В современном обществе социальная поддержка детей-сирот является основной задачей государства. И для этого разработано множество программ реализация, которых позволит сократить сиротство и поможет детям обрести свой дом.
Государственная программа "Помощь детям-сиротам в России" направлена на профилактику сиротства и оказание помощи детям-сиротам. Она предусматривает развитие деятельности общественных объединений и групп на местном уровне, способствующих улучшению положения детей-сирот и детей с ограниченными возможностями и изменению отношения общества к ним. Кроме того, Программа будет поддерживать инициативы, направленные на обмен информацией и укрепление взаимодействия между различными организациями и учреждениями, работающими с детьми.
Цель программы: Создания объединений по оказанию помощи и поддержанию нормальной жизнедеятельности детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей; Профилактические работы по сокращению сиротства; Развитие семейного воспитания; Оказание социально-психологической помощи детям.
Она направлена на следующие группы: дети от 0 до 4 лет, оставшиеся без попечения родителей, а также находящиеся в группе риска; Дети с ограниченными возможностями; Воспитанники детских домов в возрасте от 14 до 18 лет.
Программа предполагает поддержку программ по профилактике сиротства. Основные направление программы.
Программа "Помощь детям-сиротам в России" ориентирована на поддержку программ по профилактике сиротства и помощи детям-сиротам. Программа особо приветствует следующие направления деятельности:
Программы по развитию и созданию новых форм помощи детям-сирот: приемные семьи; патронатное воспитание; усыновление детей.
Программы в области профилактики сиротства: кризисные, реабилитационные центры для детей, а так же подростов, которые оказались в сложной жизненной ситуации; центры семейного консультирования; Центры для беременных; службы экстренной психологической помощи по телефону; приюты для реабилитации детей; центры по сохранению семьи и т.д.
Формы помощи и программы для детей с особыми нуждами в области профилактики сиротства: центры раннего вмешательства; программы по реабилитации и обучению детей с особыми нуждами; программы по защите прав детей с ограниченными возможностями.
Программы для детей, находящихся в государственных учреждениях для сирот: программы помощи выпускникам детских домов; программы помощи выпускникам детских домов и интернатов, находящимся в заключении; программы медико-психолого-педагогической реабилитации детей с особыми нуждами, проживающих в государственных учреждениях; внедрение новых методов работы; программы, направленные на создание системы поддержки персонала государственных/негосударственных детских учреждений.
Программа "Помощь детям-сиротам в России" включает в себя: 1.Программу грантов (безвозмездных субсидий), предусматривающую финансовую поддержку проектов, представленных некоммерческими, негосударственными организациями; 2. Программу по обучению (тренинги, семинары и консультации).3. Мероприятия по оценке результативности и эффективности выполнения поставленных программой целей и задач. http://www.uic.unn.ru/new_grant/deti.htm
Программа «Поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Нацелена на социальную адаптацию и реабилитацию, оздоровление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С 1999 года по 2010 год под опекой Фонда Дети России находился Верхнепышминский детский дом. Фонд ежегодно направлял около 2-х миллионов рублей на ежемесячную доплату педагогам, услуги бассейна и авто услуги (школьный автобус). Ежегодно фонд являлся координатором использования средств одного из предприятий компании, выделяемых на ремонт и реконструкцию здания детского дома, организацию досуга и летнего отдыха воспитанников.
С 2005 г. начал работу представитель Фонда в городе Владикавказ (Северная Осетия). 19 детей, ставшие сиротами в результате Бесланской трагедии, ежемесячно получают денежное пособие до достижения совершеннолетия.
Ежегодно Фонд оказывает помощь Центрам социальной реабилитации, детским домам, больницам и домам ребенка.
Программа «От сердца к сердцу». Направленна на проведение благотворительных акций и мероприятий. Все мероприятия, реализуемые в рамках этой программы, проводятся, чтобы в жизни каждого ребенка стало больше радости, ощущения тепла и заботы.
В рамках новогодней акции «Рождественская открытка» более 700-от детей от 4-х до 14-ти лет из 11 регионов России в качестве призов посещают лучшие новогодние представления в своих регионах и получают сладкие подарки (в том числе дети-сироты и дети-инвалиды).
Социальные работники проводит акции по сбору вещей, книг и средств для воспитанников детских домов, домов ребенка, детских исправительных учреждений. Они оказывает адресную помощь детям-инвалидам: оплату лечения или реабилитации по письмам и обращениям, а также финансирует спортивные и культурные мероприятия для детей-инвалидов, призванные адаптировать больных детей в социуме, повысить их самооценку и привлечь к занятиям спортом. http://www.russiankids.ru/ru/about/programm
Также государство оказывает помощь студентам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В период обучения по очной форме могут рассчитывать на материальное обеспечение. Таким студентам предоставляется бесплатное питание, одежда, жильё, медицинское обслуживание, а так же бесплатный проезд, социальная стипендия, предоставление путевок в санатории и лагеря. На питание выделяется на одного студента в день 260 рублей; на одежду за год 44590 рублей; на проезд в месяц 720 рублей; социальная стипендия в месяц 2613 рублей. Эти данные вступили в силу с 1.02.2014.
Программа «Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях опекунов (попечителей), приемных родителей на 2012-2014 годы».
Цель программы: улучшить материальное положение детей-сирот; социальная поддержка; создание условий для нормального развития; решение проблем детей-сирот.
Задачи программы: Установление социальных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа; создание системы психологической поддержки; организация ежемесячной выплаты денежных средств на содержание детей-сирот.
Сроки реализации программы: 2014-2014 год.
Общий объём финансирования - 9 730,0 тысяч рублей; 2012 год - 3 074,0 тысяч рублей; 2013 год - 3 253,0 тысяч рублей; 2014 год -3 403,0 тысяч рублей.
Ожидаемые конечные результаты программы: Обеспечить социальную поддержку и улучшить положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; улучшить материальное положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; развитие различные формы устройства в семью детей-сирот; создание условия для передачи детей-сирот в семьи граждан (приемные, патронатные семьи и т.д.).
Вывод: Таким образом государство играет очень большую роль в судьбе воспитанников детских домов. Оно поддерживает их с помощью реализации программ по улучшению жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
АДМИНИСТРАЦИЯ ВЕРХНЕМАМОНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от»______»___________ 2013 г №_____
Об утверждении муниципальной
Также органом опеки и попечительства ведется большая работа по решению таких задач, как сохранность закрепленных жилых помещений за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лиц из их числа; обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью не ниже установленных норм, осуществляется учет и обеспечивается сохранность жилых помещений, закрепленных за несовершеннолетними детьми - сиротами, а также своевременная постановка на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в качестве нуждающихся в жилом помещении. В результате проверок актами межведомственных комиссий были признаны непригодными для проживания 2 жилых помещения, закрепленных за лицами из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 2- е лиц из числа детей данной категории были поставлены на учет на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Воронежской области (Департамент труда и социального развития Воронежской области. В настоящее время на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении состоит ? детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 14- ти до 18- ти лет, а также ? лиц из их числа (в возрасте от 18- ти до 23- х лет). В 2012 году были приобретены квартиры для 3 лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г. Воронеже.
Цель Программы.
Увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан.
Обеспечение социальных гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Задачи Программы.
Основными задачами Программы являются:
· увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан.
· оздоровление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детских оздоровительных лагерях, санаторно-курортных учреждениях при наличии медицинских показаний;
· предоставление рабочих мест для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа;
· обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в соответствии с выделенным финансированием;
· проведение мероприятий по подготовке жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лиц из их числа, к заселению.
Участники Программы.
В реализации программы принимают участие:
· Отдел по образованию администрации Верхнемамонского муниципального района;
· Филиал КУ ВО «Управление социальной защиты населения Верхнемамонского района»
(по согласованию);
· БУЗ «Верхнемамонская центральная районная больница»;
· ГУ «Центр занятости населения в Верхнемамонском районе» (по согласованию);
· Администрации сельских поселений муниципального района (по согласованию);
· Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации муниципального района;
· М в Верхнемамонском районе (по согласованию)
Основные направления реализации программы.
Мероприятия сгруппированы по следующим направлениям:
· мероприятия, направленные на увеличение количества численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан;
· мероприятия по оздоровлению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
· мероприятия, направленные на трудоустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
· мероприятия по подготовке жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лиц из их числа, к заселению;
· мероприятия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Финансирование мероприятий программы
Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет средств областного и федерального бюджета на Плановый период годов.
Оценка эффективности программы
Эффективность программы позволит наиболее полно защитить права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и будет оцениваться по следующим показателям:
· увеличение численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан;
· обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
· осуществление единовременных социальных выплат ремонта жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа.
Механизм реализации программы
муниципальной целевой межведомственной программы
«Дети-сироты» на годы.
Мероприятия | Срок исполнения | Исполнители | Ожидаемые результаты |
|
Осуществление мер по увеличению численности детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан. | В течение всего периода | Отдел по образованию (по согласованию) (по согласованию) | Увеличение численности детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан. |
|
Создание действенной системы профилактики социального сиротства через: Обсуждения проблемы на межведомственных круглых столах и совещаниях; Организация работы с семьей через средства массовой информации, на предприятиях, лектории на базе внешкольных учреждений; Поддержка семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. | В течение всего периода | Отдел по образованию администрации муниципального района, Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации муниципального района, Филиал КУ ВО УСЗН в Верхнемамонском районе Воронежской области (по согласованию) М по Воронежской области в Верхнемамонском районе (по согласованию) | Снижение количества семей « группы риска», социального сиротства |
|
Подготовка граждан, изъявивших желание принять детей на воспитание в свои семьи |
КОУ ВО « Павловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат IV - го вида» (по согласованию) | Оказание психолого - педагогической, правовой помощи кандидатам в опекуны/ попечители, приемные родители, усыновители. |
||
Пропаганда семейных форм устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: размещение статей в районной газете « Донская новь» | Отдел по образованию администрации муниципального района, редакция районной газеты « Донская новь» (по согласованию) | Увеличение численности детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан |
||
Организация летнего отдыха детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | В течение всего периода | |||
Обеспечение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путевками в ДОЛ и ДСОЛ | В течение всего периода | Отдел по образованию администрации муниципального района, филиал КУ ВО УСЗН в Верхнемамонском районе Воронежской области (по согласованию) | Отдых и оздоровление детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
|
Временное трудоустройство в свободное от учебы время детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 14 до 18 лет | В течение всего периода | Отдел по образованию администрации муниципального района, ГУ ЦЗН в Верхнемамонском районе Воронежской области (по согласованию) | Ежегодное трудоустройство не менее 2-3- х детей, оставшихся без попечения родителей |
|
Создание банка вакантных рабочих мест для временного трудоустройства лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | В течение всего периода | Отдел по образованию администрации муниципального района, ГУ ЦЗН в Верхнемамонском районе Воронежской области (по согласованию) | Ежегодное обеспечение доступа к банку вакантных мест для временного трудоустройства лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, окончивших образовательные учреждения всех типов, возвратившихся в район после службы в рядах Армии. |
|
Организация и проведение мероприятий с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей (праздники, спортивные мероприятия и др.) в каникулярный период | В течение всего периода | Отдел по образованию администрации муниципального района, | Вовлечение в организованные формы досуга детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
|
Поощрение опекунов, попечителей и приемных родителей, добросовестно исполняющих свои обязанности. | В течение всего периода | Отдел по образованию администрации муниципального района, Образовательные учреждения муниципального района | Увеличение количества граждан, выразивших желание принять на воспитание в семью детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. |
|
Формирование сводного списка детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях | В течение всего периода | Отдел по образованию администрации муниципального района, районная жилищная комиссия (по согласованию) | ||
Приобретение жилых помещений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа | В течение всего периода | Департамент труда и социального развития Воронежской области (по согласованию) | Обеспечение прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на жилое помещение. |
|
Создание банка данных по жилью, закрепленному за детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа, и принятие мер по подготовке жилых помещений к заселению детьми - сиротами. | В течение всего периода | Отдел по образованию администрации муниципального района, сельские поселения Верхнемамонского муниципального района (по согласованию), органы опеки и попечительства Воронежской области и регионов (по согласованию) | Корректировка данных по подготовке жилых помещений, закрепленных за детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, и лиц из их числа к заселению |
|
Проведение совещаний с главами сельских поселений муниципального района по проблемам сохранности и подготовки жилых помещений, закрепленных за детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения | В течение всего периода | Отдел по образованию администрации муниципального района, сельские поселения муниципального района (по согласованию) | Информирование глав сельских поселений муниципального района о законодательстве в сфере социальных гарантий на обеспечение сохранности жилых помещений, закрепленных за детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, и лиц из их числа |
Руководитель аппарата
администрации муниципального района
Действует Редакция от 18.08.1994
УКАЗ Президента РФ от 18.08.94 N 1696 "О ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ПРОГРАММЕ "ДЕТИ РОССИИ"
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ДЕТИ - СИРОТЫ"
Вместе с тем существует целый комплекс проблем, до настоящего времени не получивших своего решения. Это устаревшая организационная структура современных учреждений интернатного типа; серьезные недостатки в профессиональной подготовке и трудоустройстве детей - сирот; неразработанность научно - методических основ их социальной и трудовой адаптации; неразвитость психолого-педагогических служб помощи семьям с детьми; серьезные пробелы в нормативно-правовом обеспечении охраны и защиты прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Все это свидетельствует о необходимости принятия программы, позволяющей комплексно реализовать на федеральном уровне меры, обеспечивающие социальную защищенность детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их нормальную жизнь, учебу, развитие, качественную профессиональную подготовку и трудоустройство.
Цели и задачи федеральной целевой программыЦелями федеральной целевой программы "Дети - сироты" являются создание наиболее благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни в современном обществе, их безболезненную адаптацию к социальной среде.
Основными задачами программы являются:
создание условий для предупреждения социального сиротства и формирования системы дифференцированной помощи семье с детьми, нуждающимися в дополнительной социальной поддержке, включающей создание комплексных консультативных центров, приютов и др.;
совершенствование системы социализации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развитие семейных форм устройства этих детей, а также сети региональных психолого-медико-педагогических консультаций (диагностических центров), создание рабочих мест для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих отклонения в умственном и физическом развитии;
создание научно-методической базы социальной защиты детства, разработка новых подходов к организации режима жизнедеятельности детей - сирот в детских домах и интернатах, совершенствование существующих и создание новых моделей и типов детских домов и интернатов;
совершенствование системы подбора кадров в учреждениях для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, улучшение подготовки специалистов для работы в этих учреждениях;
расширение правовых гарантий несовершеннолетних, защита имущественных, жилищных и других интересов детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Государственный заказчикГосударственным заказчиком федеральной целевой программы "Дети - сироты" является Министерство образования Российской Федерации.
Ожидаемые конечные результатыРеализация предусмотренных федеральной целевой программой мероприятий позволит улучшить физическое и психическое здоровье детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; качество их обучения, воспитания в учреждениях интернатного типа, социализации; поможет полноценной интеграции в общество этой категории детей.
МЕРОПРИЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДЕТИ - СИРОТЫ"Сроки исполнения | Исполнители | |
I. Предупреждение социального сиротства | ||
Сформировать систему дифференцированной помощи семьям с детьми, нуждающимся в дополнительной социальной поддержке: | ||
а) создать экспериментальные территориальные центры помощи семьям с детьми (6 центров) | 1993 год | Минсоцзащиты России Минобразование России Минздравмедпром России |
б) создать учреждения (приюты, центры) для временного пребывания матерей (в том числе несовершеннолетних) с детьми, попавшими в трудные социально-бытовые условия | 1993 - 1995 годы | Минсоцзащиты России Минобразование России органы исполнительной власти субъектов Федерации |
Обеспечить развитие детских дошкольных учреждений с гибким графиком работы и приоритетным правом устройства в них детей из семей, нуждающихся в дополнительной социальной поддержке | -" | Минобразование России |
Ввести в учебные курсы среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования дисциплины по вопросам полового воспитания, семейных отношений и родительской ответственности | 1993 год | Минобразование России Минздравмедпром России |
II. Совершенствование системы социализации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | ||
Сформировать федеральный и региональный банки данных о детях - сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей | 1993 год | Минобразование России Минздравмедпром России Минсоцзащиты России |
Обеспечить условия для адекватного устройства детей: | ||
а) создать федеральную и региональную психолого-медикопедагогические консультации с диагностическими стационарами при них | 1993 - 1995 годы | Минобразование России Минздравмедпром России Российская академия образования органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
б) развивать семейные формы устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека, попечительство, приемные семьи) | 1993 - 1995 годы | Минобразование России Минздравмедпром России Минсоцзащиты России органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации органы местной администрации |
Уменьшить наполняемость групп: для детей в возрасте до 4 лет (в домах ребенка) - до 6 человек (обеспечив целевое финансирование дополнительных штатов группового персонала) | 1993 год | Минздравмедпром России |
для детей от 4 лет и старше (в учреждениях для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей)не более 10 человек | 1993 - 1995 годы | Минобразование России |
Пересмотреть нормы загрузки и продолжительности рабочего времени ряда специалистов домов ребенка | 1993 год | Минздравмедпром России Минтруд России |
Обеспечить детские учреждения интернатного типа для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимой физиотерапевтической аппаратурой и медицинским оборудованием | -" | органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации органы местной администрации Минздравмедпром России Минобразование России |
Организовать лечение детей - сирот в санатории "Бригантина" Российского детского фонда (г. Евпатория) | 1993 - 1995 годы | Минсоцзащиты России Минобразование России |
Создать производственные участки, цеха в УПК и на предприятиях различных форм собственности для трудоустройства лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | -" | Минобразование России Минсоцзащиты России органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации органы местной администрации |
Принять меры по совершенствованию системы обеспечения жильем лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (закрепление жилой площади, ранее принадлежащей родителям, или доли в приватизированном жилье, льготные условия для приобретения муниципального жилья, предоставление льготных кредитов и др.) | 1993 - 1995 годы | Минобразование России Минсоцзащиты России Минюст России органы местной администрации |
III. Научно-методическое обеспечение | ||
Разработать психолого-медико-педагогические и правовые рекомендации по выбору адекватной системы устройства детей, оставшихся без попечения родителей | 1993 год | Минобразование России Минсоцзащиты России Минздравмедпром России Минюст России |
Разработать стандарт условий, необходимых для содержания детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | 1993 год | Минобразование России Минздравмедпром России |
Разработать новые санитарные правила и нормы устройства, содержания, организации режима питания в учреждениях для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | -" | Госсанэпиднадзор России |
Разработать проекты специализированных домов ребенка с лечебно-оздоровительным блоком для комплексного восстановительного лечения | 1993 - 1994 годы | Госстрой России Минздрав России |
Разработать методические рекомендации по комплексной системе закаливания и повышению функциональных возможностей воспитанников учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как основы профилактики отклонений в состоянии здоровья | 1993 год | Госсанэпиднадзор России |
Разработать гигиенические рекомендации по профилактике пограничных нервно-психических отклонений у детей, воспитывающихся в образовательных учреждениях | -" | -" |
Разработать принципы и методы психолого-педагогической экспертизы организации жизнедеятельности детей в учреждениях для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | -" | Минобразование России Российская академия образования |
Создать комплекс методических блокпакетов, рекомендаций по организации жизнедеятельности детей, проведению коррекционно-развивающей работы с детьми разного возраста в учреждениях для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью поэтапного формирования жизненно необходимых условий и навыков семейной жизни | 1994 год | Минобразование России Минздравмедпром России |
Провести исследование и осуществить разработку научно-методических основ социальной и трудовой адаптации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | 1993 год | Минобразование России Российская академия образования |
Разработать программно-методическое обеспечение подготовки специалистов для государственных и негосударственных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | -" | Минобразование России Миннауки России |
Разработать на новой основе программы по дошкольному воспитанию детей - сирот с отклонениями в развитии в домах - интернатах | -" | Минсоцзащиты России |
Создать унифицированные программы обучения детей - сирот с отклонениями в развитии, находящихся в домах - интернатах | 1993 - 1995 годы | -" |
IV. Кадровое обеспечение системы воспитания детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | ||
Разработать и ввести государственное лицензирование на право заниматься воспитанием детей, оставшихся без попечения родителей | 1993 год | Минобразование России |
Создать систему отбора и подготовки родителей - воспитателей в приемные семьи, усыновителей, опекунов (попечителей) | -" | Минобразование России Минздравмедпром России Минсоцзащиты России |
Организовать систему помощи и обучения родителей - воспитателей приемных семей по содержанию и развитию детей | 1993 - 1995 годы | Минобразование России |
Ввести контрактно-конкурсную основу при приеме на работу в учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | 1993 год | Минобразование России Минздравмедпром России |
Организовать в десяти образовательных учреждениях высшего профессионального образования подготовку кадров для работы с детьми, нуждающимися в дополнительной помощи и поддержке: специалистов по социальной работе, воспитателей, практических психологов, дефектологов, инспекторов по охране детства | 1993 - 1995 годы | Минобразование России Минсоцзащиты России |
Организовать ежегодные всероссийские семинары для работников (специалистов) по охране детства по вопросам социальной защиты детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | -" | Минобразование России Минздравмедпром России Минсоцзащиты России МВД России |
V. Нормативное обеспечение социально-правовой охраны детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | ||
Проанализировать законодательные акты Российской Федерации, касающиеся охраны прав несовершеннолетних, оставшихся без родителей, в части соответствия их Конвенции о правах ребенка | 1993 год | Минобразование России Минсоцзащиты России Минздравмедпром России |
Подготовить предложения о дополнении и изменении действующего законодательства в части повышения ответственности родителей за воспитание детей, присвоения и изменения фамилии несовершеннолетним, лишившимся родительского попечения | 1993 год | Минобразование России Минсоцзащиты России МВД России |
Разработать положения, рекомендации, инструкции, направленные на реализацию прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | 1993 - 1995 годы | Минобразование России Минсоцзащиты России |
Разработать нормативно-правовое обеспечение создания и фукционирования негосударственных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | 1993 - 1995 годы | Минобразование России |
Разработать положение о службе социально-правовой охраны несовершеннолетних | 1993 год | Минобразование России Минсоцзащиты России |
Подготовить и издать руководство по охране здоровья детей для медицинских и педагогических работников образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | 1993 - 1994 годы | Минздравмедпром России |
VI. Информационное обеспечение социально-правовой охраны детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | ||
Организовать издание информационного бюллетеня законодательных актов Российской Федерации и нормативных документов по вопросам социально - правовой охраны семьи и детства | 1993 - 1995 годы | Роскомпечать Минобразование России Минфин России |
Организовать издание серий "Библиотека работников дома детства", "Молодым родителям", "В помощь приемным семьям", "В помощь многодетным семьям", "Тебе, выпускник" | -" | -" |
Организовать ежегодное издание справочно-информационных материалов об организационно-педагогических инновациях | -" | Минобразование России |
Организовать освещение хода реализации федеральной целевой программы "Дети - сироты" в средствах массовой информации | -" | Роскомпечать |
Подпрограмма «Дети - сироты»
Проблема положения детей - сирот в интернатах всегда была и остаётся «головной болью». В интернатах не созданы условия, хотя бы минимально (!) обеспечивающие достойное существование детей, как это предусмотрено Конвенцией ООН о правах ребёнка. Только десятая часть денег из федерального бюджета доходит до места предназначения. Так на содержание воспитанников дома детства в Новокузнецке Кемеровской области в соответствии с нормативами необходимо 4 млн. рублей в год, в то время как городским бюджетом на 2004 год на эти расходы отпущено 431 тыс. рублей, что составляет 10,7% от необходимой суммы. В переводе с бухгалтерского на житейский: положено кило хлеба на день, а выдадут 100 грамм. Как в блокадном Ленинграде! А что будет с теми чиновниками, которые урезали в 10 раз средства на содержание детей? Разве что в справку попадут, которую сдадут в архив. В 50-х годах за такую самодеятельность запросто можно было оказаться «врагом народа».
Государственные заказчики подпрограммы:
- · Министерство образования Российской Федерации;
- · Министерство здравоохранения Российской Федерации;
- · Министерство труда и социального развития Российской Федерации.
Целью подпрограммы "Дети-сироты" является предупреждение социального сиротства, социализация и интеграция детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с современным обществом.
Подпрограмма предусматривает решение следующих задач:
- · создание условий, способствующих воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях (опека, патронат, усыновление);
- · государственная поддержка семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решение задач, поставленных в подпрограмме "Дети-сироты", предполагает скоординированные действия по следующим направлениям:
- 1. реформирование системы опеки и попечительства;
- 2. внедрение и развитие системы постинтернатной адаптации;
- 3. обеспечение качественного образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- 4. создание условий для воспитания и развития детей-сирот, максимально приближенных к семейным (ресурсное обеспечение учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - детских домов, домов ребенка, детских домов семейного типа, школ-интернатов, школ-интернатов с углубленной профессиональной подготовкой, школ-интернатов различной воспитательной направленности);
- 5. строительство образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- 6. развитие системы социальной защиты семьи;
- 7. мониторинг соблюдения прав детей-сирот, развития и жизнеустройства воспитанников и выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и организационные мероприятия по подпрограмме.
Основные мероприятия подпрограммы
- · реформирование системы опеки и попечительства;
- · создание и развитие системы постинтернатной адаптации;
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- · интеграция детей с обществом;
- · строительство образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- · развитие системы социальной защиты семьи, обеспечивающей сохранение ребенка в семье;
- · организация и проведение мониторинга соблюдения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развития и жизнеустройства воспитанников и выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В современном обществе социальная поддержка детей-сирот является основной задачей государства. И для этого разработано множество программ реализация, которых позволит сократить сиротство и поможет детям обрести свой дом.
Государственная программа "Помощь детям-сиротам в России" направлена на профилактику сиротства и оказание помощи детям-сиротам. Она предусматривает развитие деятельности общественных объединений и групп на местном уровне, способствующих улучшению положения детей-сирот и детей с ограниченными возможностями и изменению отношения общества к ним. Кроме того, Программа будет поддерживать инициативы, направленные на обмен информацией и укрепление взаимодействия между различными организациями и учреждениями, работающими с детьми.
Цель программы: Создания объединений по оказанию помощи и поддержанию нормальной жизнедеятельности детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей; Профилактические работы по сокращению сиротства; Развитие семейного воспитания; Оказание социально-психологической помощи детям.
Она направлена на следующие группы: дети от 0 до 4 лет, оставшиеся без попечения родителей, а также находящиеся в группе риска; Дети с ограниченными возможностями; Воспитанники детских домов в возрасте от 14 до 18 лет.
Программа предполагает поддержку программ по профилактике сиротства. Основные направление программы.
Программа "Помощь детям-сиротам в России" ориентирована на поддержку программ по профилактике сиротства и помощи детям-сиротам. Программа особо приветствует следующие направления деятельности:
Программы по развитию и созданию новых форм помощи детям-сирот: приемные семьи; патронатное воспитание; усыновление детей.
Программы в области профилактики сиротства: кризисные, реабилитационные центры для детей, а так же подростов, которые оказались в сложной жизненной ситуации; центры семейного консультирования; Центры для беременных; службы экстренной психологической помощи по телефону; приюты для реабилитации детей; центры по сохранению семьи и т.д.
Формы помощи и программы для детей с особыми нуждами в области профилактики сиротства: центры раннего вмешательства; программы по реабилитации и обучению детей с особыми нуждами; программы по защите прав детей с ограниченными возможностями.
Программы для детей, находящихся в государственных учреждениях для сирот: программы помощи выпускникам детских домов; программы помощи выпускникам детских домов и интернатов, находящимся в заключении; программы медико-психолого-педагогической реабилитации детей с особыми нуждами, проживающих в государственных учреждениях; внедрение новых методов работы; программы, направленные на создание системы поддержки персонала государственных/негосударственных детских учреждений.
Программа "Помощь детям-сиротам в России" включает в себя: 1.Программу грантов (безвозмездных субсидий), предусматривающую финансовую поддержку проектов, представленных некоммерческими, негосударственными организациями; 2. Программу по обучению (тренинги, семинары и консультации).3. Мероприятия по оценке результативности и эффективности выполнения поставленных программой целей и задач.
Программа «Поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Нацелена на социальную адаптацию и реабилитацию, оздоровление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С 1999 года по 2010 год под опекой Фонда Дети России находился Верхнепышминский детский дом. Фонд ежегодно направлял около 2-х миллионов рублей на ежемесячную доплату педагогам, услуги бассейна и авто услуги (школьный автобус). Ежегодно фонд являлся координатором использования средств одного из предприятий компании, выделяемых на ремонт и реконструкцию здания детского дома, организацию досуга и летнего отдыха воспитанников.
С 2005 г. начал работу представитель Фонда в городе Владикавказ (Северная Осетия). 19 детей, ставшие сиротами в результате Бесланской трагедии, ежемесячно получают денежное пособие до достижения совершеннолетия.
Ежегодно Фонд оказывает помощь Центрам социальной реабилитации, детским домам, больницам и домам ребенка.
Программа «От сердца к сердцу». Направленна на проведение благотворительных акций и мероприятий. Все мероприятия, реализуемые в рамках этой программы, проводятся, чтобы в жизни каждого ребенка стало больше радости, ощущения тепла и заботы.
В рамках новогодней акции «Рождественская открытка» более 700-от детей от 4-х до 14-ти лет из 11 регионов России в качестве призов посещают лучшие новогодние представления в своих регионах и получают сладкие подарки (в том числе дети-сироты и дети-инвалиды).
Социальные работники проводит акции по сбору вещей, книг и средств для воспитанников детских домов, домов ребенка, детских исправительных учреждений. Они оказывает адресную помощь детям-инвалидам: оплату лечения или реабилитации по письмам и обращениям, а также финансирует спортивные и культурные мероприятия для детей-инвалидов, призванные адаптировать больных детей в социуме, повысить их самооценку и привлечь к занятиям спортом.
Также государство оказывает помощь студентам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В период обучения по очной форме могут рассчитывать на материальное обеспечение. Таким студентам предоставляется бесплатное питание, одежда, жильё, медицинское обслуживание, а так же бесплатный проезд, социальная стипендия, предоставление путевок в санатории и лагеря. На питание выделяется на одного студента в день 260 рублей; на одежду за год 44590 рублей; на проезд в месяц 720 рублей; социальная стипендия в месяц 2613 рублей. Эти данные вступили в силу с 1.02.2014.
Программа «Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях опекунов (попечителей), приемных родителей на 2012-2014 годы».
Цель программы: улучшить материальное положение детей-сирот; социальная поддержка; создание условий для нормального развития; решение проблем детей-сирот.
Задачи программы: Установление социальных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа; создание системы психологической поддержки; организация ежемесячной выплаты денежных средств на содержание детей-сирот.
Сроки реализации программы: 2014-2014 год.
Общий объём финансирования - 9 730,0 тысяч рублей; 2012 год - 3 074,0 тысяч рублей; 2013 год - 3 253,0 тысяч рублей; 2014 год -3 403,0 тысяч рублей.
Ожидаемые конечные результаты программы: Обеспечить социальную поддержку и улучшить положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; улучшить материальное положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; развитие различные формы устройства в семью детей-сирот; создание условия для передачи детей-сирот в семьи граждан (приемные, патронатные семьи и т.д.).
Вывод: Таким образом государство играет очень большую роль в судьбе воспитанников детских домов. Оно поддерживает их с помощью реализации программ по улучшению жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.