Как хорошо запоминать. Как лучше запоминать прочитанное? Неумение запоминать информацию и использовать свою память для этого

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Даже людям, далеким от процесса обучения, время от времени требуется быстро запомнить некоторую информацию – пароли, тезисы доклада, массивы цифр. Школьники и студенты почти каждый день сталкиваются с необходимостью тренировать память. Ученые давно доказали, что механическое запоминание неэффективно, и придумали множество различных техник.

Техника запоминания информации

Организация информации

Упорядоченную информацию гораздо легче запомнить, чем хаотичную. Так, если вам нужно запомнить, что купить в магазине, проще всего составить список из нескольких позиций. Памятуя о том, что в списке было 9 пунктов, ваш мозг будет искать ответ, пока все позиции не будут мысленно помечены «галочкой».

Классифицируйте то, что требуется запомнить. Возвращаясь к списку продуктов, гораздо проще разделить его на несколько подгрупп, руководствуясь, например, отделами в магазине – молочный, рыбный, мясной, бакалея, а не стараться уместить в памяти случайный набор товаров.

Запомнить более сложную информацию помогают схемы, таблицы, диаграммы и графики. Составляя их, вы не только сортируете и обобщаете, ищите сходства и различия, но и обращаетесь к пространственной памяти, подключая ее в процесс запоминания.

Визуализируй это

Визуализация – мощное средство для запоминания. Чтобы назвать предметы, стоящие в вашей комнате, вам достаточно мысленно представить себе картинку – вид помещения и вот вы уже готовы перечислить все без исключения. Яркий, четкий мысленный образ поможет запомнить имена, маршруты, структурированную по ключевым словам информацию.

Если вам требуется запомнить много имен и связать их с лицами, выделяйте в каждом человеке характерную особенность, кидающуюся в глаза, и мысленно крепите к ней «ярлычок» с именем. Стараясь удержать в памяти маршрут, ставьте в уме красные галочки на примечательных деталях, встречающихся вам по пути. Наш мозг лучше всего «цепляется» за странные, необычные образы, поэтому, чем нелепее будет картинка – тем лучше. На технике визуализации основана методика «снимков», когда необходимые для запоминания вещи организовываются в некую картинку, с которой мысленно делается фотография.

Если вы не визуал, старайтесь запомнить информацию, используя ваш привычный канал восприятия – через звуки, запахи, ощущения. Так, запоминая дорогу, выделяйте не яркую деталь, а звук, с которым трамвай пересекает неровность на рельсах , запах булочной на углу и тому подобные вещи.

Рифмуйте

Маленькие дети легко запоминают алфавит, потому что он зарифмован. На свете существуют сотни смешных стишков, позволяющих запомнить те или иные вещи – неправильные глаголы, мышцы тела, слова-исключения. Придумывайте свои стихи и чем смешнее, тем лучше, потому что наш мозг любит «развлекаться» и веселый нелепый рифмованный текст он запомнит лучше, чем нужную, но серьезную информацию.

Например, для того, чтобы запомнить ударения в сложных словах, кто-то приумал такой стишок: Феномен звонит по средам. Приняв договор по годам, он отдал экспертам эскорта ходатайство аэропорта

Пользуйтесь аббревиатурами и акронимами

Аббревиатуры и акронимы делают информацию компактной. Легче запомнить США, чем Соединенные Штаты Америки, удержать в памяти ГЛОНАСС, а не Глобальную навигационную спутниковую систему. Если вам, к примеру, надо запомнить названия рек или горных пиков, организуйте их первые буквы в звучное слово, лучше всего такое, которое вызывает у вас приятную ассоциацию. Не старайтесь придать аббревиатуре смысл, если не получается, она все равно останется в памяти. Например, бессмысленное слово ДАМАН, обозначающее порядок ударения в стихах трехсложных размеров, все равно проще запомнить, чем то, что стих, в котором ударение падает на первый слог называется дактилем (ДА), на второй – амфибрахием (АМ), а на третий - анапестом (АН).

Как запоминать цифры и формулы

Для тех, кому постоянно необходимо быстро запоминать большие массивы цифр, была придумана методика, по которой каждой цифре соответствует какое-либо изображение, выбранное по наиболее удобной для запоминающего ассоциации. Так, двойка для кого-то лебедь, семерка – сабля, четверка – стул и так далее. Чтобы запомнить ряд цифр, придумайте про них историю и зафиксируйте ее в памяти при помощи яркой картинки. Например, 274 – это лебедь с саблей забрался на стул. Согласитесь, такое не так уж просто забыть.

Согласно этой методике можно легко запомнить и формулы, также представив латинские буквы и символы (вычитание, сложение, деление и т.п.) в виде каких-либо зверей или предметов.

Запоминая просто длинное число, делите его на «кусочки» из 3-4 цифр. Ученые давно доказали, что именно этот объем информации идеален для нашего мозга

Запоминайте через «приятное»

Чтобы запомнить что-то скучное и неинтересное, постарайтесь найти к нему какую-то яркую, важную для вас пару. Например, если вы любите древнегреческую философию, а вам приходится учить историю Китая, запомните, что Конфуций был на 10 лет младше Сократа.

Придумывайте истории

Чтобы запомнить некую последовательность, придумывайте коротенькие истории. Например, чтобы быстро запомнить, в каком порядке идет классификация организмов: - царство; - тип; - класс; - отряд; - семейство; - род; - видов, можно использовать такое предложение: «царь Тимофей квас оценил с соком, ромом и водкой».

«Все улучшение памяти состоит из правильного способа записи фактов»
Доктор Уильям Джеймс, отец американской психологии

О том как развивать память и лучше запоминать мы уже писали в статье Там есть очень действенные упражнения и хорошие советы. Но, поскольку копилку фишек по улучшению памяти и других способностей нужно всегда пополнять, рекомендуем вам еще несколько простых советов.

Один из самых главных принципов запоминания — запомнить логику рассуждений. Это запоминание мысли, сути, а не дословный бездумный пересказ. Бездумное запоминание называется «зубрежкой». Такая информация в голове надолго не задержится. Но не везде этот принцип применим, поскольку цифры, формулы, иностранные слова и прочее невозможно запомнить с помощью обычной , здесь нужен креатив. Так, как же, лучше запоминать прочитанное? Как запоминать числа и даты, которые никак не запоминаются, потому что ни с чем не ассоциируются? Как учить, если не запоминается? Как запоминать большой объем информации?

Проблемы воспроизведения информации. Как можно улучшить памя ть.

Большинство из нас время от времени жалуются на нашу память. Конечно, каждый хочет запоминать информацию лучше и как можно дольше, ведь от этого может зависеть наша жизнь, как об этом показано в одном из психологических фильмов ). Когда мы говорим о плохой памяти, мы, в действительности говорим о затруднении в воспроизведении информации. Здесь надо понимать, что информация попадая в мозг не обязательно там остаётся. Она может там побывать и бесследно исчезнуть. Чаще всего именно так и происходит. Вот почему Уильям Джеймс и многие другие (включая мнемонистов) делают упор на то КАК мы записываем что-то в нашу память.

Что же может повлиять на сохранение информации? Всё очень просто. Механизм «загрузки» информации зависит от её ценности для человека. А что мозг будет считать ценным? Для него ценность начинает представлять лишь та информация к которой вы обращаетесь неоднократно, та, которая имеет эмоциональную окраску и та, которую вы тщательно и с разных сторон рассматриваете, прокручиваете, анализируете, ассоциируете и прочее.

Информация попавшая в мозг без своеобразного мысленного прокручивания забудется гораздо быстрее хорошо осмысленной. Ну, а если ваш внутренний голос говорит вам: «Ну-у-у-у, это тебе больше никогда не понадобится»- , то можете быть уверены, что всё увиденное или услышанное будет быстро выброшено из головы. Зачем мозгу мусор? Он стремится занять своё хранилище максимально полезной информацией.

Стресс также отрицательно влияет на воспроизведение (даже сохранённой в памяти) информации. В период переживания стрессовой ситуации поток сильных отрицательных (и даже положительных) эмоций препятствует анализу, концентрации внимания и другим интеллектуальным действиям. У мозга есть определенные запасы энергии, которые он может потратить на какие-либо работы и превысить эти объемы он не может. Что происходит во время стресса? Мозг работает на пределе и вместо интеллектуальных операций он вынужден заниматься реакцией на внешние или внутренние раздражители. Это могут быть состояния: , и т.д. Поэтому сложно что-то вспомнить в состоянии стресса или глубокой . Верно и обратное гораздо лучше усваивают информацию, так как чаще всего обучение ассоциируется у них с положительными эмоциями.

Решение проблем со стрессом и удержанием (сохранением) информации.

Чтобы информация в вашей голове хранилась как можно дольше необходимо время от времени к ней возвращаться. Перечитывать, пересматривать, переосмысливать. Так сказать быть в в этой теме. Со стрессом справляться тоже можно. Ведь стресс — это ответная реакция организма на какое-то воздействие. Хочу напомнить что сила этой реакции, а значит и стрессового напряжения, зависит от взглядов и установок человека. В одной и той же ситуации одни люди могут чувствовать себя более комфортно, а другие менее. Чтобы реагировать спокойнее и испытывать меньшее напряжение во время стрессовой ситуации необходимо менять отрицательные установки и отношение к людям, вещам, событиям на положительные. Также есть определенные методики снятия напряжения и восстановления после стресса.

Методы запоминания (как научиться запоминать)

1. Деление/ дробление

Возможно, деление информации — самый старый метод, используемый при запоминании. В этом методе элементы, которые нужно запомнить, делятся на маленькие и легко запоминаемые куски или группы. Особенно хорошо этот метод работает, когда порядок элементов не очень важен.
Он подходит для запоминания многозначных чисел (например, идентификационных и телефонных номеров, очень длинных слов и других символов.
Примеры:

1. Номер 472627607 можно легче запомнить, если он сгруппирован как 472, 627, 607 или 47, 26, 27, 607.
Затем эти куски можно уже учить наизусть. Обучение и удержание значительно облегчаются, если вы найдёте некоторую взаимосвязь между этими разными кусками. Некоторые люди еще в юном возрасте дают имена цифрам (мама-1, папа-2, семья-3, приехать-4 и так далее). Если у каждой цифры есть имя известное только вам, вам буде значительно легче придумывая пароли хранить их в памяти, а также вы будете запоминать достаточно длинные ряды цифр, составляя из них осмысленные предложения.

2. Слова, вроде «дезоксирибонуклеиновая кислота» или «Навуходоносор» можно запомнить разбив их на две или три части: дезокси-, рибо-, нуклеиновая; Наву-, ходо-, носор. Повторите эти три составных новообразовавшихся слова скороговоркой подряд несколько раз и вся эта «абракадабра» нормально уложится в вашей голове.

3. Список покупок: яблоко, огурец, бумага, чернила, капуста, банан, виноград, бобы, степлер, апельсин можно лучше запомнить, переставляя и применяя куски как: 4 плода, 3 овоща и 3 стационарных предмета.

Если возможно, организуйте материал настолько значимо, насколько сможете, и придумайте отношения между каждой группой. Это не только улучшает обучаемость и удержание, но и помогает быстро и легко запомнить.

Психологи, занимающиеся исследованиями в области памяти человека, обнаружили, что способность кратковременной памяти (рабочая память) для людей составляет 7 ± 2, что составляет от 5 до 9 единиц. Поэтому вы должны позаботиться о том, чтобы созданные вами группы информации находились в данных пределах.

2. Рифмование.

Это также один из популярных и достаточно старых методов запоминания. Этот метод использует тот факт, что у нас есть естественная тенденция запоминать рифмы и ритмы. Ниже приведен пример:

Тридцать дней в сентябре,
Апреле, июне, ноябре,

В остальных тридцать один,
Исключение — один

В феврале лишь двадцать восемь.
Если он не високосен.

Создавайте такие рифмы, и это поможет не только улучшить вашу память, но и ваши творческие способности.

3. Ассоциации

Свойства памяти во многом зависят от организации системы ассоциаций, а именно от таких параметров ассоциаций, как их прочность и количество.
Чем прочнее ассоциация (давняя взаимосвязь объектов) и большее их количество, тем больше взаимосвязей, которые крепко соединены меду собой. Если сравнить двух людей, пользующихся разными методами, то тот, кто обдумывает и связывает новую информацию с уже имеющейся будет запоминать гораздо лучше, больше и на дольше, чем тот, кто полагается на количество повторений и неосмысленное заучивание.

Метод запоминания заключающийся в установлении ассоциаций подразумевает создание так называемого моста между понятиями. Часто цитируемым экспертами по памяти, является запоминание столиц. К примеру возьмём Польшу. Столицей Польши является Варшава. Вторая мировая война началась с нападения Германии на Польшу. Таким образом, этот блок информации может быть организован как «Польша — Варшава- Вторая Мировая война».

Здесь пара слов, которые будут соединены вместе, — это Польша и Варшава. Дополнительная информация о Второй мировой войне используется в качестве моста или посредника при объединении этих двух слов. Кстати, когда в общении в следующий раз возникнет тема второй мировой войны, заодно вы вспомните и эту информацию.

5. Подготовка ко сну

В этом методе вы проводите свое выступление или учитесь прямо перед сном. Ум в процессе сна будет организовывать информацию систематически и эффективно, когда вы спите. Психологи также обнаружили, что если вы перед сном думаете о своей проблеме, то шанс, что вы придете к мудрому решению на следующее утро увеличивается. Об этом же говорит и поговорка «Утро вечера мудренее».

Дополнительные шаги по улучшению памяти

1. Будьте в расслабленном настроении
2. Запишите вещи, которые вы должны запомнить на листе бумаги.
3. Прочитайте его вслух (если возможно) один или два раза, затем произнесите по памяти два-три раза.
Теперь идите спать, не беспокоясь и не думая ни о чем. Вы, несомненно, сохраните элемент дольше и найдете его более легким, чтобы вспомнить его при необходимости.

4. Попытка не пытаться

Все мы применяем этот метод сознательно или неосознанно. Иногда, когда вы пытаетесь вспомнить, вы не можете это сделать, даже если уверены, что знаете это очень хорошо. У вас есть блокировка, которая не позволяет вам отозвать информацию. Обычно вы пытаетесь снова и снова попробовать, но напрасно. Чтобы справиться с этой ситуацией, вы просто избегаете попытки вспомнить и сделать что-то еще; к вашему приятному удивлению, информация автоматически появляется в вашем сознании через некоторое время. Это происходит потому, что даже если вы перестали пытаться, ум ищет эту информацию и доводит ее до осознания, когда обнаруживает.

Если вы очень озабочены или находитесь в стрессовом состоянии, то можете столкнуться с этим типом блокировки очень часто. В этом случае настоятельно рекомендуется практиковать какую-то технику релаксации и, таким образом, сохранять свое спокойствие. Это очень важно, потому физиология стресса такова, что препятствует нормально мыслить и может привести к множеству нежелательных психологических и физиологических последствий. Поэтому для желающих иметь хорошую память важно прочитать

Учитесь с радостью и интересом, находите полезное и увлекательное в том, что вы узнаёте, планируйте, где примените и с кем поделитесь тем, что узнали и ваша память улучшится в разы!

(Visited 2 980 times, 1 visits today)

Несмотря на то что количество читающих художественную литературу людей в мире сократилось, чтение все еще остается популярным, а зачастую и необходимым. Особенно, это касается студентов и школьников, которым, помимо чтения, нужно еще и уметь запоминать то, что они прочитали. Как сделать так, чтобы прочитанное запоминалось легко и быстро? Существует ли возможность облегчить процесс запоминания? Давайте разбираться.

Для того чтобы прочитанное запоминалось легко, создайте определенные внешние условия – это спокойная обстановка и тишина. Когда чтение происходит в шумной обстановке, внимание рассеивается и как следствие, в прочитанное в голове не откладывается. Согласитесь, что, читая, например, в метро, сложно что-то запомнить. Иногда ты даже не осознаешь, что читаешь.

Итак, закройтесь в отдельной комнате, создайте тишину, и начинайте читать. Если есть возможность, найдите уединенный уголок на природе, это помогает расслабиться и сосредоточится. Нужно научиться полностью погружаться в книгу. Ничего не должно отвлекать!

Чтение по утрам является оптимальным. После сна голова чиста и свободна, она легко воспринимает информацию, которая быстро усваивается. Поэтому читайте по утрам, желательно даже до завтрака. Если чтение по утрам для вас не доступно, читайте днем.

Самое плохое время, чтобы запомнить информацию – вечер. В это время организм уже устал, и информация не усваивается. Не желательно читать информацию, требующую запоминания после обеда или ужина, поскольку в это время организм занят перевариванием пищи и ему, как говорится, не до запоминания.

Илучшайте скорость чтения

Чтобы понять, как лучше запоминать прочитанное, нужно понимать, что огромное значение в этом процессе играет зрительная память.

При чтении, постарайтесь охватывать глазами всю страницу, читать, как бы сверху вниз. Это помогает тренировать зрительную память, благодаря которой прочитанное запоминается легче. Зрительная память очень важна. В ситуации, когда вы никак не можете вспомнить что-то, часто достаточно просто представить страницу в книге, где была эта информация, как зрительная память сразу подсказывает, что же там было написано.

Существенное значение имеет и скорость чтения. Чем быстрее человек читает, тем лучше усваивается информация. Умение хорошо читать сверху вниз существенно ускоряет процесс чтения.

Для развития этого навыка можно походить на курсы скорочтения. На таких курсах учат читать по диагонали. При этом способе чтения, человек охватывает глазами всю страницу целиком. В результате он может усвоить и запомнить информацию быстро и четко.

В процессе чтения главы, не возвращайтесь к прочитанному, ни зрительно, ни для того, чтобы перечитать. Это мешает целостному восприятию информации. Лучше дочитав главу до конца перечитать ее еще раз целиком.

Не нужно в процессе чтения проговаривать про себя прочитанное. Также не желательно читать текст проговаривая его губами. Все это мешает восприятию и усваиванию информации.

Конспектируйте, фантазируйте, рассказывайте

Попробуете зрительно представить ситуацию, которую прочитываете. Это поможет запомнить текст. Соотнесите эту ситуацию с чем-то уже вам знакомым, создайте ассоциации. Тогда по ассоциации вспомнить прочитанное будет легко.

Если вы читаете учебную литературу, делайте конспект. Выписываете основные моменты, составляйте схемы, списки. Все это облегчает запоминание.

Обсуждайте прочитанное с друзьями, родителями. Попробуйте составить свое собственное мнение. Нужно научиться рассуждать, рассматривать ситуацию с разных сторон. Если вам не с кем обсудить прочитанное, просто напишите изложение, но именно напишите, потому что письмо приводит к дополнительному запоминанию, в том числе и зрительному.

Если вы что-то забыли, не стремитесь сразу открывать книгу и искать. Постарайтесь быстро вспомнить самостоятельно, без подглядывания. Если сможете – уже не забудете этот момент. Напрягайте и тренируйте память!

Тренируйте память

Если у вас серьезная проблема с запоминанием, развивайте свою память. Самым лучшим средством для развития памяти является изучение иностранных языков. Выберете интересный вам язык и учите его. Делать это можно самостоятельно или записаться на курсы. В любом случае знание иностранного языка не бывает лишним, но поможет развить память.

Для развития памяти учите наизусть стихи, а для развития зрительной памяти тренируйтесь с запоминанием изображения. Например, посмотреть на картинку с изображением животных или предметов в течение 30 секунд, закрыть ее и быстро перечислить, животных или предметы, которые удалось запомнить.

Отличным способом для тренировки памяти является запоминание последовательности слов. Попросите кого-нибудь из семьи написать вам список из 10-ти слов. Прочитайте его 2 раза и попробуйте воспроизвести, не меняя последовательности слов. Тренируетесь, пока не запомните все слова. Составляйте новые списки, постепенно увеличивая в них количество слов. Такая тренировка, поможет вам запоминать все с первого раза.

Запоминание прочитанной информации важно. Согласно утверждениям ученых, при прочитывании книги, уже через сутки человек помнит только лишь 20% прочитанной информации. Чем хуже обстановка, в которой происходит чтение, тем хуже усваивается полученная информация.

Чем старше мы становимся, тем хуже работает память. Следовательно, нельзя давать ей отдыхать. Память нужно постоянно тренировать. Тогда в любом возрасте запомнить прочитанное можно легко и быстро.

И еще один немаловажный фактор. Если вы читаете с удовольствием, то и процент запоминания выше!

Екатерина Додонова

Бизнес-тренер, блогер, инструктор по развитию памяти и скорочтению. Учредитель образовательного проекта iq230

1. Поймите

Очень часто люди пытаются просто зазубривать незнакомые слова и фразы, даже не понимая их значения. Возможно, этого хватит на несколько дней, скажем, для сдачи экзамена. Если, конечно, лектор не попросит объяснить, что вы понимаете под абляцией и какие же признаки у тех самых хромосомных аберраций из первого билета.

Мозг отлично запоминает слова, связанные ассоциативно. Непонятные буквенные сочетания он же отбрасывает, словно мусор, не желая тратить на них время.

По этой причине большинство людей с трудом учат . Странно звучащее слово не вызывает в памяти родных и понятных сердцу картинок.

Поэтому для лучшего запоминания необходимо сначала разобрать и понять все новые термины. Постарайтесь прочувствовать слово и связать его в воображении со знакомыми понятиями.

2. Придумайте ассоциацию

Наличие фантазии - один из мощнейших инструментов для запоминания информации. значительно облегчают процесс заучивания важных докладов, презентаций, текстов, в том числе на иностранных языках за счёт искусственных ассоциаций.

Возьмём слово «понедельник». Какие кадры бегут на вашем внутреннем экране? Это может быть утро, жуткие пробки на дороге, мысль, пульсирующая в голове, день в календаре, страничка дневника из детства или гудящий муравейник офиса. А что видите вы?

Чтобы ассоциативные связи получились крепкими и долговечными, можно использовать правило пяти пальцев. К каждому пальцу привязывается своя ассоциация, наполненная тем или иным содержанием.

Пальцы Ассоциация
Большой «Изюм». Оригинальная, вздорная, абсурдная
Указательный «Эмоции». Используйте только позитив
Средний «Про себя любимого». Смело связывайте объект запоминания с собой
Безымянный «Ощущения». Подключите органы чувств: зрение, слух, запах, вкус, тактильные ощущения
Мизинец «В движении». Заставьте ваш объект двигаться. Мозг быстрее запоминает информацию в динамике

Таким образом, необходимая информация отпечатается в вашей памяти сразу на всех уровнях чувств, что позволит ещё долго пользоваться ей.

3. Обманите магическое число 7 ± 2

Известный американский учёный-психолог Джордж Миллер установил, что кратковременная человеческая память не может запомнить и повторить более 7 ± 2 элементов. Режим постоянных информационных перегрузок уменьшает это число до 5 ± 2.

Тем не менее существует простой способ обмана законов кратковременной памяти: применение метода историй, который предполагает логическое связывание в одну цепочку разрозненных объектов запоминания. У вас может получится смешная, невероятная и совершенно невозможная в реальной жизни история. Главное, что с помощью неё вы сможете запомнить более 15 элементов единовременно.

По замыслу режиссёра в следующей сцене вы должны плавать в бассейне, до краёв наполненном манной кашей. Да, только представьте себе это безумие в ярких красках. Почувствуйте кожей, как манная крупа прилипает к вашей коже. Как тяжело плыть в этой тёплой жиже, хотя каша и не слишком густая. Как в воздухе пахнет молоком, сливочным маслом и детством.

4. Повторяйте правильно

Наш мозг можно программировать - это научный факт. Для необходимо её осознание и ежедневная работа в выбранном направлении. Поэтому, если вы твёрдо решили, что вам крайне важно выучить английский за полгода, то мозг уже настроился на интенсивное запоминание. Но помимо регулярного обучения важно и регулярное повторение пройденного материала.

Используйте определённые временные интервалы для наилучшего запоминания: повторите материал сразу после обучения, затем через 15–20 минут, через 6–8 часов (лучше перед сном) и последний раз - через неделю.

5. Настройтесь

Пожалуй, нет ничего хуже, когда человек думает о себе в негативных тонах: «Я никогда с этим не справлюсь», «Для меня невозможно это запомнить», «У меня не получится выучить такой сложный доклад». Используйте только позитивные утверждения, программируя свой мозг на работу и результат.

Настройтесь правильно, скажите себе: «Я вспоминаю!», «У меня хорошая память. Я вспомню», «Я запомню и легко перескажу своими словами через два часа». Настраивайте себя сами. Ресурсное состояние мозга - зона вашей ответственности.

Зная пять секретов памяти, можно без труда научиться запоминать действительно сложные и разносторонние материалы. Кроме того, существует множество интересных и естественных для человека способов тренировки памяти и закрепления необходимых объектов запоминания, о которых Екатерина Додонова также детально рассказывает в своей книге .

Приятного чтения и отличной вам памяти!

Современный мир с огромным количеством постоянно обновляющейся информации предъявляет к памяти человека повышенные требования. Перед людьми, стремящимися добиться успеха, встает вопрос - как запомнить много информации за короткие сроки? Над этой проблемой ни один год «бьются» лучшие умы человечества, которые нашли выход для таких людей. Согласно их мнению, увеличить объемы памяти может применение специальных методик.

Сколько информации может запомнить человек

Ученые долгое время пытаются отыскать ответ на вопрос, какое количество информации способен запомнить обычный человек. Однако до сих пор решения, удовлетворяющего всех физиологов, не найдено. Предполагалось, что память человека способна хранить информацию объемом десять миллионов бит. Но вскоре ученые отказались от данной теории в связи с тем, что этот объем очень маленький и не отражает реального состояния. Мозг человека вмещает не только данные, которые он вынужден запоминать, но и те, что сопровождают его существование – клички питомцев, черты лиц родных и т.д.

По мнению американского исследователя Купера, каждый нейрон мозга способен хранить до ста тысяч единиц информации. С учетом общего их количества, память человека вмещает информацию объемом 10 в 17 степени бит. Данная цифра, по мнению ряда физиологов, является достоверной. Однако некоторые ученые утверждают, что память человека - более емкое понятие, и она способна содержать информацию 10 в 23 степени бит. Исходя из этих данных, понятно, что люди еще не научились пользоваться дарованным ему природой сложнейшим механизмом.

Определение типа памяти

В обыденной жизни наблюдаются индивидуальные различия в области психических процессов. Одним из таких процессов и является хранение информации. Особенности процесса запоминания характеризуют личность, становясь ее свойствами, накладывают отпечаток на деятельность и поведение человека. В зависимости от того, какой анализатор преобладает в работе памяти, принято различать четыре ее типа:

  • слуховой;
  • зрительный;
  • двигательный;
  • смешанный.

Слуховой (звуковой или аудиальный) тип характеризуется высокой степенью запоминания и воспроизведения всевозможных звуков: музыки, произнесенных слов. Он важен при запоминании озвученной информации. Особое значение он приобретает в определенные периоды жизни. Слуховая память обеспечивает хорошую успеваемость школьников и студентов. Она необходима для успешной профессиональной деятельности композиторам, музыкантам, лингвистам.

Зрительная память - способность воспринимать, сохранять и воспроизводить визуальные образы. По мнению психологов, у людей с развитым зрительным типом хорошо развито воображение. Они способны «видеть» образы, даже после того как те исчезли из поля зрения. Особое значение этот тип памяти имеет для конструкторов, инженеров, художников, дизайнеров.

Двигательная (моторная) память характеризуется способностью запоминать и воспроизводить движения. Люди, обладающие ею, способны сохранять в памяти не только двигательные представления, но и их характеристики: амплитуду, быстроту, темп, ритм, последовательность. От уровня ее развития зависит успешность формирования двигательных навыков трудовой, игровой, спортивной деятельности.

Смешанный тип характеризуется отсутствием преобладания какой-либо одной памяти. Его особенность в том, что смешанная память обеспечивает одинаково хорошее запоминание материала при использовании разных анализаторов. Люди, имеющие ее, используют сразу несколько типов памяти: зрительно-двигательный, зрительно-слуховой, двигательно-слуховой.

Существуют и другие типы памяти, основанные на деятельности отдельных анализаторов, которые не имеют существенного значения в жизни человека. Их возможности ограничены и сводятся к удовлетворению биологических потребностей организма. К таким типам памяти относят: обонятельный, осязательный и вкусовой. Чтобы узнать, какой способ запоминания преобладает у вас, воспользуйтесь психологической методикой «Определение типа памяти».

Для ее проведения вам понадобится помощник, который должен зачитать несколько рядов слов. Каждый из этих них соответствует определенному типу памяти. После прочтения вслух группы слов ведущим, испытуемый за отведенное время должен записать их по памяти. Полученные данные нужно сверить с рядами слов и выявить, сколько названо правильно. По окончании подсчета коэффициента по специальной формуле, делается вывод о преобладающем типе памяти.

Быстро запомнить много информации за короткий срок помогут шпаргалки

Как лучше запоминать информацию? Зубрежка отнимает массу времени и не всегда эффективна. Излюбленный метод студенческой «контрабанды» – шпаргалки, помогает в решении этого вопроса. Согласно мнению физиологов, применение шпаргалок активизирует деятельность нескольких анализаторов, в результате в процессе запоминания принимают участие несколько типов памяти - зрительный и двигательный. Такой подход обеспечивает быстрое запоминание. Особенность шпаргалок заключается в способе сохранения информации.

Большой объем данных не получится вместить на маленьком клочке бумаги, поэтому ответ на вопрос билета записывают кратко в виде схем. В них отражают ключевые моменты или отдельные фразы, отражающие суть, из которых создают логические цепочки путем осознанной переработки информации, что и обеспечивает последовательное запоминание текста. Данный способ с успехом используется не только студентами, но и людьми, оперирующими большими объемами данных – менеджерами, преподавателями.

Подключение аудиальной, слуховой памяти

По мнению физиологов, аудиальный тип памяти – мощный инструмент запоминания. Психологи считают, что слуховая память развивается легче, чем зрительная и двигательная. Использование этого инструмента увеличивает возможности запоминания. Чтобы задействовать слуховую память, рекомендуют не только писать, но и читать те же шпаргалки. Повторение информации вслух перед экзаменом увеличивает шансы на благоприятный исход дела.

Основной метод использования слуховой памяти – запись информации на диктофон и ее прослушивание. К примеру, вы можете записывать лекции, читаемые преподавателем, или самостоятельно читать материал с записью на диктофон. Регулярное прослушивание информации обеспечивает прочное запоминание. Одно время существовала теория, что если слушать информацию во сне, то она хорошо запоминается, однако ученые поставили под сомнение применение этого метода.

Приемы зрительной памяти

На долю зрительной памяти приходится большая часть воспринимаемой нами информации. В образовательных учреждениях основной упор при подаче учебного материала делается на зрительное восприятие, поэтому большая часть данных располагается на классной доске. Для увеличения возможностей этого типа памяти применяют несколько приемов зрительного запоминания:

  • Наглядный материал. При изучении теоретического вопроса материал подкрепляется яркими иллюстрациями.
  • Чтение. Этот вид деятельности так же подключает к процессу запоминания зрительный анализатор, позволяющий запечатлеть в мозгу необходимую информацию.
  • Конспектирование. Материал, предназначенный для запоминания, конспектируется при помощи разноцветных карандашей или фломастеров.
  • Таблицы Шульте. Этот «тренажер» применяют для тренировки навыков скорочтения. В процессе занятий подключается периферийное зрение, обеспечивающее запоминание большего количества информации.

Техники запоминания большого объема данных с помощью моторной памяти

Реже всего для запоминания используют двигательную память. Однако подключение к процессам, ответственным за хранение информации, собственного тела обеспечивает прочное запоминание. Методами, активизирующими моторную память, являются: написание шпаргалок, практическое выполнение действия, которое следует запомнить (к, примеру, воспроизведение элемента танца). Активно такие техники применяются в детском возрасте и у людей, чья деятельность связана с формированием практических умений – летчиков, хирургов, строителей, поваров, спортсменов, танцоров.

Как выучить за короткий срок иностранный язык: секреты способностей

Вопрос, как научиться запоминать информацию, волнует людей и при необходимости в короткий срок овладеть иностранным языком. Книга в этом случае несет только справочную информацию. Физиологи рекомендуют увеличить количество аудиовизуальной информации. Смотрите фильмы на выбранном языке, сопровождающиеся русскими субтитрами, слушайте песни, найдите себе собеседника, владеющего языком, и регулярно общайтесь с ним. Отличными помощниками станут компьютер и соцсети. Если в вашем городе есть клуб, где собираются иностранцы, посещайте его и практикуйтесь в произношении.

Есть масса компьютерных методик, предполагающих отработку произношения, прослушивание слов, сопровождающихся переводом. Одной из популярных техник, применяемых при изучении языков, является методика «Мысленных повторений». Ее суть заключается в периодическом мысленном повторении информации. Важно соблюдать график упражнений:

  • Первое повторение после изучения проводят через 60 минут после первоначального восприятия данных.
  • Второе – через 3 часа после первого.
  • Третье – на следующий день в любое время.

Количество повторений, промежутки времени между ними регулируются по собственному усмотрению с учетом индивидуальных способностей. Допускается увеличение числа повторений и удлинение интервалов между ними. Обязательно следите, чтобы перерывы не были длительными, иначе не закрепленная вовремя информация может в итоге не сохраниться в памяти.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»