия проводятся на протяжении всего времени обучения в определенной системе, по единому для всех детей плану с учетом индивидуальных особенностей. На них присутствуют все дети без исключения. К работе на фронтальных занятиях дети готовятся на индивидуальных и групповых.

Логопедические занятия, в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции речи, подразделяются на следующие типы:

1. Занятия по формированию лексико-грамматических средств языка:

По формированию словарного запаса;

По формированию грамматического строя речи.

Основными задачами этих занятий являются развитие понимания речи, уточнение и расширение словарного запаса, формирование обобщающих понятий, практических навыков словообразования и словоизменения, умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды синтаксических структур.

2. Занятия по формированию звуковой стороны речи.

Основными задачами их являются формирование правильного произношения звуков, развитие фонематического слуха и восприятия, навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи, подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

3. Занятия по развитию связной речи.

Основная задача - обучение детей самостоятельному высказыванию. На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатление об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ-описание.

1-й период коррекционного обучения
(сентябрь, октябрь, ноябрь)

Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю.

Развитие понимания устной речи;
- умение вслушиваться в обращенную речь;
- выделять название предметов, действий, признаков;
- понимание обобщающего значения слов;
- подготовка к овладению диалогической формой общения;
- практическое усвоение некоторых форм словообразования - с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками;
- усвоение притяжательных местоимений «мой-моя»;
- практическое употребление существительных в винительном, дательном и творительном падежах;
- овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий по картинке, моделям;
- усвоение навыка составления короткого рассказа.

В первом периоде проводится 13-14 занятий по формированию речевых средств и 6-7 - на развитие первоначальных навыков связной речи.

2-й период коррекционного обучения
(декабрь, январь, февраль, март)

Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка проводятся 3 раза в неделю. Примерно 14 занятий по формированию словаря и грамматического строя и 12 - по развитию связной речи.

Уточнение представлений детей об основных цветах и их оттенках;
- практическое образование относительных прилагательных с различными значениями соотнесенности;
- различение и выделение названий признаков по вопросам: какой–какая–какое;
- усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
- употребление предлогов: в–на–из–под.

Связная речь:

Совершенствование навыка ведения диалога;
- сравнение предметов с выделением сходных качеств;
- составление простого описания предмета;
- закрепление навыка построения простого предложения;
- распространение предложения путем введения однородных членов;
- усвоение конструктно-сложных предложений;
- составление коротких рассказов по картине, серии картин, описаний, простых пересказов;
- заучивание простых стихов.

3-й период коррекционного обучения
(март, апрель, май)

Закрепление навыка пользования приставочными глаголами;
- закрепление навыка образования относительных прилагательных; употребление притяжательных прилагательных; образование прилагательных с суффиксами -оньк, -еньк ;
- усвоение слов-антонимов;
- закрепление навыка согласования прилагательных с существительными;
- расширение значений предлогов.

Связная речь:

Совершенствование диалогической формы речи;
- распространение предложений;
- составление рассказа по картинке, серии картин;
- составление рассказа описания, пересказ;
- усвоение конструкций сложноподчиненных предложений.

Проведение фронтальных занятий требует от логопеда организации работы с воспитателями по подготовке детей к логопедическому занятию и отработке данного материала после занятия. Все виды работ строятся в течение месяца в рамках 3-4 лексических тем. Виды работ планируются исходя из общедидактического принципа: от простого к сложному.

Примерное распределение тем по месяцам:

· Сентябрь: «Детский сад», «Осень», «Части тела», «Умывательные принадлежности».

· Октябрь: «Овощи-фрукты», «Дом и его части», «Одежда», «Обувь».

· Ноябрь: «Мебель», «Посуда», «Игрушки».

· Декабрь: «Домашние животные», «Продукты питания», «Зима».

· Январь: «Новый год», «Дикие животные», «Домашние птицы».

· Февраль: «Дикие птицы», «Почта», «День армии».

· Апрель: «Город», «Транспорт», «Профессия», «Насекомые».

· Май: «Лес», «Поле», «Луг».

Проведение фронтальных занятий с учетом лексических тем требует большого количества наглядного материала. Это наборы предметных картинок, пособия для дидактических игр, сюжетные картинки, муляжи, игрушки, предметы...

Говоря о фронтальных занятиях, необходимо отметить значимость этапов.

Занятие начинается с организационного момента, его цель - собрать внимание детей и подвести их к теме и цели занятия. Сюда включаются упражнения на внимание, развитие памяти.

Второй этап повторения должен быть органически связан с новым материалом.

Третий этап - обучающий.

Четвертый этап - последовательное закрепление нового материала.

Пятый этап - итог занятия. Здесь может быть дана дифференцированная оценка каждого ребенка или упражнение, подтверждающее еще раз, что занятие поставленной цели достигло.

ОСЕНЬ

Тема «Осень» (занятие № 1)

Цели:


- практическое употребление существительных единственного и множественного числа;
- использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- заучивание стихотворения.

Оборудование: листья деревьев.

Ход занятия

1. Оргмомент: «Сядет тот, у кого на столе лежит красный листочек (зеленый, желтый)».

2. Введение в тему: «Какой у тебя лист? А у тебя? Да, листья разных цветов, они разноцветные. Какие у нас листья? (Разноцветные.) Давайте скажем про листья громко, тихо, шепотом».

Логопед загадывает загадку: «Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью)». «Как можно узнать, что за окном гуляет осень? (Моросит дождь, дует ветер, листья опадают, птицы собираются улетать на юг, дети надели теплые курточки, сапожки...)».

Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется!

Звонит телефон, говорит гномик из сказочной страны Гномии. Он сообщает, что к ним тоже пришла осень, и дает детям задание. У них в стране все маленькое-маленькое и поэтому все зовется ласково. А как? Это должны сказать дети:

дождь - дождик - дождичек трава - травка
солнце - солнышко туча - тучка - тученька
лист - листик - листочек ветка - веточка
лес - лесок - лесочек ветер - ветерок - ветерочек

Физкультминутка.

Листопад, листопад, в руке листья, взмах руками поочередно,
Листья желтые летят, обеими руками,
Под ногами шелестят приседают,
И летят, летят, летят... бросают листья на пол.

5. Образование множественного числа существительных. Игра «Один и много».

лужа - лужи лист - листья дерево - деревья
ветка - ветки туча - тучи птица - птицы
цветок - цветы дождь - дожди

6. Развитие памяти. Стихотворение:

Дождик, дождик, что ты льешь, погулять нам не даешь?
- Потому иду с утра, осень вам встречать пора!

7. Итог занятия. « О каком времени года говорили?»

Тема «Осень» (занятие № 2)

Цели:

Расширение словаря по теме «Осень»;
- название признаков предметов, активизация словаря относительных прилагательных;
- развитие мелкой моторики.

Ход занятия

1. Оргмомент. «Назвать признаки осени». Дети стоят по кругу, в руке одного ребенка кленовый лист, значит, ему начинать игру - назвать любой признакосени, после лист передается любому другому ребенку.

2. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Трава, куст, дерево».

3. Образование относительных прилагательных. Логопед предлагает детям собрать букет из осенних листьев (листья лежат на полу). «Представим, что мы находимся в осеннем лесу. Листья так красивы, что хочется собрать букет из них. Какой лист хочется положить в букет тебе? С какого дерева этот лист? (С березы)». Рассматривают, называют: лист с березы - березовый (кленовый, рябиновый, дубовый). «Смотрите, еще листья падают, еще и еще. Как можно сказать одним словом об этом? (Листопад)».

4. Развитие моторики. Выполняется упражнение «Листопад»:

Листопад, листопад, поочередно взмах руками,
Листья желтые летят, обеими руками,
Под ногами шелестят приседают,
И летят, летят, летят... покружиться и присесть.

5. Расширение словаря прилагательных. «Меняются листья осенью, они совсем не похожи на летние. А ведь изменились не только листочки, изменилось все вокруг». Игра «Самый внимательный».

Какая стала трава? - желтая, пожухлая, сухая...
Какое стало небо? - серое, хмурое, низкое...
Какой стал ветер? - холодный, резкий, порывистый...
Какой стал дождь? - частый, холодный, моросящий...

6. Закрепление материала. Игра «Листопад». По группе на полу лежат 3-4 обруча - это лужи. Рядом с каждым из них картинка дерева: березы, дуба, рябины, клена. У детей листья этих деревьев. По сигналу дети - «листики» летают, кто где хочет, по другому сигналу должны собраться у своего дерева, чья команда быстрее. «Вы с какого дерева? (С клена.) Значит, вы какие листочки? (Кленовые.)». Далее «листики» опять летают, ложатся на землю, «засыпают». Логопед меняет картинки деревьев местами.

7. Итог занятия. «В какую игру мы играли? («Листопад».) Когда бывает листопад?»

Тема «Осень» (занятие № 3)

Цели:

Расширение словаря по теме «Осень»;
- развитие связной речи;
- развитие мелкой моторики.

Оборудование: листья деревьев, предметные, сюжетные картинки.

Ход занятия

1. Оргмомент. «Сядет тот, у кого на столе кленовый лист (березовый, рябиновый, дубовый). Поднимите березовые листочки. Какие листья подняли?»

2. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Трава, куст, дерево, ветер качает ветки».

3. Развитие мышления. Загадки:

Вот он деревце качает
И разбойником свистит,
Вот последний лист срывает
И кружит его, кружит (Ветер).

По небу ходила,
Солнышко закрыла,
Только солнце спряталось,
И она расплакалась (Туча).

Листья опадают, птицы улетают. Дождик поливает, когда это бывает? (Осенью.)

4. Развитие связной речи (составление рассказа). На доску выставляются картинки «осень», «небо в тучах», «краешек солнца выглядывает из-за тучи», «дождь», «лужи на дороге», «деревья в золотом уборе», «дерево с опадающими листьями», «летящая стая птиц». По каждой картинке дети составляют предложение («надо сказать красиво про картинку»).

Наступила осень. Небо покрыто тучами. Солнышко редко появляется на небе. Часто идет холодный дождь. На дорогах лужи. Листья на деревьях стали разноцветными. Начался листопад. Птицы улетают на юг (в теплые края).

Логопед сообщает, что у детей получился рассказ об осени, и предлагает детям еще раз повторить его. Один ребенок рассказывает про первые три картинки, второй - про вторые три картинки, третий - про остальные.

Физкультминутка.

Маленькие листики тихо сидят, присели
Глазки закрыли, крепко спят, повторить
Вдруг веселый ветер с шумом прилетел, бегают, кружатся
И каждый листочек гулять захотел.
Ветер дуть перестал, к земле листики прижал, присели

6. Заслушивают еще несколько рассказов: дети рассказывают по цепочке, по половине рассказа вдвоем, один полностью.

7. Итог занятия. Оценивают рассказы детей.

НАШЕ ТЕЛО

«Наше тело» (занятие №1)

Цели:

Развитие пространственной ориентировки;
- расширение словаря по теме «Наше тело»;
- практическое употребление слов с уменьшительно-ласкательным значением;
- развитие внимания, памяти.

Оборудование: геометрические фигуры, ванночка, кукла, кружечка.

Ход занятия

1. Оргмомент. Выкладывание человечка из геометрических форм по инструкции логопеда: «Положите овал, сверху на овал круг, внизу овала - две палочки, сбоку от овала справа и слева по палочке, да так, чтобы они оказались сверху. Кто у вас получился? (Человечек.) Что у него есть? (Голова, туловище, ноги, руки.)». Все выполняется сидя на ковре.

2. Введение в тему. Дети стоят по кругу. Логопед говорит задания, дети слушают и выполняют. Задания: «Поднимите ногу, опустите ногу. Поднимите обе руки, опустите руки. Потрогайте живот, грудь. Почешите спину, наклоните голову вперед. Поморгайте глазами. Для чего нам нужны глаза? (Смотреть.) Потрогайте уши. Для чего нам нужны уши? (Слушать.) Потрогайте нос. Для чего нам нужен нос? (Нюхать, дышать.)».

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Логопед говорит: «Я принесла куклу. Она похожа на человека? У нее такие же части тела? Да, только маленькие. Поэтому будем называть их очень ласково. Сейчас будем куклу купать». Сажают куклу-голыша в ванную, поливают теплой водой из кружки. «Саша, полей воду кукле на голову. Что ты делаешь? - Я поливаю головку (плечики, спинку, ножки, ручки, ладошки, коленочки, пяточки, пальчики, личико, животик...)». Куклу вымыли и завернули в полотенце.

4. Физкультминутка. «Кукла пока «отдыхает», и мы отдохнем». Все встают. Игра «Путаница». Логопед сообщает, что сейчас он будет говорить одно, а делать совсем другое. Нужно очень внимательно слушать и делать то, что просят. Предупреждает, что он постарается запутать детей. Например, просит детей показать живот, а сам в это время трогает уши...

5. Развитие памяти. Логопед предлагает выучить потешку, а затем найти в ней ласковые слова: личико, глазки, щечки, роток, зубок.

Водичка, водичка, умой мое личико.
Чтобы глазки блестели, чтобы щечки алели.
Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

6. Итог занятия. Попросить 2-3 детей прочитать потешку наизусть.

Физкультминутка.

Ножками потопали, ручками похлопали.
Глазками помигали, вокруг себя попрыгали.

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

На доске выставляются 4 портрета. «Какой здесь человечек? - Веселый (грустный, сердитый, удивленный). Как узнали? - Рот улыбается, брови подняты (глаза большие, рот круглый...)».

5. Согласование существительных с числительными. Логопед обращает внимание детей на то, что у нас количество частей тела одинаково, а говорим по-разному, например: один нос, одна шея. Спрашивает, про что на нашем теле можно сказать:

Один? - нос, рот, подбородок, затылок, лоб, живот.
Одна? - шея, переносица, спина, голова, грудь.
Два? - уха, глаза, колена, локтя.
Две? - руки, ноги, брови, щеки, ноздри, пятки, ладони.
Много? - волос, пальцев, зубов, ресниц, ногтей.

Итог занятия.

ОВОЩИ

Тема «Овощи» (занятие № 1)

Цели:

Расширение словаря по теме «Овощи»;
- упражнение в употреблении словосочетаний;
- формирование обобщающего понятия «овощи»;
- развитие мелкой моторики.

Оборудование: картинки «овощи», настоящие овощи или муляжи.

Ход занятия

1. Оргмомент. «Сядет тот, кому я скажу слово «пожалуйста».

2. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Кулак - ладонь».

3. Введение в тему. Логопед загадывает детям загадки:

Сидит девица в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
Сто одежек и все без застежек. (Капуста)

Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что потом мы испекли,
Ели да хвалили? (Картофель)

На грядке длинный, зеленый.
А в банке желтый, соленый? (Огурец)

Все картинки выставляются на доску. Еще раз называют. Где растут? «Все это овощи, они растут в огороде, на грядке, в земле или на кустике. Какие еще овощи вы знаете?» Называем, картинки выставляем на доску. На доске два символа. Надо разобраться, какие овощи растут в земле, какие сверху - на грядке.

4. Физкультминутка. Игра «Вершки и корешки».

Вспоминаем сказку «Вершки и корешки». Силуэт деда и медведя (из настольного театра) ставим в разные концы комнаты. Посредине «огород» - большой обруч, в нем картинки «овощи». Договариваемся, деду собираем вершки, медведю - корешки. Начинается игра: дети гуляют, по сигналу берут с грядки любой овощ и определяют, к кому отнести. Проверяют, правильно ли вручили овощи.

5. Образование словосочетаний существительных с глаголами. Беседа логопеда с детьми о сборе урожая. «Осенью люди собирают выращенный урожай. Овощи очень разные, поэтому и собирают их по-разному».

· Какие овощи выдергивают? (Морковь, репу, редис, свеклу...)

· Какие овощи выкапывают? (Картофель...)

· Какие овощи срывают? (Огурцы, помидоры, перец...)

· Какие овощи срезают? (Кабачки, тыкву...)

· Какие овощи срубают? (Капусту...)

Логопед добивается от детей ответов типа: «морковь выдергивают, картофель выкапывают...».

6. Итог занятия. «О чем говорили на занятии? Где растут овощи?»

Тема «Овощи» (занятие № 2)

Цели:

Активизация словаря по теме «Овощи»;
- согласование прилагательного с существительным в роде;
- составление простого предложения;
- развитие мелкой моторики, внимания, памяти.

Оборудование: овощи настоящие, картинки, символы, муляжи овощей.

Ход занятия

1. Оргмомент. Игра «Если услышишь название, хлопни в ладоши».

2. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Дождик».

Дождик, дождик, что ты льешь, ритмичное постукивание по столу
Погулять нам не даешь? указательными пальцами

3. Закрепление материала. Логопед читает стихотворение:

В огороде много гряд, есть и репа, и салат.
Есть и свекла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород нас прокормит целый год.

На доску выставляются картинки овощей, дети называют их, закрепляют понятие «овощи». Далее на доску выставляются полоски красного, зеленого, желтого цвета, а детям предлагают разобрать овощи по цвету.

4. Составление простого предложения. Игра «Путешествие овощей». На стульчики ставят вагоны красного, желтого, зеленого цвета. Овощи (картинки или шапочки) в огороде. По сигналу дети берут картинки (или надевают шапочки), и каждый «овощ садится» в соответствующий ему по цвету вагон. Едут: чу-чу-чу. Приехали, при выходе надо представиться кондуктору. Кондуктор: «Ты кто? - Я - красная морковь. Я - зеленый огурец и т.д.»

5. Согласование прилагательных с существительным в роде. Словесное упражнение «Какой овощ я задумала».

На столе - помидор, свекла, репа. Логопед: «Круглая... Круглый...»
На столе - капуста, огурец, лук. Логопед: «Зеленый... Зеленая...»
На столе - огурец, морковь, кабачок. Логопед: «Длинный... Длинная...»

Игра «Разведчики».

Узнать вкус овощей. На подносе кусочками нарезаны овощи. «Как узнать, какие они на вкус? Лук какой? Сейчас проверим». Двум-трем детям дают попробовать лук, просят сказать какой он по вкусу? (Лук - горький, морковь и репа - сладкие, помидор - кислый.)

7. Закрепление материала. Игра «Загадки». Выходит один ребенок, кладет в корзинку овощ (дети не должны видеть, что он положил). Рассказывает: «Угадайте, что у меня в корзине? Это овощ, он круглый, красный, кислый, растет на кустике и др.».

8. Итог занятия. «О чем говорили? Какими по вкусу бывают овощи?»

Тема «Овощи» (занятие № 3)

Цели:

Развитие связной речи, составление описательного рассказа по схеме;
- практическое употребление существительных во множественном числе;
- расширение и активизация словаря прилагательных.

Оборудование: схема, символы на цвет и форму.

Ход занятия

1. Оргмомент. Игра «Один и много». «У меня огурец, а в огороде растут огурцы».

Кабачок - кабачки, боб - бобы, патиссон - патиссоны,
помидор - помидоры, баклажан - баклажаны.

2. Расширение словаря прилагательных. Игра «Кто скажет больше слов?»

Выставляем огурец, рядом овал и зеленую полоску бумаги. Дети составляют предложение. «Огурец овальный, зеленый». Логопед предлагает вспомнить, какой огурец по вкусу (сладкий, соленый). Снова повторяют предложение: «Огурец овальный, зеленый, сладкий». «А какой он на ощупь?» (Твердый, холодный.) «Огурец овальный, зеленый, сладкий, твердый». Считают слова, оказалось, что про огурец придумали 4 слова. Логопед предлагает сказать уже самостоятельно, но про репу, морковь... (Репа круглая, сладкая, желтая, твердая, спелая, сырая, вкусная...)

ФРУКТЫ

Тема «Фрукты» (занятие № 1)

Цели:

Расширение словаря по теме «Фрукты»;
- формирование обобщающего понятия;
- практическое употребление множественного числа существительных;
- развитие внимания, памяти.

Оборудование: картинки фруктов, картина «Фрукты в вазе», разрезные картинки «яблоко».

Ход занятия

1. Оргмомент. «Что это?» Логопед расставляет на доске картинки фруктов. Дети хором, затем индивидуально называют их (яблоко, груша, апельсин, мандарин, банан, персик, слива, вишня...). «Где растут? На чем растут?» Делают обобщение: «Все это называется одним словом «фрукты»».

2. Введение в тему. Игра «Какой фрукт забыли назвать?» Детям демонстрируется ваза с фруктами, логопед называет все фрукты, кроме одного. Дети должны догадаться, какой фрукт забыл назвать педагог.

3. Образование множественного числа существительных. Игра «Один - много». Демонстрируются картинки. Дети называют попарно:

Апельсин - апельсины, банан - бананы,
мандарин - мандарины, слива - сливы,
персик - персики, яблоко - яблоки.

4. Развитие мелкой моторики (проводится стоя):

Этот пальчик сливу трясет.
Этот пальчик сливы собирает.
Этот их домой несет.
А вот этот высыпает.

5. Употребление притяжательных местоимений. Игровое упражнение. У детей картинки фруктов. Сначала предлагается выйти детям с картинками, про которые можно сказать «мой» - апельсин, мандарин, банан, лимон, персик; «моя» - слива, вишня, груша; «мое» - яблоко.

6. Развитие восприятия и пространственных представлений. Логопед предлагает детям сложить яблоко из разрезных картинок. По ходу задаются вопросы индивидуально: «Что у тебя должно получиться? На сколько частей разрезано твое яблоко? Какого цвета?»

7. Развитие памяти. Выучить загадку про яблоко.

Само с кулачок, красный бочок,
Проведешь пальцем - гладко, а откусишь - сладко. (Яблоко)

8. Итог занятия. « Про что говорили на занятии? Где растут фрукты?»

Тема «Фрукты» (занятие № 2)

Цели:

Активизация словаря по теме «Фрукты»;
- практическое употребление существительных с уменьшительно-ласкательным значением;
- упражнение в образовании относительных прилагательных.

Оборудование: муляжи фруктов, контуры стаканов, трафареты фруктов.

Ход занятия

1. Оргмомент. Пропуск на занятие - повторить загадку про яблоко.

2. Введение в тему. Логопед приносит в корзине фрукты-муляжи, по очереди дети вынимают их из корзины, называют: «Я достал яблоко, я достал апельсин». «Что достали Саша и Оля?» - «Саша достал яблоко, а Оля апельсин». «Что я принесла в корзине?» - «Фрукты».

3. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных. Игра «Большой - маленький» (игра с мячом). Логопед называет фрукт и бросает ребенку мяч. Ребенок должен назвать этот же фрукт ласково и вернуть мяч логопеду (яблоко - яблочко, вишня - вишенка, апельсин - апельсинчик...).

4. Развитие осязания, представления. Игровое упражнение «Что рассказали пальчики?» Дети на ощупь находят фрукты. «Как ты узнал, что это персик?» - «У него есть полосочка, вмятинка на боку».

5. Физкультминутка на развитие мелкой моторики. (См. занятие № 1.)

6. Преобразование существительного в прилагательное. Логопед с детьми выясняют, что можно приготовить из фруктов (компот, повидло, джем, салат, варенье, сок, пироги...).

Из яблок можно приготовить яблочное варенье, из апельсинов - апельсиновое, из персиков - персиковое, из вишни - вишневое, из слив - сливовое...

7. Закрепление материала. Игровое упражнение «Приготовим фруктовый сок». Детям предлагаются контуры стаканов и трафареты разных фруктов. Нужно обвести контур фрукта на стакан. «Какой у тебя фрукт?» - «Яблоко». «Какой ты приготовил сок?» - «Яблочный».

8. Итог занятия. «О чем говорили на занятии? Из чего готовили сок? Какой сок мы сегодня приготовили?»

Тема «Фрукты» (занятие № 3)

Цели:

- активизация словаря по теме «Фрукты»;
- практическое употребление относительных прилагательных;
- развитие связной речи: учить составлять загадки о фруктах;
- развитие мелкой моторики пальцев рук.

Оборудование: картинки на развитие зрительного гнозиса, игрушка Карлсон, контуры стаканов с нарисованными на них фруктами, муляжи фруктов.

Ход занятия

1. Оргмомент. Выделение слова «фрукты» из ряда других слов. Логопед называет различные слова, на слове «фрукты» дети хлопают в ладоши.

Развитие мелкой моторики.

Ходит еж в саду по травке, пальцы ладоней скрещены
Натыкает на булавки пальцы смотрят вверх - «еж»
Грушу, сливу, всякий плод, пальцы сгибаются
Что под деревом найдет, не меняя первого положения
И с подарочком богатым пальцы обеих ладоней «бегут» по столу
Возвращается к ежатам.

3. Развитие зрительного гнозиса. Детям раздаются карточки, на которых контуры фруктов закрыты контурами других предметов. Каждый ребенок должен догадаться, какой «фрукт спрятался» на их карточке.

4. Практическое употребление относительных прилагательных. Прилетает в гости Карлсон, просит угостить его вкусненьким. Ему предлагают фруктовые соки. Дети выбирают любой стакан с соком и угощают Карлсона. «Я угощаю тебя грушевым соком.
А я - сливовым».

5. Физкультминутка. Карлсон благодарит детей за угощение. Логопед предлагает ему посмотреть, как дети умеют играть в игру «Чей голосок». Дети стоят по кругу, один ребенок в кругу с закрытыми глазами.

Мы немножко поиграем, идут по кругу
Как ты слушаешь, узнаем,
Постарайся, угадай, идут к центру круга
Кто позвал тебя, узнай. идут из круга
Ребенок, до которого дотронулся логопед, зовет по имени водящего.

6. Развитие связной речи (составление загадок). Загадай загадку. Логопед сообщает детям, что сегодня они будут учиться составлять загадки о фруктах. Дается образец. В корзинку логопед кладет банан, рассказывает: «У меня в корзинке фрукт. Он длинный, желтый, вкусный, сладкий, гладкий. Его очень любят обезьяны». Далее загадки составляют дети.

Итог занятия.

ДОМ И ЕГО ЧАСТИ

Физкультминутка.

Целый день тук да тук, стучат кулак о кулак
Раздается громкий стук.
Строим дом, дом большой, руки в стороны, вверх
И с крылечком, и с трубой, руки у груди, вверху
Разукрасим мы дом, красят
Наверху флажок прибьем, на пальцах флажок
Будут жить в доме том приставляют ладошки к голове, затем кулачки
Зайка с мишкой и слоном, руки вперед, ладони соединены

4. Образование сложных слов. «Дома различаются не только по материалу, из которого они сделаны, но и по высоте. Какие бывают дома? - Низкие, высокие, высотные». Логопед говорит, что она живет в доме, в котором два этажа. Она живет в двухэтажном доме. «В каких домах живете вы?» Дети вспоминают, сколько этажей в их доме, с помощью логопеда образовывают слова: трехэтажный, четырехэтажный, пятиэтажный...

5. Итог занятия. Домашнее задание: посмотреть и сосчитать, сколько этажей в вашем доме. Из какого материала он построен?

Физкультминутка.

Мы по лестнице бежим и считаем этажи, бег на месте
Раз этаж, два этаж, три, четыре, прыжки на месте
Мы в квартире. поворот кругом

5. Употребление предлога между. «Новоселье в новом доме». Детям предлагается помочь расселению новоселов в новом доме. Дети расселяют игрушки по три на каждом этаже. Далее надо рассказать, кого поселили на первом, втором, третьем этаже. Но сначала надо сказать о первой и третьей квартире, а затем о второй. Например: «Я заселял первый этаж. В первой квартире теперь живут собачки, в третьей - Чебурашка.
А между ними, во второй квартире, - крокодил Гена и т.д.».

6. Итог занятия.

ОДЕЖДА

Тема «Одежда» (занятие № 1)

Цели:

Активизация и расширение словаря по теме «Одежда»;
- умение самостоятельно задавать вопросы;
- усвоение притяжательных существительных;
- развитие внимания, памяти, мыслительных процессов.

Оборудование: предметные и разрезные картинки с изображением одежды, куклы, кукольная одежда.

Ход занятия

1. Оргмомент: «Пусть присядет тот, у кого красная рубашка (синие шорты, зеленое платье, белые колготки и т.д.)».

2. Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальцев «Надеваем перчатки»: помассировать каждый пальчик от ногтя к основанию, сначала на одной руке, затем на другой, начиная с мизинца.

3. Введение в тему. Перед детьми выставлены две куклы - одетая и раздетая. Логопед задает вопросы: «Чем отличаются эти куклы? Для чего нужна человеку одежда?» Выставляются и называются предметные картинки по теме. Предлагается назвать ту одежду, которой нет на картинках. «А как назвать эти предметы одним словом? (Одежда)».

4. Развитие психических процессов. Игра «Запомни и назови по порядку». Детям предлагается 5-6 картинок с предметами одежды для запоминания, затем без зрительной опоры они должны перечислить их. Варианты проведения:

1) Перед ребенком выставлено несколько предметных картинок. Логопед перечисляет их, не называя одну. Ребенок должен определить, какая из картинок не была названа.

2) Ребенку называют на одну картинку больше, чем выставлено перед ним. Он должен определить, какой картинки не хватает.

5. Физкультминутка. «Покружатся те ребята, кто пришел в шортах (футболках). Попрыгают те ребята, на ком надеты рубашки. Присядут девочки, которые пришли в платьях».

6. Употребление притяжательных местоимений. Логопед предлагает детям выбрать из представленных предметных картинок те, про которые можно сказать:

Моя - шуба, куртка, блузка, юбка, рубашка и т.д.;
Мой - сарафан, костюм, свитер, пиджак, плащ и т.д.;
Мои - брюки, шорты, носки, колготки, варежки и т.д.;
Мое - платье, пальто, белье.

7. Развитие восприятия и пространственных представлений. Игра «Сложи картинки». Каждому ребенку раздается разрезная картинка по теме «Одежда». Он должен собрать эту картинку и назвать изображенный на ней предмет.

8. Игра «Отгадай, что я загадала». Логопед берет картинку с изображением предмета одежды, не показывая ее детям, а дети с помощью наводящих вопросов стараются угадать предмет одежды. Ребенок, догадавшийся первым, становится ведущим в игре.

9. Закрепление материала. Игра «Поможем Оле и Коле». «Нужно собрать вещи в дорогу для Оли и Коли. Вот Олин чемодан, а это Колин чемодан». Каждый ребенок берет по одному предмету и определяет, чья это одежда и в чей чемодан ее необходимо сложить. «Это платье для Оли, Олино платье. Это свитер для Коли, Колин свитер».

10. Итог занятия. «О чем сегодня говорили? Для чего нужна одежда?»

Тема «Одежда» (занятие № 2)

Цели:

Расширение и активизация словаря,
- практическое употребление названий деталей одежды;
- образование уменьшительно-ласкательной формы существительных;
- отработка фразы с употреблением существительных в винительном падеже.

Оборудование: предметные карти

Конспект подгруппового занятия по развитию речи в старшей логопедической группе по теме: «Мы люди, а не куклы»

Цель: Закрепить знания детей о человеке и частях тела. Пополнять и активизировать словарный запас. Учить объяснять переносное значение слов. Развивать: внимание, мышление, память, звуко-буквенные сопоставления, быстроту реакции, навык словоизменения, умение координации речи с движением, мелкую моторику мышц рук, навык ориентировки в пространстве, правильное речевое дыхание. Тренировать умение детей выражать свои эмоции мимикой. Формировать умения связной речи.

Словарь: названия частей тела.

Грамматическая форма: образование уменьшительно-ласкательной формы существительных, существительных с помощью суффикса -ищ-, существительных множественного числа в родительном падеже; согласование существительных и числительных в роде, числе, падеже; составление сложноподчинённых предложений с союзами «потому что», «для того чтобы», «а».

Оборудование: кукля Катя, игрушки, мяч, чудо-мешочек, сердца из картона, ТСО.

Ход занятия.

I Организационный момент.

Психологический настрой.

Глазки, глазки, вы проснулись?

Ушки, ушки, вы проснулись?

Щёчки, щёчки. Вы проснулись?

Ручки, ручки, вы проснулись?

Мы проснулись. И к солнцу потянулись!

II Основная часть.

Путешествие в магазин игрушек и встреча с куклой Катей.

Сегодня я предлагаю вам, ребята, отправится в путешествие в магазин игрушек. Для этого нам нужно закрыть глазки, сделать глубокий вдох и досчитать до трёх: раз, два, три!

Мы с вами очутились в магазине игрушек. Назовите пожалуйста игрушку, которая находится слева от вас, между мишкой и собачкой. (Слева от нас, между мишкой и собачкой, находится кукла).

Совершенно верно, это кукла. Её зовут Катя. Давайте её рассмотрим.

Из каких частей состоит тело куклы?

Что на голове у куклы?

Что на лице?

Что есть у куклы на руках и ногах?

А это что? (Это спина, грудь, живот).

2. Д/и «Назови части тела» (игра с мячом)

Ребята, рассмотрите внимательно куклу Катю и назовите каких частей тела у неё по два (у куклы Кати две руки…ноги, брови, глаза, уха, плеча, ладони, колена, пятки, ступни).

Молодцы! А теперь назовите, каких частей тела у куклы по одному? (У куклы Кати один рот…нос, живот, шея, спина, голова).

А чего у куклы много? (У куклы кати много волос, пальцев, ресниц, ногтей).

3. Д/и «Подумай и ответь»

Сколько глаз у двух кукол?

Сколько ушей у трёх кукол?

Сколько носов у пяти кукол?

Сколько пальцев на правой руке у куклы?

Сколько у куклы пальцев на обеих руках?

Сколько голов у десяти кукол?

4. Физ.минутка.

Топни левою ногой!

Влево шаг! На месте стой,

Повернись направо к другу,

Правую дай другу руку.

Повернись налево к другу,

Левую дай другу руку.

Шаг назад и два вперёд!

Вправо, влево, поворот!

5. Д/и «Измени слова»

Эта Катя просто прелесть, да и другие куклы тоже. Правда? На кого они похожи? (Куклы похожи на маленьких людей).

Верно вы заметили, что куклы похожи на маленьких людей. И все части тела у куклы тоже маленькие. Давайте их назовём.

У куклы маленькая ручка - а у нас большая ручища.

У куклы маленькая ножка - а у нас большая ножища.

У куклы маленькие глазки - а у нас большие глазищи.

У куклы маленький носик - а у нас большой носище.

У куклы маленький ротик - а у нас большой ротище.

6. Беседа. Сравнение куклы и девочки.

Посмотрите сколько общего у нас с куклой Катей. Значит, кукла тоже человек, или мы с вами тоже куклы?

Вот Лера (логопед показывает на девочку). А вот Катюша 9 показывает на куклу). До чего же они похожи! Значит, девочка Лера тоже кукла?

(нет, Лера это девочка)

Лера, подойди ко мне. Мы сравним тебя с куклой.

Что на голове у куклы? А что на голове у Леры?

Волосы у Леры растут? А волосы у куклы растут?

Давайте пощупаем волосы Кати. Какие они на ощупь? (У Кати волосы жёсткие).

А теперь пощупайте свои волосы. Какие они? (У нас волосы мягкие).

Голова у куклы может вращаться самостоятельно? А у Леры?

Для чего кукле руки? Она может ими что-нибудь сделать? (Нет, кукла руками ничего не может сделать).

А сколько всего мы можем сделать с помощью рук! Давайте скажем, для чего же нам нужны руки?

7. Д/и «Чудо-мешочек»

Дети передают по кругу чудо-мешочек и «кладут» в него свой ответ.

8. Пальчиковая гимнастика «Утречко».

Утро настало, солнышко встало.

(ладони с растопыренными пальцами скрестить)

Эй, братец Федя,

(сжать кулак правой руки)

Разбуди соседей!

(большой палец правой руки направлен вверх и совершает круговые движения)

Вставай Большак!

(большой и указательный пальцы правой руки щёлкают по большому пальцу левой руки)

Вставай, Указка!

(щелчок по указательному пальцу)

Вставай, Серёдка!

(щелчок по среднему пальцу)

Вставай, Сиротка!

(щелчок по безымянному пальцу)

И крошка Митрошка!

(щелчок по мизинцу)

Привет, Ладошка!

(щелчок в центре ладони)

Все потянулись и проснулись.

(руки поднять вверх, потянуться, приподнявшись на носочки).

9. Д/и «Скажи и покажи»

Ребята, для чего кукле нужны ноги? Она может или самостоятельно двигать? (Нет, кукла не может самостоятельно двигать ногами).

А теперь давайте с вами назовём для чего же нам нужны наши ноги и покажем. (Дети называют и выполняют действия).

10. Продолжение беседы.

Посмотрите внимательно на нашу куклу. Как вы думаете, какое у неё настроение? (Я думаю, что у неё хорошее настроение, потому, что кукла улыбается).

А кукла может изменить выражение своего лица? (Нет, кукла не может изменить выражение своего лица).

А можем ли мы изменить выражения своих лиц? (Да, мы можем менять выражения своих лиц).

Тогда давайте это проверим и выполним упражнение «Мы умеем».

Мы умеем улыбаться,

Мы умеем удивляться,

Мы умеем огорчаться,

Мы умеем сердиться,

Мы умеем восхищаться,

Мы умеем радоваться!

Какова кукла на ощупь? Какая на ощупь Лера? (кукла на ощупь холодная, а Лера тёплая).

Что есть в туловище у куклы? (В туловище у куклы ничего нет).

А что есть внутри у Леры? (внутри у Леры органы).

В груди у Леры, и у каждого из нас, есть маленький моторчик. Догадались, что это? (Это наше сердце).

Давайте проверим, действительно ли у каждого из нас есть сердце. Для этого нам нужно сделать зарядку. (Дети выполняют зарядку).

Послушайте как стучит ваше сердце. А теперь послушайте, стучит ли сердце у Кати?

Почему к куклы сердце не стучит? (Сердце у куклы не стучит, потому что она неживая и сердца у неё нет).

Верно. У каждого из нас есть сердце, у каждого человека есть сердце. Но не каждому человеку говорят, что у него «золотое сердце». В каком случае так говорят? (Варианты ответов детей).

Верно, так говорят о добрых, хороших людях. А вы у меня тоже все хорошие, добрые. Послушные. Поэтому я для вас приготовила подарки. (Логопед раздаёт детям картонные золотые сердца).

Давайте покажем, как бьются наши золотые сердца.

11. Упражнение «Золотое сердце».

Дети встают в круг и берутся за руки. Вдох через нос - все делают шаг вперёд. Выдох через нос - шаг назад. Выполнить несколько таких «ударов сердца».

12. Возвращение в группу.

Каждое путешествие подходит к концу. Подошло к концу и наше путешествие, пора нам возвращаться в нашу группу. Для этого нам нужно закрыть наши глаза и сделать глубокий вдох: раз, два, три - глазками смотри!

III Заключительная часть.

Подвести итог занятия.

Игра «Прочитай слово - ребус»

Дети должны составить слово по первым звукам картинок, расположенных на магнитной доске: «Молодцы».

Конспект нод по развитию речи в старшей логопедической группе на тему «Игрушки»

Цель: совершенствование лексико-грамматических категорий.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: уточнение, расширение и обобщение представлений детей об игрушках, материалах из которых они сделаны; формирование обобщающего понятия – игрушки; уточнение и расширение словаря по теме «Игрушки»; совершенствовать грамматический строй речи (образование имен существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами); учить образовывать прилагательные с существительными;

Коррекционно – развивающие : развитие связной речи, мышления, внимания, памяти; способствовать развитию мелкой моторики; учить четко, проговаривать слова, строить правильно предложение; развивать элементарные математические представления; развитие общей моторики.

Воспитательные: формирование положительной установки детей на участие в занятии; воспитание умения выполнять задание до конца; воспитывать умение слушать своих товарищей.

Оборудование: разнообразные игрушки, предметные картинки с изображением игрушек, мультимедийное приложение, интерактивная доска, презентация.

Ход нод.

1. Организационный момент.

(Логопед встречает детей, организует приветствие, предлагает им встать около стульчиков.)

Логопед:- Ребята, сядет тот, кто назовет ласково своих товарищей сидящих с вами по соседству. Например: Лизу можно назвать Лизонька, а Аделя - Адельчик. (Дети произносят ласковые имена товарищей и садятся.)

1-й ребенок: Альбертик.

2-й ребенок: Риточка.

3-й ребенок: Амирчик.

4-й ребенок: Миланочка.

Логопед:- Молодцы! Как вы ласково обращаетесь друг к другу.

2. Психогимнастика.

Логопед: - Дети, отгадайте загадку: “Его бьют, а он не плачет, только еще выше скачет”. (Мячик.)

Изобразите, с помощью губ и щек, какой мячик бывает?(Дети изображают)

Каким станет мяч, попавший под колесо машины?

Изобразите, как вы огорчитесь, увидев разорванный мячик?

Изобразите, как вы обрадуетесь, когда родители купят вам новый, разноцветный, красивый мяч?

3. Сообщение темы.

Логопед: - Ребята! Хотите побывать в стране игрушек? Я вас туда приглашаю! Ой! (На интерактивной доске появляется изображение Винни – пуха и Пятачка со звуковым сопровождением ) Кто это зовёт на помощь?

Дети: - Винни-пух и Пятачок!

Логопед: Почему Винни-пух невесёлый, такой грустный и печальный? Все его игрушки убежали. Ребята, поможем Винни – пуху, найти его игрушки?

Дети: (ответы детей )

4. Пальчиковая гимнастика “Игрушки” (Работа над темпом и ритмом речи.)

– Но сначала нужно нам, наши пальчики размять.

На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Куклы Катины сидят:
Два медведя, Буратино, (
Загибают поочередно все пальчики.)
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять,
(Разгибают поочередно пальчики.)
Помогаем нашей Кате
(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Мы игрушки сосчитать.

5. Развитие лексико-грамматических категорий. Образование относительных прилагательных.

Логопед: Ребята поищем с вами пропавшие игрушки?

Дети находят игрушки в игровом уголке, берут по игрушке и подходят к столу.

Игра «Из чего сделана игрушка?»

Логопед: Что ты нашел? (Утку.)

Из чего она сделана? (Из пластмассы)

Значит утка, какая? (Пластмассовая утка.)

Каждый называет свою игрушку и говорит, из чего она сделана (Матрешка, машина, пирамида, лиса, ….)

Логопед: Молодцы ребята! Винни – Пух очень рад, что вы нашли игрушки, но оказывается, в стране игрушек все игрушки поссорились друг с другом и перестали дружить. Все из-за того, что игрушки не смогли найти себе хозяев. Выберите себе игрушку, а затем мы расскажем, чья эта игрушка.

Игра «Чья игрушка?»

Каждый ребенок выбирает себе по игрушке. Один ребенок встает и показывает, а остальные дети рассказывают, чья теперь эта игрушка.

Д: (-У Димы самолет. Это Димин самолет. - У Алины кукла. Это Алинина кукла.)

Логопед: В стране игрушек полный порядок. Ребята у каждого из вас по игрушке. Игрушкам очень нравится, когда их называют ласково.

Игра «Назови ласково» Образование существительных с уменьшительно – ласкательным значением.

Кукла – … (куколка)

Машина – … (машинка)

Мяч – …(мячик)

Матрёшка – …(матрёшечка)

Пирамида – …(пирамидка)

Мишка – …(Мишенька)

Собака – … (собачка)

Заяц – …(зайчик)

Самолёт – … (самолётик)

Паровоз – …(паровозик)

6 . Динамическая пауза

Вот большая пирамидка (потянуться вверх)
И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)
Мягкий мишка косолапый (
шаги на месте, на внешней стороне стопы)
Все живут в большой коробке
(показать большой квадрат)
Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)
Начинают все играть (изобразить любое движение)

7. Сенсорное развитие

Игровое упражнение «Расставь правильно». Развитие зрительно-пространственного восприятия. Дети по заданию логопеда расставляют на столе игрушку.

Поставим посередине стола (утку);

Справа от…(утки) поставим (пирамиду);

Слева от, (….) положим и т.д.

Логопед: Сегодня на занятии у каждого из вас было по одной игрушке. А в стране игрушек их много. Представьте что, у вас не один мяч, не одна кукла, а много. А как же тогда про них говорят? Попробуем это сделать?

Игра «Скажи о нескольких игрушках». Детям предлагается ответить на вопросы.

Одна кукла, а если их несколько?

- (Куклы.)

Один мяч, а если их несколько?

- (Мячи и т.д.)

Кукла – куклы

Машина – машины

Мяч – мячи

Матрёшка – матрёшки

Конспект подгруппового занятия по развитию речи в старшей логопедической группе по теме: «Мы люди, а не куклы»

Цель: Закрепить знания детей о человеке и частях тела. Пополнять и активизировать словарный запас. Учить объяснять переносное значение слов. Развивать: внимание, мышление, память, звуко-буквенные сопоставления, быстроту реакции, навык словоизменения, умение координации речи с движением, мелкую моторику мышц рук, навык ориентировки в пространстве, правильное речевое дыхание. Тренировать умение детей выражать свои эмоции мимикой. Формировать умения связной речи.

Словарь: названия частей тела.

Грамматическая форма: образование уменьшительно-ласкательной формы существительных, существительных с помощью суффикса –ищ-, существительных множественного числа в родительном падеже; согласование существительных и числительных в роде, числе, падеже; составление сложноподчинённых предложений с союзами «потому что», «для того чтобы», «а».

Оборудование: кукля Катя, игрушки, мяч, чудо-мешочек, сердца из картона, ТСО.

Ход занятия.

I Организационный момент.

Психологический настрой.

Глазки, глазки, вы проснулись?

Ушки, ушки, вы проснулись?

Щёчки, щёчки. Вы проснулись?

Ручки, ручки, вы проснулись?

Мы проснулись. И к солнцу потянулись!

II Основная часть.

    Путешествие в магазин игрушек и встреча с куклой Катей.

Сегодня я предлагаю вам, ребята, отправится в путешествие в магазин игрушек. Для этого нам нужно закрыть глазки, сделать глубокий вдох и досчитать до трёх: раз, два, три!

Мы с вами очутились в магазине игрушек. Назовите пожалуйста игрушку, которая находится слева от вас, между мишкой и собачкой. (Слева от нас, между мишкой и собачкой, находится кукла).

Совершенно верно, это кукла. Её зовут Катя. Давайте её рассмотрим.

Из каких частей состоит тело куклы?

Что на голове у куклы?

Что на лице?

Что есть у куклы на руках и ногах?

А это что? (Это спина, грудь, живот).

2. Д/и «Назови части тела» (игра с мячом)

Ребята, рассмотрите внимательно куклу Катю и назовите каких частей тела у неё по два (у куклы Кати две руки…ноги, брови, глаза, уха, плеча, ладони, колена, пятки, ступни).

Молодцы! А теперь назовите, каких частей тела у куклы по одному? (У куклы Кати один рот…нос, живот, шея, спина, голова).

А чего у куклы много? (У куклы кати много волос, пальцев, ресниц, ногтей).

3. Д/и «Подумай и ответь»

Сколько глаз у двух кукол?

Сколько ушей у трёх кукол?

Сколько носов у пяти кукол?

Сколько пальцев на правой руке у куклы?

Сколько у куклы пальцев на обеих руках?

Сколько голов у десяти кукол?

4. Физ.минутка.

Топни левою ногой!

Влево шаг! На месте стой,

Повернись направо к другу,

Правую дай другу руку.

Повернись налево к другу,

Левую дай другу руку.

Шаг назад и два вперёд!

Вправо, влево, поворот!

5. Д/и «Измени слова»

Эта Катя просто прелесть, да и другие куклы тоже. Правда? На кого они похожи? (Куклы похожи на маленьких людей).

Верно вы заметили, что куклы похожи на маленьких людей. И все части тела у куклы тоже маленькие. Давайте их назовём.

У куклы маленькая ручка - а у нас большая ручища.

У куклы маленькая ножка – а у нас большая ножища.

У куклы маленькие глазки – а у нас большие глазищи.

У куклы маленький носик – а у нас большой носище.

У куклы маленький ротик – а у нас большой ротище.

6. Беседа. Сравнение куклы и девочки.

Посмотрите сколько общего у нас с куклой Катей. Значит, кукла тоже человек, или мы с вами тоже куклы?

Вот Лера (логопед показывает на девочку). А вот Катюша 9 показывает на куклу). До чего же они похожи! Значит, девочка Лера тоже кукла?

(нет, Лера это девочка)

Лера, подойди ко мне. Мы сравним тебя с куклой.

Что на голове у куклы? А что на голове у Леры?

Волосы у Леры растут? А волосы у куклы растут?

Давайте пощупаем волосы Кати. Какие они на ощупь? (У Кати волосы жёсткие).

А теперь пощупайте свои волосы. Какие они? (У нас волосы мягкие).

Голова у куклы может вращаться самостоятельно? А у Леры?

Для чего кукле руки? Она может ими что-нибудь сделать? (Нет, кукла руками ничего не может сделать).

А сколько всего мы можем сделать с помощью рук! Давайте скажем, для чего же нам нужны руки?

7. Д/и «Чудо-мешочек»

Дети передают по кругу чудо-мешочек и «кладут» в него свой ответ.

8. Пальчиковая гимнастика «Утречко».

Утро настало, солнышко встало.

(ладони с растопыренными пальцами скрестить)

Эй, братец Федя,

(сжать кулак правой руки)

Разбуди соседей!

(большой палец правой руки направлен вверх и совершает круговые движения)

Вставай Большак!

(большой и указательный пальцы правой руки щёлкают по большому пальцу левой руки)

Вставай, Указка!

(щелчок по указательному пальцу)

Вставай, Серёдка!

(щелчок по среднему пальцу)

Вставай, Сиротка!

(щелчок по безымянному пальцу)

И крошка Митрошка!

(щелчок по мизинцу)

Привет, Ладошка!

(щелчок в центре ладони)

Все потянулись и проснулись.

(руки поднять вверх, потянуться, приподнявшись на носочки).

9. Д/и «Скажи и покажи»

Ребята, для чего кукле нужны ноги? Она может или самостоятельно двигать? (Нет, кукла не может самостоятельно двигать ногами).

А теперь давайте с вами назовём для чего же нам нужны наши ноги и покажем. (Дети называют и выполняют действия).

10. Продолжение беседы.

Посмотрите внимательно на нашу куклу. Как вы думаете, какое у неё настроение? (Я думаю, что у неё хорошее настроение, потому, что кукла улыбается).

А кукла может изменить выражение своего лица? (Нет, кукла не может изменить выражение своего лица).

А можем ли мы изменить выражения своих лиц? (Да, мы можем менять выражения своих лиц).

Тогда давайте это проверим и выполним упражнение «Мы умеем».

Мы умеем улыбаться,

Мы умеем удивляться,

Мы умеем огорчаться,

Мы умеем сердиться,

Мы умеем восхищаться,

Мы умеем радоваться!

Какова кукла на ощупь? Какая на ощупь Лера? (кукла на ощупь холодная, а Лера тёплая).

Что есть в туловище у куклы? (В туловище у куклы ничего нет).

А что есть внутри у Леры? (внутри у Леры органы).

В груди у Леры, и у каждого из нас, есть маленький моторчик. Догадались, что это? (Это наше сердце).

Давайте проверим, действительно ли у каждого из нас есть сердце. Для этого нам нужно сделать зарядку. (Дети выполняют зарядку).

Послушайте как стучит ваше сердце. А теперь послушайте, стучит ли сердце у Кати?

Почему к куклы сердце не стучит? (Сердце у куклы не стучит, потому что она неживая и сердца у неё нет).

Верно. У каждого из нас есть сердце, у каждого человека есть сердце. Но не каждому человеку говорят, что у него «золотое сердце». В каком случае так говорят? (Варианты ответов детей).

Верно, так говорят о добрых, хороших людях. А вы у меня тоже все хорошие, добрые. Послушные. Поэтому я для вас приготовила подарки. (Логопед раздаёт детям картонные золотые сердца).

Давайте покажем, как бьются наши золотые сердца.

11. Упражнение «Золотое сердце».

Дети встают в круг и берутся за руки. Вдох через нос – все делают шаг вперёд. Выдох через нос – шаг назад. Выполнить несколько таких «ударов сердца».

12. Возвращение в группу.

Каждое путешествие подходит к концу. Подошло к концу и наше путешествие, пора нам возвращаться в нашу группу. Для этого нам нужно закрыть наши глаза и сделать глубокий вдох: раз, два, три – глазками смотри!

III Заключительная часть.

    Подвести итог занятия.

    Игра «Прочитай слово – ребус»

Дети должны составить слово по первым звукам картинок, расположенных на магнитной доске: «Молодцы».



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»