Методика скульптура воображение. Творческие задания как средство развития воображения для младших школьников. Выводы и предложения

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Таким образом, максимальное число баллов, которое ребенок в этой методике может получить за свое воображение, равно 10, а минимальное - 0.

Выводы об уровне развития

8-10 баллов - высокий.

3 -7 баллов - средний.

0 - 3 балла - низкий.

Методика 2. «Рисунок» (художественное воображение)

В этой методике ребенку предлагаются стандартный лист бумаги и фломастеры (не менее шести разных цветов). Ребенок получает задание придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На это отводится 5 мин.

Анализ картины и оценка фантазии ребенка в баллах производятся таким же образом, как и анализ устного творчества в предыдущей методике, по тем же параметрам и с помощью такого же протокола.

Методика 3. «Скульптура» (художественно-прикладное воображение)

Ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 5 мин смастерить какую-либо поделку, вылепив ее из пластилина. Фантазия ребенка оценивается примерно по тем же параметрам, что и в предыдущих методиках, от 0 до 10 баллов.

0-1 балл ставится ребенку в том случае, если за отведенное на выполнение задания время (5 мин) он так и не смог ничего придумать и сделать руками.

2-3 балла ребенок получает тогда, когда он придумал и вылепил из пластилина что-то очень простое, например шарик, кубик, палочку, кольцо и т.п.

4-5 баллов ребенок зарабатывает в том случае, если он сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не более двух-трех.

6-7 баллов ребенку ставится в том случае, если он придумал что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии.

8-9 баллов ребенок получает тогда, когда придуманная им вещь достаточно оригинальная, но детально не проработанная.

10 баллов по этому заданию ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь весьма оригинальна, детально проработана и отличается хорошим художественным вкусом.

Комментарии к методике психодиагностики воображения. Способы оценивания развитости воображения ребенка младшего школьного возраста через его рассказы, рисунки, поделки выбраны не случайно. Данный выбор соответствует трем основным видам мышления, имеющимся у ребенка этого возраста: наглядно-действенному, наглядно-образному и словесно-логическому. Фантазия ребенка наиболее полно проявляется как раз в соответствующих видах творческой деятельности.

Выводы об уровне развития

Оценка в 8-10 баллов свидетельствует о наличии у ребенка задатков к тому виду деятельности, для которого существенно развитие соответствующего вида воображения. То есть воображение вполне развито.

Оценка в интервале от 4 до 7 баллов является признаком того, что в целом у данного ребенка удовлетворительно развито воображение.

Оценка, равная 3 и меньше баллам, чаще всего выступает в качестве признака неподготовленности ребенка к обучению в начальной школе. Воображение не развито, что в значительной степени осложняет ход обучения в целом.

В начале экспериментальной работы нами проведен констатирующий эксперимент. За основу взяты три методики, описанные нами в первом пункте данного раздела курсовой работы.

Таблица № I.

Ф.И.детей

Методика

Методика

Методика

1.Ахметова Лязат

8 лет 6 мес.

2.Вайзерт Дима

8 лет 4 мес.

3.Весторопский Женя

4.Жунусов Алибек

5.Круглов Паша

6.Матвеева Ксюша

8 лет 7 мес.

7.Морковская Даша

8 лет 2 мес.

8.Пачкина Даша

8 лет 3 мес.

9.Уразов Альберт

8 лет 2 мес.

10.Файзрахманов Азамат

8 лет 4 мес.

Таблица № II.

Таким образом, средний показатель проведенных методик показывает, что уровень развития воображения 43% ребят имеют средний уровень развития, 37% - низкий уровень развития; 20% - высокий уровень.

Методы и приемы развития творческого воображения

Приступая к следующему, развивающему, этапу эксперимента, определим принципы развития творческого мышления у младших школьников:

1. Прежде чем приступить к развитию у детей творческой деятельности, следует сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные навыки.

2. Новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании.

4. В центре внимания должно быть овладение смыслом понятия, а не правилами грамматики.

5. Следует учить ребенка искать решение, учитывая, прежде всего, возможные последствия, а не абсолютные достоинства.

6. Стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.

В развивающем эксперименте мы попытались максимально реализовать предлагаемые принципы в предлагаемых детям упражнениях и играх.

Помимо заданий, использованных в констатирующем эксперименте, младшим школьникам были предложены следующие игры.

1.Игра “Архимед”.

Цель - активизировать работу фантазии, и таким образом стимулировать ребенка к учебной деятельности.

Описание: При изучении произведений детям предлагается ряд проблем. Задача ребят дать как можно больше идей для решения этих проблем. Например, на уроке чтения при работе над произведением Л.Н. Толстого “Лев и собачка” предложить разрешить следующую проблему: Как можно успокоить льва?; при изучении сказки “Лягушка-путешественница” - Как упавшей лягушке продолжить путешествие?

Ответы всех детей в целом можно охарактеризовать как полные, развернутые, содержащие в себе причинно-следственные отношения.

Однако Пачкина Даша и Весторопский Женя проявляли в игре наибольшую активность. Им свойственна оказалась способность отойти от шаблона «правильного ответа» и мыслить широко. Широта кругозора - хорошее знание окружающей среды и свойств предметов - помогала находить оригинальные «выходы» и «решения» в предложенных ситуациях.

Сложности испытывали Матвеева Ксюша, Вайзерт Дима, Файзрахманов Азамат, Жунусов Алибек. Чтобы активизировать их деятельность в процессе игры и не выпускать из поля зрения, они были назначены со-ведущими. В их задачу входило объявлять ситуации и оценивать оригинальность ответов.

2.Игра “Изобретатель”.

Цель - наряду с фантазией активизировать мышление.

Описание. Данная игра использовалась при знакомстве с русскими народными сказками. Детям предлагалось несколько задач, результатом которых должны явиться изобретения. Сказка “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” - придумай сказочное заклинание, с помощью которого братец Иванушка, превращенный в козленочка, примет человеческий облик. Сказка “Иван Царевич и Серый волк” - представь себе, что волк заболел и не смог помочь Ивану Царевичу, придумай сказочный вид транспорта, на котором бы передвигался Иван Царевич. На уроках математики данная игра основывалась на поисках обратного решения задач с изначальным условием.

В этой игре лидировали Файзрахманов Азамат и Жунусов Алибек, проявившие навык изобретателя и умение работать с прикладным материалом.

Морковская Даша, среди прочих предпочитающая уроки рисования, изображала придуманные изобретения на бумаге.

Лидировавшие в первой игре Пачкина Даша и Весторопский Женя, успешно продолжали выполнять задания и в этой игре, но в большей степени это касалось придумывания заклинаний, то есть работы со словесным материалом.

Со-ведущими в этой игре были Ахметова Лязат, Круглов Паша, Уразов Альберт, пока еще никак себя не проявившие.

3.Игра “Веер”

Цель - используется для развития фантазии и навыков комбинаторики для детей младшего школьного возраста.

Описание: детям предлагалось несколько карточек с изображением предметов или сказочных героев. Слева изображен один предмет, справа - три. В центре ребенок должен нарисовать три сложных предмета (фантастических), в которых как бы соединились предметы из правой и левой половины. При изучении произведений Д.Н. Мамина-Сибиряка “Сказка про храброго Зайца-Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост” слева предлагалось изображение Зайца, справа - волка, лисы и медведя. Игра с цифрами и математическими символами на уроках математики.

В данной игре достаточно активно участвовали абсолютно все. Для большего успеха в выполнении заданий мы объединили детей в пары.

4.Игра “Превращения”.

Цель - развивать изобретательность ребенка, то есть воображение в сочетании с творческим мышлением, расширить область представления ребенка об окружающем мире.

Описание: данная игра построена на универсальном механизме детской игры - имитации функций предмета. Например, детям предлагалось с помощью мимики, пантомимики, имитации действий с предметами превратить обыкновенный предмет (например, шляпу) в совершенно другой предмет, с другими функциями.

Проведение этой игры не вызывало проблем с пониманием задания или проявлением активности. Каждый из детей готовился самостоятельно и осознанно. Игра проходила в форме концерта, когда каждый из участников выходил к доске и показывал задание для всех.

Для улучшения внутренней обстановки в классе парты переместили в конец аудитории, освобождая пространство в центре. Для большего интереса создали жюри из преподавателей школы. В задачу жюри входило определить основное свойство, наиболее ярко проявившееся в выступлении ребенка. Так возникли номинации оригинальности, изобретательности, находчивости и т.д.

Главными номинациями объявлены мисс-фантазия и мистер - изобретательность, доставшиеся соответственно Морковской Даше и Круглову Паше.

Помимо проведения игр, для развития детского воображения были использованы упражнения. Приведем их примеры.

1. Пусть историю своей жизни расскажет любимая игрушка - мыло в ванной, старый диван, съедаемая груша.

2. Возьмите старую, хорошо известную ребенку, книжку и попробуйте вместе придумать новую историю к иллюстрациям из нее.

3. Предложите новый поворот в старой сказке, пусть ребенок продолжит. Например, Красная Шапочка не сказала волку, где дом бабушки и даже пригрозила позвать дровосека.

4. Отыщите репродукции картин, содержание которых малышу еще не известно. Дайте ему возможность высказать собственную версию о нарисованном. Возможно, она будет не слишком далека от истины?

5. Продолжи рисунок. Простую фигуру (восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге) надо превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков. Варианты лучше рисовать (или предлагать) по очереди. Кто больше?

6. "Закорючки". Рисуем, друг для друга произвольные закорючки, а потом меняемся листочками. Кто превратит закорючку в осмысленный рисунок, тот и победит.

7. Одну картинку можно рисовать вдвоем, делая по очереди несколько штрихов.

8. Рисовать красками можно не только при помощи кисти. Можно рисовать пальцем, краску можно разбрызгивать через соломинку для сока, капать с кисточки прямо на лист. Главное, после того как краска подсохнет, приглядеться повнимательней, постараться увидеть сюжет и дорисовать рисунок. На что это похожа большая зеленая капля?

9. "Несуществующее животное". Если существование рыбы-молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пусть ребенок пофантазирует: «Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы и как можно использовать рыбу-магнит?»

10. Воображение пригодится и при шутливом обсуждении серьезных тем. Чем плох и чем хорош снегопад? Как можно использовать гололед? Какая польза от комара?

Упражнения использовались в качестве разминки на каждом занятии. Причем каждое новое занятие сопровождалось новым упражнением. Используя принцип новизны, мы старались стимулировать интерес детей к развитию воображения.

Контрольный эксперимент

По окончании формирующего эксперимента проведен контрольный эксперимент, в котором нами использованы те же методики диагностики, основанные на обобщении особенностей развития мыслительных операций ребенка 6-8 лет.

Результаты контрольного эксперимента несколько рознятся с результатами констатирующего. Приведем результаты каждой методики.

Таблица № III.

Ф.И.детей

Методика

Методика

Методика

1.Ахметова Лязат

8 лет 6 мес.

2.Вайзерт Дима

8 лет 4 мес.

3.Весторопский Женя

4.Жунусов Алибек

5.Круглов Паша

6.Матвеева Ксюша

8 лет 7 мес.

7.Морковская Даша

8 лет 2 мес.

8.Пачкина Даша

8 лет 3 мес.

9.Уразов Альберт

8 лет 2 мес.

10.Файзрахманов Азамат

8 лет 4 мес.

В результате по трем методикам получены результаты, отраженные в таблице № II.

Таблица № VI.

Выводы и предложения

Как видно из результатов, отраженных в таблице № VI, низкий уровень развития воображения отсутствует. На 23% увеличился показатель высокого уровня развития воображения, на 14% увеличился показатель среднего уровня развития воображения.

Основываясь на полученных данных можно заключить, что эффективность примененной нами системы достаточно эффективна, так как прослеживается динамика роста уровня развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста. Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась.

По окончании эксперимента мы дали следующие рекомендации по развитию воображения у младших школьников:

1. В процессе обучения давать задания на «придумывание» нестандартных решений стандартных ситуаций, причем происходить это может, как показал эксперимент, на любом уроке, начиная литературой и заканчивая трудами, рисованием и физкультурой.

2. Периодически проводить внеклассные мероприятия, составляющей которых непременно является творческий подход. Причем, озвучивая задания, изначально подчеркивать необходимость воображения, фантазии.

3. Для качественного проведения времени на перемене рекомендуем использовать упражнения на воображение. По окончании недели можно подводить итог на самого «неутомимого» и «оригинального» фантазера.

4. Вместе с тем можно позволить детям придумывать и проводить «свои» игры и упражнения на развитие воображения.

5. Также можно привлечь детей данного класса к ознакомительной работе по развитию воображения у детей в других (параллельных) классах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воображение - это присущая только человеку возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако, с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача - представление ожидаемого результата до его осуществления.

Воображение и фантазия присущи каждому человеку, а особенно эти качества присущи детям. Действительно, возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, к числу которых относится и воображение. Именно развитию воображения необходимо уделять внимание в воспитании ребенка в возрасте от пяти до двенадцати лет. Этот период ученые называют сензитивным, то есть наиболее благоприятным для развития когнитивных функций ребенка.

Нет сомнения, что воображение и фантазия являются важнейшими сторонами нашей жизни. Если бы люди не обладали этими функциями, человечество лишилось бы почти всех научных открытий и произведений искусства, дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры, не смогли бы усваивать школьную программу. Ведь любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Вся художественная деятельность строится на активном воображении. Эта функция обеспечивает ребенку новый, необычный взгляд на мир. Она способствует развитию абстрактно-логической памяти и мышления, обогащает индивидуальный жизненный опыт.

Но, к сожалению, учебная программа начальных классов в современной школе предусматривает недостаточное количество методик, приемов тренировки, упражнений для развития воображения.

Доказано, что воображение теснейшим образом связано с другими психическими процессами (памятью, мышлением, вниманием, восприятием), обслуживающими учебную деятельность. Таким образом, не уделяя достаточно внимания развитию воображения, учителя начального звена снижают качественный уровень обучения.

В проведенной экспериментальной работе мы наглядно доказали необходимость диагностики творческого воображения у младших школьников, а также показали результаты проведенного формирующего эксперимента, полностью подтвердившего гипотезу курсовой работы, что если использовать систему упражнений для развития творческого мышления, его уровень значительно повысится и в дальнейшем станет способствовать повышению общего уровня обучаемости младших школьников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа.- 1998. - №4

2. Бермус А.Г.Гуманитарная методология разработки образовательных программ // Педагогические технологии.- 2004. - № 2

3. Брунер Д.С.Психология познания. М., 1999

4. Бушуева Л. С. Развитие творческого воображения в процессе обучения младших школьников // «Начальная школа», 2003. - № 8

5. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. М.,1981

6. Зак А.З. Методы развития способностей у детей. М., 1994

7. Искусство в жизни детей. М., 1991

8. Коршунов Л. С. Воображение и его роль в познании. М., 1999

9. Крутецкий В.А. Психология. М., 2001

10. Ксензова Г.Ю.Успех рождает успех.// Открытая школа.-2004 г.- №4.

11. Кузнецов В.Б. Развитие творческого воображения младших школьников на основе применения базовых элементов ТРИЗ, Региональная научно-практическая конференция. Челябинск, 1998

12. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте. // Начальная школа.- 2004 г. - № 6

13. Мусийчук М.В. Практикум по развитию креативности личности. М., 1994

14. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития; детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. - М.: Академия, 1998

15. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. - 5-е изд. - М., 2005

16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 1989

17. Сборник задач по развитию творческого воображения учащихся. М., 1993

18. Страунинг А., Страунинг М. Игры по развитию творческого воображения по книге Дж. Родари. - Ростов-на-Дону, 1992

19. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей.- Ярославль. 1999

20. Хуторский А.В.Развитие творческих способностей. М.: Владос, 2000

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1 - Схема протокола к методике «Вербальная фантазия»

Оцениваемые параметры

воображения ребенка

Оценка этих параметров в баллах

1 Скорость процессов воображения

2 Необычность, оригинальность образов

3 Богатство фантазии (разнообразие образов)

4 Глубина и проработанность (детализированность) образов

5 Впечатлительность, эмоциональность образов

Продолжение сказки «Колобок»

Испекла бабка колобок. Положила его на окошко остудить. Колобок лежал-лежал, да и покатился по дорожкам на поиски приключений. И не знал он, что лес, по тропинкам которого он катился не простой, а сказочный, и встретиться на пути могут разные сказочные герои…

И встретился ему Морозко.

Ты кто такой?

Колобок. Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел. Ищу приключений сказочных. Возьми меня с собой.

Не могу. Иду на зимовье, в зимние леса, глухие. Замерзнешь там.

Попрощался Колобок с Морозко и покатился дальше. И тут идет ему на встречу Красная Шапочка.

Ты кто такой?

Колобок. Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел. Ищу приключений сказочных. Морозку встречал, но он меня не взял. Возьми меня с собой.

Пойдем. Несу бабушке пирожки, а ты будешь самым красивым.

Мораль : поиски приключений должны быть обдуманными.

Подобные документы

    Понятие воображения и когнитивных процессов, их связь с восприятием. Особенности творческого воображения у младших школьников, экспериментальная работа по их исследованию. Диагностическая программа исследования особенностей творческого воображения.

    дипломная работа , добавлен 02.05.2015

    Понятие, основные виды и функции воображения. Проблема творческого воображения в психологии. Воображение в структуре научного познания. Уровень детального отображения задуманной идеи. Связь тенденции к риску с наличием воображения и проработанностью.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2014

    Определение содержания понятия "воображение" и изучение закономерностей его развития. Разработка диагностической программы по выявлению особенностей воображения у детей младшего школьного возраста. Составление программы по развитию воображения у детей.

    курсовая работа , добавлен 22.07.2011

    Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста, развивающихся в норме и с нарушением зрения. Его исследования в отечественной и зарубежной психологии. Изучение уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 27.11.2012

    История и потенциал воображения в художественном творчестве. Классификация видов воображения. Исследование влияния воображения на психологические функции дошкольника. Изучение психологических условий развития воображения у детей дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2016

    Определение и виды воображения. Функции воображения, его развитие. Связь воображения с творчеством. Типы людей по характеру мышления по Юнгу. Особенности творческого мышления. Препятствия на пути к творческому мышлению. Модель интеллекта по Гилфорду.

    реферат , добавлен 12.10.2009

    Общие представления и теории воображения. Характеристика старшего дошкольного возраста. Истоки формирования воображения, механизмы его формирования на ранних стадиях онтогенеза. Подходы к развитию воображения дошкольника на основе сюжетно-ролевой игры.

    дипломная работа , добавлен 28.11.2011

    Воображение и творческие способности личности. Экспериментальное исследование особенностей творческих способностей, воображения и психики младших школьников. Функция воображения: построение и создание образов. Теория творческого (креативного) интеллекта.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2009

    Воображение - особая форма человеческой психики. Оценка природы воображения и проблемы творческого мышления с позиций психологии. Роль воображения в процессе творческого мышления в художественном и научном творчестве. Этапы художественного творчества.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2010

    Особенности воображения на ранних стадиях онтогенеза. Ранние поведенческие проявления, единство материальной и словесной форм, механизмы саморазвития воображения. Сензитивный период развития. Методология творческого художественного конструирования.

Данная техника представляет собой такую организацию людей и объектов, которая физически символизировала бы внутрисемейные взаимоотношения в данное время, определяя то, как видится место каждого индивида в семейной системе. Каждый член семьи должен создать свой живой портрет семьи, расставляя ближайших родственников согласно собственному взгляду на дистанцию между ними, на ту деятельность, которую они осуществляют по отношению друг к другу и на чувства, которые при этом ис-пытывают. Таким образом опыт каждого воплощается и проецируется в живую картинку. Папп, Сильверштейн и Картер - среди тех стратегических терапевтов, которые широко применяли эту технику. Одно из многих преимуществ «скульптуры» состоит в ее способности преодолеть чрезмерную завербализированность, заинтеллектуализованность, разнообразные защиты, проекции и обвинения, часто существующие в семейной системе, когда семье не дают взаимодействовать друг с другом обычными для них словесными намеками, а принуждают общаться на качественно ином, более спонтанном уровне. Когда треугольники, альянсы и конфликты наглядно и символически изображены, тогда появляются раз-ичные возможности для взаимодействия на основе чувств в их тончайших оттенках. В этом отношении «скульптура» является довольно хорошим диагностическим средством.

Другим преимуществом «скульптуры» выступает тот объединяющий эффект, который она производит на семью, заставляет их думать о себе как о неком единстве в разнообразии, где важны и целое и каждый его элемент - самоценная человеческая личность. Невозможно изолировать любую данную субсистему внутрисемейного взаимодействия без учета тех последствий, которое это будет иметь для всей семьи. «Скульптура» не только объединяет семью, она еще подчеркивает индивидуальность каждого. Кроме того она требует от индивида, обобщить свой личностный опыт, осмыслить его, а затем и проинтерпретировать. «Скульптура» также обеспечивает терапевта возможностью прямой интервенции в семейную систему. Структурный терапевт может при этом помочь членам семьи перераспределить их позиции в семье, способствуя таким образом созданию более приемлемых границ внутрисемейных субсистем. В этом контексте можно утверждать, что «скульптура» может использоваться для внесения позитивных изменений в семью, для того, чтобы она стала более функциональной.

«Семейная скульптура» может оказаться уместной на любом этапе диагностики и терапии. Для ее проведения достаточно хотя бы трех или четырех человек, и некоторое количество легко передвигающейся мебели и предметов, которые могли бы использоваться в качестве заменителей отсутствующих на сессии членов семьи. «Скульптура» может изображать как семью в ее настоящем, так и прошлое семьи. В «скульптуру» может быть также включено и любое требуемое в терапевтических целях количество членов расширенной семьи.

Вводя клиентов в курс данной методики, психотерапевт объясняет, что «скульптура» полезна прежде всего для прочувствования того, что значит быть членом данной семьи. Иногда легче бывает это показать, чем рассказать. Каждый член семьи по очереди может показать его видение внутрисемейных взаимоотношений через изображение их в живой скульптуре - так, чтобы их позы и положения в пространстве отражали действия и чувства по отношению друг к другу.

Папп предлагает, чтобы скульптор обращался с членами семьи так, как будто они сделаны из глины. Скульптор ставит каждого в такую позицию, которая могла бы его невербально охарактеризовать. При этом психотерапевт занимает в семейной скульптуре место самого скульптура, как сам зодчий его видит. Ваяние продолжается до тех пор, пока скульптор не удовлетворится своим творением. Важно, чтобы другие члены семьи позволили скульптору свободно обращаться с собой как с материалом, имея ввиду, что потом они поменяются с ним местами.

Когда каждый член семьи построит свою реальную семейную скульптуру, отражающую эмоциональную ситуацию в семье в данный момент вре-мени, можно попросить построить скульптуру идеальной семьи.

Психотерапевт имеет возможность вмешиваться в ваяние, предлагая свои варианты и непосредственно комментируя творческий процесс. К идеальной скульптуре семьи можно обращаться впоследствии для того, чтобы проследить динамику психотерапевтического процесса. При этом несоответствия между представлениями о структуре семьи ее различных членов является очень существенными и могут быть легче выявлены в ситуации ваяния семейной скульптуры, чем на основе традиционных вербальных техник.

Существует много вариантов использования методики семейная скульптура. Некоторые психотерапевты, применяющие эту методику, просят скульптура придумать для каждого члена семьи слово или фразу, которые бы лучше всего характеризовали поведение этого человека. Членов семьи следует затем последовательно произнести эти слова. В этом случае достигается не только визуальный, но и слуховой эффект.

Могут обсуждаться не только вся скульптура в целом, но и ее отдельные части. Психотерапевт может также задавать следующие вопросы:

1. (каждому члену семьи): Как вы чувствуете себя на этом месте среди ваших родственников?

2. (всей семье): Явилась ли данная скульптура сюрпризом для вас?

3. (каждому члену семьи): Знали ли вы раньше, что скульптор воспринимает вас именно так, как он это изобразил?

4. (всей семье): Согласны ли вы с тем, что ваша семья функционирует именно так, как это изображено в скульптуре?

5. (скульптору или семье): Какие изменения в функционировании семьи вы бы хотели видеть?

6. (скульптору, прежде всех других вопросов): Придумайте название вашему произведению. Можно также организовать прямо на сессии обсуждение семьей, скульптуром и психотерапевтом проделанной работы.

Скульптура может быть использована и при индивидуальной психотерапевтической работе - тогда роли членов семьи могут исполнять мебель или другие большие предметы, находящиеся в кабинете. Хотя в таком подходе может ощущаться дефицит живого присутствия членов семьи, он тоже очень хорош. При этом скульптура не должна слишком жестко интерпретироваться, имея ввиду, что она отражает лишь субъективное мнение одного из членов семьи, субъективную реальность его внутреннего мира, но не объективную внутрисемейную ситуацию.

Воображение ребенка оценивается по степени развитости у него фантазии, которая в свою очередь может проявляться в рассказах, рисунках, поделках и других продуктах творческой деятельности. Ребенку в связи с этим предлагается выполнить три задания:

Придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его устно в течение 5 мин. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, и после этого ребенок приступает к рассказу.

Методика 13. «Вербальная фантазия» (речевое воображение)

В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим признакам:

    1. Скорость процессов воображения.

    2. Необычность, оригинальность образов.

    3. Богатство фантазии.

    4. Глубина и проработанность (детализированность) образов.

    5. Впечатлительность, эмоциональность образов.

По каждому из этих признаков рассказ получает от 0 до 2 баллов.

0 баллов ставится тогда, когда данный признак в рассказе практически отсутствует. 1 балл рассказ получает в том случае, если данный признак имеется, но выражен сравнительно слабо. 2 балла рассказ зарабатывает тогда, когда соответствующий признак не только имеется, но и выражен достаточно сильно.

Если в течение 1 мин ребенок так и не придумал сюжета рассказа, то экспериментатор сам подсказывает ему какой-либо сюжет и за скорость воображения ставит 0 баллов. Если же сам ребенок придумал сюжет рассказа к концу отведенной на это минуты, то по скорости воображения он получает оценку в i балл. Наконец, если ребенку удалось придумать сюжет рассказа очень быстро, в течение первых 30 сек отведенного времени, или если в течение одной минуты он придумал не один, а как минимум два разных сюжета, то по признаку «скорость процессов воображения» ребенку ставится 2 балла.

Необычность, оригинальность образов расценивается следующим способом. Если ребенок просто пересказал то, что когда-то от кого-то слышал или где-то видел, то по данному признаку он получает 0 баллов. Если ребенок пересказал известное, но при этом внес в него от себя что-то новое, то оригинальность его воображения оценивается в 1 балл. Наконец, в том случае, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-либо видеть или слышать, то оригинальность его воображения получает оценку в 2 балла.

Богатство фантазии ребенка проявляется также в разнообразии используемых им образов. При оценивании этого качества процессов воображения фиксируется общее число различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, различных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка.

Если общее число названного превышает 10, то за богатство фантазии ребенок получает 2 балла. Если общее количество деталей указанного типа находится в пределах от 6 до 9, то ребенок получает 1 балл. Если признаков в рассказе мало, но в целом не менее 5, то богатство фантазии ребенка оценивается в 0 баллов.

Глубина и проработанность образов определяются по тому, насколько разнообразно в рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу (человеку, животному, фантастическому существу, объекту, предмету и т.п.), играющему ключевую роль или занимающему центральное место в рассказе. Здесь также даются оценки в трехбалльной системе.

0 баллов ребенок получает тогда, когда центральный объект его рассказа изображен весьма схематично, без детальной проработки его аспектов. 1 балл ставится в том случае, если при описании центрального объекта рассказа его детализация умеренная. 2 балла по глубине и проработанности образов ребенок получает в том случае, если главный образ его рассказа расписан в нем достаточно подробно, с множеством разнообразных характеризующих его деталей.

Впечатлительность или эмоциональность образов оценивается по тому, вызывают ли они интерес и эмоции у слушателя.

Если образы, использованные ребенком в его рассказе, малоинтересны, банальны, не оказывают впечатления на слушающего, то по обсуждаемому признаку фантазия ребенка оценивается в 0 баллов. Если образы рассказа вызывают к себе интерес со стороны слушателя и некоторую ответную эмоциональную реакцию, но этот интерес вместе с соответствующей реакцией вскоре угасает, то впечатлительность воображения ребенка получает оценку, равную 1 баллу. И, наконец, если ребенком были использованы яркие, весьма интересные образы, внимание слушателя к которым, раз возникнув, уже затем не угасало и даже усиливалось к концу, сопровождаясь эмоциональными реакциями типа удивления, восхищения, страха и т.п., то впечатлительность рассказа ребенка оценивается по высшему баллу - 2.

Таким образом, максимальное число баллов, которое ребенок в этой методике может получить за свое воображение, равно 10, а минимальное - 0.

Для того чтобы в ходе прослушивания рассказа ребенка экспериментатору было легче фиксировать и далее анализировать продукты его воображения по всем перечисленным выше параметрам, рекомендуется пользоваться схемой, представленной в таблице 5. Ее надо готовить заранее, до начала проведения обследования.

По ходу рассказа ребенка в нужной графе этой таблицы крестиком отмечаются оценки фантазии ребенка в баллах.

Выводы об уровне развития

    10 баллов - очень высокий.

    8-9 баллов - высокий.

    4-7 баллов - средний.

    2-3 балла - низкий.

    0-1 балл - очень низкий.

Методика 14. «Рисунок»

В этой методике ребенку предлагаются стандартный лист бумаги и фломастеры (не менее шести разных цветов). Ребенок получает задание придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На это отводится 5 мин.

Анализ картины и оценка фантазии ребенка в баллах производятся таким же образом, как и анализ устного творчества в предыдущей методике, по тем же параметрам и с помощью такого же протокола.

Методика 15. «Скульптура»

Ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 5 мин смастерить какую-либо поделку, вылепив ее из пластилина.

Фантазия ребенка оценивается примерно по тем же параметрам, что и в предыдущих методиках, от 0 до 10 баллов.

0-1 балл ставится ребенку в том случае, если за отведенное на выполнение задания время (5 мин) он так и не смог ничего придумать и сделать руками.

2-3 балла ребенок получает тогда, когда он придумал и вылепил из пластилина что-то очень простое, например шарик, кубик, палочку, кольцо и т.п.

4-5 баллов ребенок зарабатывает в том случае, если он сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не более двух-трех.

6-7 баллов ребенку ставится в том случае, если он придумал что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии.

8-9 баллов ребенок получает тогда, когда придуманная им вещь достаточно оригинальная, но детально не проработанная.

10 баллов по этому заданию ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь весьма оригинальна, детально проработана и отличается хорошим художественным вкусом.

Ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 5 мин смастерить какую-либо поделку, вылепив ее из пластилина.

Фантазия ребенка оценивается от 0 до 10 баллов.

0-1 балл ставится ребенку в том случае, если за отведенное на выполнение задания время (5 мин) он так и не смог ничего придумать и сделать руками.

2-3 балла ребенок получает тогда, когда он придумал и вылепил из пластилина что-то очень простое, например шарик, кубик, палочку, кольцо и т.п.

4-5 баллов ребенок зарабатывает в том случае, если он сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не более двух-трех.

6-7 баллов ребенку ставится в том случае, если он придумал что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии.

8-9 баллов ребенок получает тогда, когда придуманная им вещь достаточно оригинальная, но детально не проработанная.

10 баллов по этому заданию ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь весьма оригинальна, детально проработана и отличается хорошим художественным вкусом.

Комментарии к методике психодиагностики воображения. Способы оценивания развитости воображения ребенка младшего школьного возраста через его рассказы, рисунки, поделки выбраны не случайно. Данный выбор соответствует трем основным видам мышления, имеющимся у ребенка этого возраста: наглядно-действенному, наглядно-образному и словесно-логическому. Фантазия ребенка наиболее полно проявляется как раз в соответствующих видах творческой деятельности.

Выводы об уровне развития

Оценка в 10 баллов свидетельствует о наличии у ребенка задатков к тому виду деятельности, для которого существенно развитие соответствующего вида воображения. Такой ребенок, безусловно, готов к обучению в школе по тестируемому признаку.

Оценка, находящаяся в пределах от 8 до 9 баллов, говорит о том, что ребенок достаточно готов к обучению в школе.

Оценка в интервале от 6 до 7 баллов является признаком того, что в целом данный ребенок удовлетворительно подготовлен к обучению в школе.

Оценка в 4-5 баллов говорит о том, что готовность ребенка к обучению в школе является недостаточной.

Оценка, равная 3 и меньше баллам, чаще всего выступает в качестве признака неподготовленности ребенка к обучению в начальной школе.

Другие новости по теме.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс
Предмет: «Скульптура».
Цели:
Образовательные: углубление представление уч-ся о предмете изучения – «Скульптуре», ознакомление с основными понятиями (терминами) предмета и способами работы.
Развивающие: накопление знаний и умений по пластическому строю, понимание красоты пластической формы, развитие творческого воображения, наблюдательности, развитие творческой инициативы и интереса к изучаемому предмету.

Задачи:
Образовательные: создание художественных образов с дальнейшим выполнением в материале, установление межпредметной связи: рисунок-скульптура и их соподчинение.
Развивающие: развитие способности видеть и чувствовать форму изображаемого, развитие глазомера, пропорций предметов, способности видеть пространственные отношения, научить различать, сравнивать и видеть пластическое единство частей и всего целого.

Методика проведения анализа датских работ.
1. Композиционно-пространственное решение изображения:
— совмещение планового изображения с фронтальным;
— наличие в композиции горизонта, многоплановости, элементов перспективного построения, развернуто-планового построения композиции;
— с высоким рельефом;
— с низким рельефом;
— выделение главного: цельность композиции, соподчинение второстепенного – главному, закон ритма.

2. Объемно – пространственное построение:
— проволочное;
— элементы загораживания;
— попытка объемной трактовки формы;
— перспективное изображение (центральная перспектива, с двумя точками схода, обратная)
— конструктивное построение;
— пластика формы;
— фактура изображаемой формы;
— «обрубовка» формы;
— плановость;
— связь формы с фронтальной поверхностью.

3. Творческое владение техническими навыками работы с художественными материалами:
— линия в рисунке: проволочная, сложная нащупывающая, штриховая;
— аккуратность в работе;
— четкость изображаемой формы;
— ведение работы от обобщенного целого к частному;
— от частного к целому;
— деталировка формы;
— выделение главного (форма, размер, фактура, степень проработки)

4. Художественная обработка решения композиции:
— реалистичное решение;
— декоративное решение;
— образное решение;
— разнообразие художественных образов;
— детализация отдельных образов;
— цельность композиции;
— центральное размещение ведущего (главного) элемента композиции;
— оригинальность;
— пластика форм;
— движение и статика в композиции;
— развернутость действия во времени.

5. Процесс изобразительной деятельности:
— первоначальный замысел;
— развитие и реализация замысла в процессе изобразительной деятельности;
— новые поправки;
— соподчинение графического замысла с техническими возможностями материала;
— упрощение, стилизация форм.
Краткое содержание план занятий по передаче объема и пластики в рельефном изображении из глины.
УРОК 1-2.
Тема урока: Лепка гипсового орнамента с натуры. Первые сведения о рельефе.


Вид занятия: Рисование и лепка с натуры
Цели занятия:
Образовательные: познакомить с особенностями строения (рисования) растительных форм (на примере листа0, дать первоначальные навыки лепки рельефа, особенности его объемной формы и размещения в пространстве
Развивающие: выработать тонкость восприятия формы изображаемого, развить и выработать умение на глаз определять расположение форм в пространстве.
Задачи занятия:
Образовательные: зарисовка сложной формы листа, лепка гипсового орнамента с натуры в материале (глине).
Развивающие: научить различать, сравнивать, видеть подробности и вместе с тем, целое пластического формы в рисунке листа и при работе в материале над гипсовым растительным орнаментом.

УРОК 3-4
Тема урока: Лепка натюрморта из геометрических фигур в рельефе. Композиция по представлению в рельефе на тему: « Сказочный город ».
Вид занятия: Рисование и лепка на тему и с натуры
Цели занятия:
Образовательные: познакомить с особенностями рисования города (улицы и т.д.) с натуры, дать сведения об особенностях лепки натюрморта из геометрических тел в рельефной плоскости, сообщить сведения по композиции в рельефе.
Развивающие: накопление знаний пластического строя и понимания красоты пластической формы.
Задачи занятия:
Образовательные: стилизация рисунка города на основе реалистичных зарисовок, создание художественного образа сказочного города для выполнения в материале.
Развивающие: развить способность чувствовать и видеть форму в объеме, развитие глазомера, пропорций предметов, способность видеть пространственные отношения.

УПРАЖНЕНИЕ В МАТЕРИАЛЕ: ЛЕПКА ГРУППЫ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ В РЕЛЬЕФЕ



УПРАЖНЕНИЕ: ЗАРИСОВКА ВИДОВ ГОРОДА.



ВАРИАНТЫ ЭЛЕМЕНТОВ ДЕКОРА ДЛЯ КОМПОЗИЦИИ:


САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ: СОЗДАТЬ ОБРАЗ СКАЗОЧНОГО ГОРОДА НА ОСНОВЕ НАТУРНЫХ ЗАРИСОВОК.


УРОК 5-6
Тема урока: Изображение драпировки в рельефе. Композиция в рельефе с драпировкой на тему: «Времена года».
Вид занятия: Рисование и лепка на тему по представлению и с натуры
Цели занятия:
Образовательные: познакомить с особенностями рисования драпировки с натуры, дать сведения о выполнении задания в материале.
Развивающие: накопление знаний пластического строя и понимания пластики формы.
Задачи занятия:
Образовательные: создание художественного образа на основе воображения: «Драпировка — как живая форма природы» .
Развивающие: развить способность чувствовать и видеть форму в объеме, рельефе, соразмерность и соподчинение предметов, стилевое единство.

ПОСТРОЕНИЕ КУБА В ПЕРСПЕКТИВЕ.


УПРАЖНЕНИЕ: ДРАПИРОВКА НА СТУЛЕ (ЗАРИСОВКА)


САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ: ДРАПИРОВКА КАК «ЖИВАЯ» МАТЕРИЯ


ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: КОМПОЗИЦИЯ В РЕЛЬЕФЕ С ДРАПИРОВКОЙ. ЭСКИЗЫ



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»