Даосская мудрость в изречениях лао-цзы. Лао Цзы. Цитаты Лао цзы о смысле жизни

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Лао-Цзы — древнекитайский философ VI-V веков до н. э., один из основателей учения даосизма. В религиозно-философском учении большинства даосских школ Лао-цзы почитается как божество. В трактате Дао-дэ цзин излагаются основы даосизма. В центре доктрины учение о великом пути Дао — всеобщем Законе и Абсолюте. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно дает начало, имя и форму всему на свете. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним — в этом смысл, цель и счастье жизни. Сегодня мы подготовили для вас невероятную подборку лучших цитат Лао-Цзы. Уверены, что они вдохновят вас и помогут найти правильное решение, если вы сейчас находитесь на перекрестке жизни.

Никто не станет карабкаться вверх, если все лучшее останется внизу. Никто не станет красть, если самое дорогое станет доступно всем.

Кто много сберегает, тот понесет большие потери. Кто знает меру - у того не будет неудач. Кто знает предел, тот не будет подвергаться опасности. Он может стать долговечным.

Тот, кто лишь пытается начать, никогда не начнет.
Тот, кто слишком торопится, ничего не достигнет.
Тот, кто виден всем, не может сам видеть ясно.
Тот, кто считает себя правым, не может стать лучше.
Тот, кто заставляет себя, не достигнет успеха.
Тот, кто жалеет себя, не может совершенствоваться.

Для неведомого все имена, что одно. Видеть в чудесном чудесное - вот ключ ко всем тайнам мира.

Сознание – это бриллиант, его чистота определяет ценность человеческой жизни, а чем наполнена Ваша чаша сознания?

Когда все узнают, что прекрасное - это прекрасное, тогда и возникает безобразное. Когда все узнают, что добро - это добро, тогда и возникает зло. И поэтому бытие и небытие порождает друг друга, тяжелое и легкое уравновешивает друг друга, а прошлое и настоящее следует друг за другом…


Хотя война ставит, быть может, целью спокойствие, но она несомненное зло. Даже самое хорошее оружие не предвещает блага.

Если ты хочешь стать целым, - позволь себе быть разделенным на части. Если ты хочешь стать полным, - позволь себе быть пустым. Если ты хочешь получить всё, - отпусти всё.

Когда люди превозносят своего правителя, в государстве начинается разлад. Когда люди придают чрезмерное значение вещам, возникает воровство. Когда выставляют напоказ желанное, возникает страсть.

Человек при своем рождении нежен и слаб, а при наступлении смерти тверд и крепок. Все существа и растения при своем рождении нежные и слабые, а при гибели сухие и гнилые. Твердое и крепкое - это то, что погибает, а нежное и слабое - это то, что начинает жить. Поэтому могущественное войско не побеждает и крепкое дерево гибнет. Сильное и могущественное не имеют того преимущества, какое имеют нежное и слабое.

Вода — это самое мягкое и самое слабое существо в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима, и на свете нет ей равного. Слабые побеждают сильных, мягкое преодолевает твердое.

Не открывая дверей, ты можешь открыть сердце миру. Не выглядывая в окно, ты способен увидеть сущность истинного Пути. Чем больше ты знаешь, тем меньше понимаешь. Мудрый приходит не уходя, видит свет не глядя, достигает не делая.

Люди не страшатся быть угнетенными, потому и доводят себя до полного угнетения. Лишая себя удовольствия жить легко и без забот, они лишают себя возможности наслаждаться жизнью. Лишь тот не имеет преград, кто не строит их сам. Вот почему мудрый познает себя, но не выставляет себя напоказ. Любит себя, но не ставит себя высоко. И потому, отказываясь от одного, он обретает другое.

Утренний сильный ветер не продолжается до полудня; сильный дождь не продолжается целый день. Ни небо, ни земля вечно существовать не могут. Тем более человек.

Лучше быть мягким снаружи и твердым внутри, чем твердым снаружи и мягким внутри.

Преодоление трудного начинается с легкого, осуществление великого начинается с малого, ибо в мире трудное образуется из легкого, а великое - из малого.

Кто думает, что постиг все, тот ничего не знает.

Когда страна идет по истинному Пути, люди пашут и сеют. Когда страна противится Пути, склады ломятся от оружия. Нет большей иллюзии, чем страх. Нет большего заблуждения, чем подготовка к самозащите. Нет большего горя, чем наличие врага. Могущий видеть любой страх насквозь всегда будет в безопасности.

Мудрый позволяет вещам случаться. Он принимает решение о событиях по мере их наступления. Он не стоит у них на пути и позволяет Пути совершаться в своем естественном течении.

Если ты ищешь полноты в других — ты никогда не будешь полон. Если твое счастье зависит от денег — ты никогда не будешь счастлив. Будь доволен имеющимся; Наслаждайся тем, что есть. Когда ты поймешь, что нет ничего, чего бы у тебя не было, весь мир будет принадлежать тебе.

Мудрый не стремится к власти — так он обретает истинную власть. Обычный человек хочет получить все больше власти — поэтому ему вечно мало. Мудрый ничего не совершает, но и не оставляет ни одного дела незавершенным. Обычный человек все время чем-то занят, но дела лишь прибавляются в числе. Мудрый смотрит не на поверхность, но вглубь, он ищет плоды, а не цветы. Он свободен от своих желаний. Он остается в реальности и отпускает все иллюзии.

Легко достигнутое согласие не заслуживает доверия.

Нет знания. Вот почему я не знаю ничего.

Кто не борется, тот непобедим. Совершенно мудрый ни с кем не соперничает, поэтому непобедим.

Вами управляет тот, кто вас злит.

Человек легко умирает от того, что у него слишком сильное стремление к жизни.

Если вещь не годна для одной цели, ее можно употребить для другой.

Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существования.

Воздержание - это первая ступень добродетели, которая и есть начало нравственного совершенства.

Достойный муж делает много, но не хвалится сделанным; совершает заслуги, но не признает их, потому что он не желает обнаруживать свою мудрость.

И убыток может обернуться прибылью, а может и прибыль обернуться убытком.

Кто, зная границы своей деятельности, не приблизится к опасностям, тот будет жить долго.

Коль много накопишь, то много исчезнет.

Чтобы быть сильным, надо быть как вода. Нет препятствий - она течёт; плотина - она остановится; прорвётся плотина - она снова потечёт; в четырёхугольном сосуде она четырёхугольна; в круглом - кругла. Оттого, что она так уступчива, она нужнее всего и сильнее всего.

Беда всего мира происходит из мелочи, как великое дело — из малых.

Heзнатные являются основой для знатных, a низкое - основанием для высокого. Поэтому знать и государи, которые сами себя возвышают, прочного положения не имеют, ибо они не рассматривают незнатных как свою основу. Это ложный путь.

В мире нет ничего слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый предмет.

Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков.

Нельзя быть драгоценным, как яшма, нужно стать простым, как камень. Hельзя, обожествлять бесов.

Долго на носках не устоять, далеко широким шагом не пройти. Кто себя видит, тот не ведает просвета; кто считает себя правым - не заметен; кто хвастается - не заслужен; кто зазнается, тот других не старше.

Потеря есть начало размножения, множество начало потери.

Кто, предпринимая дело, спешит наскоро достичь результата, тот ничего не сделает. Кто осторожно оканчивает свое дело, как начал, тот не потерпит неудачи.

Жизнь коротка, и поэтому не следует терять времени, нужно наслаждаться ею.

Довольствующийся самим собой — богач.

Из глины делается горшок, но лишь ради пустоты, которая внутри…

Если вы измеряете свой успех мерой чужих похвал и порицаний, ваша тревога будет бесконечной.

Великий человек держится существенного и оставляет ничтожное. Он все делает по правде, но никогда не будет опираться на законы.

Не зная постоянства, суетишься, создавая неудачи, а осознание постоянства делает человека восприимчивым. Восприимчивость же ведет к способности быть справедливым.

Человек следует земле. Земля следует небу. Небо следует Дао, а Дао следует естественности.

Легко достигнутое согласие не заслуживает доверия.

Никогда не осуждайте человека, пока не пройдете долгий путь в его ботинках.

Нет беды тяжелее незнания удовлетворения.

Так Мудрый намерен послужить примером, не навязывая своей воли. Он нацелен, но не пронзает. Он прямолинеен, но гибок. Он сияет, но не режет глаз.

Причина того, что трудно управлять народом, заключается в том, что народ просвещается и в нем много умных.

Никогда не говори «никогда», потому что дни бегут так быстро и ничто не остается неизменным.

Быть спокойным, непринуждённым и великодушным - это лекарство.

Закон достойных - творить добро и не ссориться.

Пробуя на вкус, не думай о том, что считается вкусным.

Достойный муж надевает на себя худую одежду, но в себе имеет драгоценный камень.

Мудрый человек не выставляет себя на свет, поэтому блестит; он не говорит о себе, поэтому он славен; он не прославляет себя, поэтому он заслужен; он не возвышает себя, поэтому он является старшим среди других.

Человек при рождении нежен и слаб, при смерти тверд и крепок. Все вещи и растения при рождении нежны и слабы, а при смерти тверды и крепки. Твердое и крепкое - это то, что погибает. Нежное и слабое - это то, что начинает жить. Сильное и могущественное не имеют того преимущества, какое есть у нежного и слабого.

Лао Цзы: “Поспешив, оступишься. В делах не беги, влекомый быстрым результатом. В конце пути будь так же осторожен, как и только ступив на него.”

Дао делает все посредством недеяния.

Вода, не обзавелась своей формой и с радостью принимает чужую, однако перед ней бессильна любая твердость вещественного предмета.

Умен тот, кто познал людей. Тот, кто познал себя, просвещен. Победа над людьми дает власть, победа над собой – могущество. – Л. Цзы

Почитаем делающий много и не хвалящийся этим, совершающий подвиги, но не требующий награды, ибо не хочет он показывать свое превосходство.

Вода не обладает волей, и ей ничто не может противостоять.

Высочайшая нравственность не хвалит саму себя, от того она и высочайшая. Автор – Лао Цзы

Люди, создающие видимость, что все могут и все знают, ничего не могут и ничего не знают.

Теми, кто глуп и малообразован управлять легче. Когда в народе много умных, править им тяжело.

Продолжение цитат и афоризмов Лао Цзы читайте на страницах:

Все в мире растет, цветет и возвращается к своему корню. Возвращение к своему корню означает успокоение; согласное с природой означает вечное; поэтому разрушение тела не заключает в себе никакой опасности.

Кто, зная много, держит себя как не знающий ничего, тот - нравственный муж.

Беда всего мира происходит из мелочи, как великое дело - из малых.

Кто храбр, не зная человеколюбия, кто щедр, не зная бережливости, кто идет вперед, не зная смирения, тот погибнет.

Превосходный воин никогда не разгневается.

Для мудреца почесть и позор от сильных мира одинаково странны.

Беда всего мира происходит из мелочи, как великое дело – из малых.

И убыток может обернуться прибылью, а может и прибыль обернуться убытком.

Нет беды тяжелее, чем презирать врагов.

Тот, кто знает, не говорит. Тот, кто говорит, не знает.

Кто думает, что постиг все, тот ничего не знает.

Коль много накопишь, то много исчезнет.

Нет большей беды, чем недооценивать противника.

Побеждающий других силен, а побеждающий самого себя могуществен.

Дао рождает одно, одно рождает два, два рождают три, а три рождают все существа. Все существа носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию.

Нет беды тяжелее незнания удовлетворения.

При наличии Пути не застаиваются.

Знающий людей разумен, а знающий себя самого прозорлив.

Знающий много молчалив, а говорящий много не знает ничего.

Для того чтобы что-то уменьшить, безусловно, следует сначала увеличить его. Для того чтобы взять, сначала, безусловно, следует дать.

Когда множатся законы и приказы, растет число воров и разбойников.

Всё в мире растёт, цветёт и возвращается к своему корню.

Потеря есть начало размножения, множество - начало потери.

Долг без любви не радует. Истина без любви делает человека критичным. Воспитание без любви порождает противоречия. Порядок без любви делает человека мелочным. Предметные знания без любви делают человека всегда правым. Обладание без любви делает человека скупым. Вера без любви делает человека фанатиком. Горе тем, кто скуп на любовь. Зачем жить, если не для того, чтобы любить?

Мудрый человек не выставляет себя на свет, поэтому блестит; он не говорит о себе, поэтому он славен; он не прославляет себя, поэтому он заслужен; он не возвышает себя, поэтому он является старшим среди других.

Люди высшей нравственности не считают себя нравственными, поэтому они имеют высшую нравственность.

Нельзя быть драгоценным, как яшма, нужно стать простым, как камень.

Кто ведет войну ради человеколюбия, тот победит врагов.

Кто, не зная ничего, держит себя как знающий много, тот болен.

Закон достойных – творить добро и не ссориться.

Если в тебе недостаток веры, то бытие не верит в тебя.

Если народ не боится смерти, то что его смертью пугать?

Мудрец избегает всякой крайности.

Закон достойных - творить добро и не ссориться.

Даже самое хорошее оружие не предвещает блага.

Нет греха тяжелее страстей.

В одном колесе тридцать спиц, но пользуются колесницей из-за пустоты между ними. Вазы делают из глины, но пользуются пустотой в вазе. В доме пробивают окна и двери, но пользуются пустотой в доме. Вот это польза бытия и небытия.

Народ, делая дела, приближаясь к их завершению, постоянно портит их, а если ты так же осторожен в конце дела, как и в начале, тогда не испортишь его.

Человек при рождении нежен и слаб, при смерти тверд и крепок. Все вещи и растения при рождении нежны и слабы, а при смерти тверды и крепки. Твердое и крепкое - это то, что погибает. Нежное и слабое - это то, что начинает жить. Сильное и могущественное не имеют того преимущества, какое есть у нежного и слабого.

Не ссорящийся не осуждается.

Незнатные являются основой для знатных, а низкое - основанием для высокого. Поэтому знать и государи, которые сами себя возвышают, прочного положения не имеют, ибо они не рассматривают незнатных как свою основу. Это ложный путь.

Довольствующийся самим собой – богач.

Причина того, что трудно управлять народом, заключается в том, что народ просвещается и в нем много умных.

Будь способен знать начало и путь древности, и это знание позволит тебе увидеть путеводную нить, ведущую к сегодняшнему дню.

Если вещь не годна для одной цели, ее можно употребить для другой.

Достойный муж всегда старается быть беспристрастным, не придавать ценности труднодобываемым вещам и не слушать бесплодного учения.

Человек легко умирает от того, что у него слишком сильно стремление к жизни.

Будьте внимательны к своим мыслям – они начало поступков.

Человек следует земле. Земля следует небу. Небо следует Дао, а Дао следует естественности.

Тот, кто знает людей, благоразумен. Знающий себя - просвещен. Побеждающий людей - силен. Побеждающий самого себя - могуществен.

Будь согнутым, и ты останешься прямым. Будь незаполненным, и ты останешься полным. Будь изношенным, и ты останешься новым.

Кто думает, что постиг всё, тот ничего не знает.

Не ссорящийся не осуждается.

Потеря есть начало размножения, множество начало потери.

Воздержание - это первая ступень добродетели, которая и есть начало нравственного совершенства.

Знающий меру доволен своим положением. Знающий много - молчалив, а говорящий много не знает ничего.

Будьте внимательны к своим мыслям - они начало поступков.

Хотя война ставит, быть может, целью спокойствие, но она несомненное зло.

Знающий меру доволен своим положением.

Наилучшее - добившись успеха, устраниться.

Легко достигнутое согласие не заслуживает доверия.

Под небом все лишь временно бывает.

Кто много говорит, тот часто терпит неудачу.

Великий человек держится существенного и оставляет ничтожное. Он все делает по правде, но никогда не будет опираться на законы.

Когда мир начал существовать, разум сделался его матерью, и тот, кто сознает, что основа жизни его – дух, знает, что он находится вне всякой опасности. Когда он закроет уста и затворит врата чувств в конце жизни, он не испытает никакого беспокойства.

Нет большего преступления, чем попустительствовать вредным стремлениям.

Для того, чтобы жить доброй жизнью, нет надобности знать о том, откуда ты явился и что будет на том свете. Думай только о том, чего хочет не твоё тело, а твоя душа, и тебе не нужно будет знать ни о том, откуда ты явился, ни о том, что будет после смерти. Не нужно будет знать этого потому, что ты будешь испытывать то полное благо, для которого не существуют вопросы ни о прошедшем, ни о будущем.

Когда нет врагов, то не бывает войны.

Только что распустившееся растение нежно и слабо. 3асохшее растение твердо и не гибко. Отсюда ясно, что нежное и слабое живет.

Если народ не боится власти, тогда придет еще большая власть.

Безграничная добродетель похожа на ее недостаток; распространение добродетельности похоже на ее расхищение.

Кто, зная границы своей деятельности, не приблизится к опасностям, тот будет жить долго.

Нет греха тяжелее страстей.

Кто, зная много, держит себя, как не знающий ничего, тот – нравственный муж.

Достойный муж надевает на себя худую одежду, но в себе имеет драгоценный камень.

Достойный муж делает много, но не хвалится сделанным; совершает заслуги, но не признает их, потому что он не желает обнаружить свою мудрость.

Нельзя обожествлять бесов.

Совершенство воина - в бдительности, постоянной боевой готовности, в строгости, в искренности, в непроницаемом спокойствии.

Довольствующийся самим собой - богач.

Отрицание Пути - это: роскошные апартаменты и заросшие сорняками поля, богатая одежда, пресыщение пищей и совершенно пустые хранилища.

Воздержание – это первая ступень добродетели, которая и есть начало нравственного совершенства.

Почесть и позор от сильных мира (для мудреца) одинаково странны.

Истинно просвещенный человек никогда не воюет.

Когда вы благополучны, то подумайте, что нужно предпринять во время беды, так как великая беда начинается с незначительной.

Тот, кто пренебрегает своей жизнью, тем самым не ценит свою жизнь.

Умные не бывают учены; ученые не бывают умны.

Закон достойных – творить добро и не ссориться.

Великий человек держится существенного и оставляет ничтожное. Он все делает по правде, но никогда не будет опираться на законы.

Легко достигнутое согласие не заслуживает доверия.

Кто, предпринимая дело, спешит наскоро достичь результата, тот ничего не сделает. Кто осторожно оканчивает свое дело, как начал, тот не потерпит неудачи.

Хотя в мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый предмет.

Кто делает вид, что много знает и ко всему способен, тот ничего не знает и ни к чему не способен.

Кто думает, что постиг всё, тот ничего не знает.

Знающий людей разумен, а знающий себя самого прозорлив.

Знающий много молчалив, а говорящий много не знает ничего.

Истинно просвещенный человек никогда не воюет.

Кто, зная много, держит себя, как не знающий ничего, тот – нравственный муж.

Умные не бывают учены; ученые не бывают умны.

Достойный муж всегда старается быть беспристрастным, не придавать ценности труднодобываемым вещам и не слушать бесплодного учения.

Достойный муж делает много, но не хвалится сделанным; совершает заслуги, но не признает их, потому что он не желает обнаружить свою мудрость.

Мудрый человек… не выставляет себя на свет, поэтому блестит; он не говорит о себе, поэтому он славен; он не прославляет себя, поэтому он заслужен; он не возвышает себя, поэтому он является старшим среди других.

Мудрец избегает всякой крайности.

Кто много говорит, тот часто терпит неудачу.

Хотя война ставит, быть может, целью спокойствие, но она несомненное зло.

Причина того, что трудно управлять народом, заключается в том, что народ просвещается и в нем много умных.

Когда множатся законы и приказы, растет число воров и разбойников.

Люди высшей нравственности не считают себя нравственными; поэтому они имеют высшую нравственность.

Когда вы благополучны, то подумайте, что нужно предпринять во время беды, так как великая беда начинается с незначительной.

Беда всего мира происходит из мелочи, как великое дело – из малых.

Достойный муж надевает на себя худую одежду, но в себе имеет драгоценный камень.

Только что распустившееся растение нежно и слабо. Засохшее растение твердо и не гибко. Отсюда ясно, что нежное и слабое живет.

Побеждающий других силен, а побеждающий самого себя могуществен.

Превосходный воин никогда не разгневается.

Не ссорящийся не осуждается.

Кто, зная границы своей деятельности, не приблизится к опасностям, тот будет жить долго.

Нет греха тяжелее страстей.

Нет беды тяжелее незнания удовлетворения.

Знающий меру доволен своим положением.

Воздержание – это первая ступень добродетели, которая и есть начало нравственного совершенства.

Кто ведет войну ради человеколюбия, тот победит врагов.

Кто храбр, не зная человеколюбия, кто щедр, не зная бережливости, кто идет вперед, не зная смирения, тот погибнет.

Нет беды тяжелее, чем презирать врагов.

Кто, не зная ничего, держит себя как знающий много, тот болен.

Почесть и позор от сильных мира (для мудреца) одинаково странны.

Довольствующийся самим собой – богач.

Потеря есть начало размножения, множество – начало потери.

Если вещь не годна для одной цели, ее можно употребить для другой.

Когда нет врагов, то не бывает войны.

Будьте внимательны к своим мыслям – они начало поступков.

Подготовил: Дмитрий Сироткин

Представляю вам подборку цитат китайского мудреца Лао-цзы (VI-V века до н.э.).

Надежные данные о его жизни и творчестве отсутствуют , что лишь способствует повышению интереса к ним и созданию различных версий «мифа о Лао-цзы».

Цитаты сгруппированы по темам: жизненная этика, управление, самоограничение, дао, мудрость, жизнь, сила, знание, самосовершенствование, недеяние, пустота, понимание сути, добродетель, великое, политика, слова.

О жизненной этике

Творящее изменения породило меня – я не останавливал, оно убивает меня – я не препятствую. Желая жить, я ничего не делаю, чтобы жить, ненавидя смерть, я не отказываюсь от нее. Презирая, я не впадаю в ненависть, ценя, радуюсь. Принимай то, что тебе отпущено Небом, будешь всегда спокоен.

Кто одинаково принимает и конец, и начало, освобождается от неуспеха в делах.
Мудрость не в управлении людьми, а в обретении дао, наслаждение не в богатстве и знатности, а в обретении гармонии.

Осуществляй то, чего еще нет, управляй тем, что еще не противится. Дерево толщиной в обхват вырастает из крошечного зернышка. Башня в девять этажей вырастает из груды земли. Путь длиной в тысячу ли начинается с первого шага.

Нужно меньше говорить, следовать естественности. Быстрый ветер не продолжается все утро, сильный дождь не продержится весь день. Кто делает все это? Небо и земля. Даже небо и земля не могут сделать что-либо долговечным, тем более человек.

Верные слова не изящны. Красивые слова не заслуживают доверия. Добрый не красноречив. Красноречивый не может быть добрым. Знающий не доказывает, доказывающий не знает.

Тот, кто сегодня оставляет любовь ради войны, кто отвергает умеренность ради пышного изобилия, кто отказывается быть повелителем ради того, чтобы быть самым главным, непременно погибнет!

Кто многое сберегает, тот понесет большие потери. Кто много накапливает, тот потерпит большие убытки. Кто знает меру, у того не будет неудачи. Кто знает предел, тот не будет подвергаться опасности. Он может стать долговечным.

Нужно сделать [свое сердце] предельно беспристрастным, твердо сохранять покой, и тогда все вещи будут изменяться сами собой, а нам останется лишь созерцать их возвращение.

Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков.

Наведение порядка надо начать тогда, когда еще нет смуты.

Об управлении

Чтобы вести людей за собой, иди за ними.

Кто любит народ и управляет им, тот должен быть бездеятельным.

«Cвятой муж», управляющий страной, старается чтобы мудрые не смели сделать чего-нибудь. Когда все сделаются бездеятельными, то (на земле) будет полное спокойствие.

Когда я ничего не делаю, то народ делается лучше; когда я спокоен, то народ делается справедливым; когда я не предпринимаю ничего нового, то народ обогащается…

Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует.

Знающий постоянство становится совершенным; тот, кто достиг совершенства, становится справедливым; тот, кто обрел справедливость, становится государем. Тот, кто становится государем, следует небу. Тот, кто следует небу, следует дао. Тот, кто следует дао, вечен, и до конца жизни [такой государь] не будет подвергаться опасности.

Ощущений глаз и ушей недостаточно для определения законов вещей, усилий сердца и мысли недостаточно для установления истины. Тот, кто управляет с помощью ума, не удержит царства. Только тот, кто постиг Высшую гармонию и овладел взаимным отзвуком саморазвивающихся явлений, только тот способен на это.

Небо и земля не обладают человеколюбием и предоставляют всем существам возможность жить собственной жизнью. Совершенномудрый не обладает человеколюбием и предоставляет народу возможность жить собственной жизнью.

Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существования. Там, где властвуют невеликие мудрецы, народ бывает привязан к ним и хвалит их. Там, где властвуют еще меньшие мудрецы, народ боится их, а там, где еще меньшие, народ их презирает.

О самоограничении

Довольствующийся самим собой - богач.

А совершенный человек ест, соразмеряясь с желудком, одевается, соразмеряясь с формой, странствует, покоряясь телу, поступает, сообразуясь с естеством.

Нужно указывать людям, что они должны быть простыми и скромными, уменьшать личные [желания] и освобождаться от страстей.

Овладей собственным телом – и тьма вещей обретет порядок. Откажись внутренне от искусственных рассуждений – и страсти и вожделения, любовь и ненависть останутся вовне. Когда ничто не радует, не гневит, не несет ни наслаждения, ни горестей, то тьма вещей приходит к сокровенному единству.

Когда глаза безудержно смотрят, рождается беспокойство; когда уши безудержно слушают, рождается смятение; когда уста безудержно говорят, рождается смута. Эти три «заставы» нельзя не охранять бдительно. Если страстям определена мера, они отступают; если же им потворствуют – они становятся разбойниками.

Следование Поднебесной и есть воздействие на Поднебесную. Все, что необходимо Поднебесной, заложено не в ком-то другом, а во мне, не в других людях, а в моем теле. Для того, чтобы служить небу и управлять людьми, всего лучше соблюдать воздержание.

Воздержание - это первая ступень добродетели, которая и есть начало нравственного совершенства.

А вот когда злобные помыслы побеждены внутри, то и голодного тигра можно потрогать за хвост, не то что справиться с собакой или конем!

О дао

Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное дао.

Дао рождает одно, одно рождает два, два рождают три, а три - все вещи.

Придерживаясь древнего дао, чтобы овладеть существующими вещами, можно познать древнее начало. Это называется принципом дао.

Они соблюдали дао и не желали многого. Не желая многого, они ограничивались тем, что существует, и не создавали нового.

Дао не обретается собственными усилиями и не от них утрачивается. Способному дано с избытком, у неспособного – нет и необходимого.

Когда устранили великое дао, появились «человеколюбие» и «справедливость». Когда появилось мудрствование, возникло и великое лицемерие. Когда шесть родственников в раздоре, тогда появляются «сыновняя почтительность» и «отцовская любовь». Когда в государстве царит беспорядок, тогда появляются «верные слуги».

О мудрости

Видеть значительное в малом – называется мудростью.

Не выходя со двора, можно познать мир. Не выглядывая из окна, можно видеть естественное дао. Чем дальше идешь, тем меньше познаешь. Поэтому совершенномудрый не ходит, но познает [все]. Не видя [вещей], он проникает в их [сущность]. Не действуя, он добивается успеха.

Небо и земля – долговечны. Небо и земля долговечны потому, что они существуют не для себя. Вот почему они могут быть долговечными. Поэтому совершенномудрый ставит себя позади других, благодаря чему он оказывается впереди. Он пренебрегает своей жизнью, и тем самым его жизнь сохраняется.

Драгоценные вещи заставляют человека совершать преступления. Поэтому совершенномудрый стремится к тому, чтобы сделать жизнь сытой, а не к тому, чтобы иметь красивые вещи. Он отказывается от последнего и ограничивается первым.

О жизни

Из бытия и небытия произошло все; из невозможного и возможного - исполнение; из длинного и короткого - форма. Высокое подчиняет себе низкое; высшие голоса вместе с низшими производят гармонию, предшествующее подчиняет себе последующее.

Когда все в Поднебесной узнают, что прекрасное является прекрасным, появляется и безобразное. Когда все узнают, что доброе является добром, возникает и зло. Поэтому бытие и небытие порождают друг друга, трудное и легкое создают друг друга, длинное и короткое взаимно соотносятся, высокое и низкое взаимно определяются, звуки, сливаясь, приходят в гармонию, предыдущее и последующее следуют друг за другом.

Из несовершенного происходит цельное. Из кривого - прямое. Из углубленного - гладкое. Из старого - новое.

То, что сжимается, - расширяется; то, что ослабевает, - усиливается; то, что уничтожается, - восстанавливается.

О силе

Он ничему не противоборствует, поэтому он непобедим в Поднебесной.

Лишь тот, кто имеет силу, может давать ее другим.

Мягкое и слабое побеждает твердое и сильное.

Войско сильное погибает, дерево крепкое ломается, щит прочный раскалывается, зубы тверже языка, а гибнут раньше. Потому что мягкое и слабое – костяк жизни, а твердое и сильное – спутники смерти.

Вода – это самое мягкое и самое слабое существо в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима, и на свете нет ей равного.

Победу следует отмечать похоронной процессией.

О знании

Лучшее знание - это незнание о том, что ты что-то знаешь.

Нет знания; вот почему я не знаю ничего.

Кто, имея знания, делает вид, что не знает, тот выше всех. Кто, не имея знаний, делает вид, что знает, тот болен.

Кто знает глубину своего просвещения и остается в невежестве, тот сделается примером всего мира.

Знающий людей благоразумен. Знающий себя просвещен.

Вошедшее извне не имеет хозяина внутри, потому и не задерживается.

Когда будет уничтожена ученость, тогда не будет и печали.

Кто свободен от всякого рода знаний, тот никогда не будет болеть.

О недеянии

Отдавшись учению, что ни день обретают. Следуя Пути, что ни день теряют. А теряя всё больше и больше, доходят до недеяния: не действуют и всё совершается. Поднебесной всегда овладевают посредством недеяния тот, кто действует, не сможет овладеть Поднебесной.

Когда человек дойдет до недеяния, то нет того, что бы не было сделано.

В Поднебесной предельно мягкое обгоняет предельно твердое. Выходя из небытия, входит в не имеющее промежутка. Отсюда я узнаю о пользе недеяния.

Хороший пловец тонет, хороший наездник падает с коня – каждый своей приверженностью чему-то ввергает себя в беду. Вот почему тот, кто привержен деяниям, всегда страдает; тот, кто борется за выгоду, непременно разорится.

О самосовершенствовании

Слова древних: «Ущербное становится совершенным…», – разве это пустые слова? Они действительно указывают человеку путь к [истинному] совершенству.

Побеждающий людей силен. Побеждающий себя могущественен.

Обретаю себя, и тогда Поднебесная обретает меня. Мы с Поднебесной обретаем друг друга и навсегда завладеваем друг другом. Откуда же возьмется что-то между нами? То, что называется «обрести себя», – это сохранение целостности своего тела. Тот, чье тело целостно, с дао образует одно.

О пустоте

Тридцать спиц образуют колесо повозки, но только пустота между ними делает движение возможным. Лепят кувшин из глины, но используют всегда пустоту кувшина…, пробивают двери и окна, но только их пустота даёт комнате жизнь и свет. И так во всём, ибо то, что существует – есть достижение и польза, но только то, что не существует – даёт возможность и пользы, и достижения.

Итак, покой и тишина – это то, на чем утверждается божественный разум, пустота и ничто – обитель дао. Поэтому доискивающийся вовне теряет внутри себя, бережно хранящий свое внутреннее теряет во внешнем мире. Это все равно как корень и макушка: потяни за корень, и тысячи ветвей, мириады листьев последуют как один.

О понимании сути

Подливая кипяток в кипящую воду, кипения, конечно, не остановить. Истинно понимающий корень дела убирает огонь, и все.

Возвращение к началу называется покоем, а покой называется возвращением к сущности. Возвращение к сущности называется постоянством. Знание постоянства называется [достижением] ясности, а незнание постоянства приводит к беспорядку и [в результате] к злу.

О добродетели

Высшая добродетель подобна воде. Вода приносит пользу всем существам и не борется [с ними]. Она находится там, где люди не желали бы быть. Поэтому она похожа на дао.

То, что я называю наслаждением, – это обладание тем, чем обладаешь. Обладающие тем, чем обладают, расточительность не почитают за наслаждение, умеренность не считают причиной скорби.

О великом

Дао велико, небо велико, земля велика, и, наконец, царь велик. Итак, в мире существует четыре величия, одно из которых составляет царь.

Великий человек держится существенного и оставляет ничтожное. Он все делает по правде, но никогда не будет опираться на законы.

О политике

Оттого народ голодает, что слишком велики и тяжелы государственные налоги. Это именно причина бедствий народа.

Когда множатся законы и приказы, растет число воров и разбойников.

О словах

Тот, кто знает, не говорит. Тот, кто говорит, не знает.

Тот, кто много говорит, часто терпит неудачу, поэтому лучше соблюдать меру.

О разном

Только сомнения порождают неверие.

Лучший запор тот, что не имеет замка, и его невозможно взломать. Лучшие узы те, что не удерживаются ничем, и их нельзя разрубить.

Кто много обещает, тот не заслуживает доверия.

Что значит, знатность подобна великому несчастью в жизни? Это значит, что я имею великое несчастье, потому что я [дорожу] самим собой. Когда я не буду дорожить самим собой, тогда у меня не будет и несчастья. Поэтому знатный, самоотверженно служа людям, может жить среди них. Гуманный, самоотверженно служа людям, может находиться среди них.

Ныне же конфуцианцы не вскрывают корень желаний, а запрещают само желаемое, не ищут истока наслаждений, а пресекают сам предмет наслаждения. Это все равно что пытаться рукой заткнуть источник, питающий большие и малые реки. Пастырь народа подобен хозяину зверинца. Он хочет, чтобы звери прожили как можно дольше, а при этом запирает их в загоны и возбуждает в них злость, стреноживает их и лишает движения. Разве таким способом достичь желаемого?

Создавать и не присваивать, творить и не хвалиться, являясь старшим, не повелевать – вот что называется глубочайшим дэ.

Считается, что Лао-цзы был старшим современником Конфуция и даже дал ему некие наставления при их встрече (см. ниже цитаты про Лао-цзы). Так или иначе, но это удивительно, что два ведущих философско-религиозных учения Китая возникли примерно в одно время.

Цитаты про Лао-цзы

  • Конфуций: Я знаю, что птица может летать, рыба может плавать, а животное – бегать. На то, что бегает, можно расставить силки, то, что плавает, можно поймать сетью, на то, что летает, найдется стрела. Что же касается дракона, мне не постичь, как способен он, оседлав ветер и облака, воспарять в небо. Сегодня я видел Лао-цзы – он воистину похож на дракона! (кстати, цитаты Конфуция)
  • Сыма Цянь: Лао-цзы пестовал Путь и Благодать. Его учение заключалось в том, чтобы придерживаться самосокрытия и пребывать в безвестности. Он надолго поселился в царстве Чжоу, но, увидев, что Чжоу пришло к упадку, покинул его.
  • А. Вейли: Короче говоря, „биография“ Лао-цзы у Сыма Цяня состоит лишь из признания, что для написания такой биографии никаких материалов не существует.
  • Л. Толстой: Сущность учения Лао-цзы есть та же, как и сущность учения христианского. Сущность и того, и другого в проявлении, посредством воздержания от всего телесного, того духовного божественного начала, которое составляет основу жизни человека. (кстати, цитаты Льва Толстого)
  • Ошо: Когда вы пытаетесь понять Лао-цзы, то обнаруживаете, что он движется зигзагообразно. Иногда вы видите, что он идет на восток, а иногда – на запад, так как он говорит, что восток – это запад, а запад – это восток, что они неразделимы, что запад и восток – это единое целое. Он верит в единство противоположностей. А жизнь именно такова. (кстати, цитаты Ошо)


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»