Технологиялық картасы/ Технологическая карта/
Күні/Дата: 21.04.17. Тәрбиеші/ Воспитатель/: Нурахметова Г.М.
Топ/ Группа/: 2 младшая группа «Аяулым»
Білікті / Образовательная область : Коммуникация – Творчество. Художественная литература- Рисование
Тақырыбы /Тема/: Заучивание потешки «Солнышко - ведрышко» - «Птицы»
Мақсат /Цели/: Формировать интерес к устному народному творчеству. Расширть знания детей о птицах, познакомить со звуками, движениями, внешним обликом птиц,
Задачи: помочь заучить потешку, вызвать эмоциональный отклик на пароизведение. Обогащать и активизировать словарь, развивать интонационную речь, умение слушать, отвечать на вопросы, развивать память. Воспитывать любовь к природе. Научить рисовать птиц; развивать мелкую моторику рук.
Сөздік жұмыс/Словарная работа/: освети - обогрей; птица - воробей
Құрал-жабдықтар /Оборудование/: хрестоматие, магнитная доска, солнышко, избушка, карандаши, картинки птиц
Полингвальді қарым–қатынасты игеру/Полингвальный компонент/: күн – солнце, балалр – дети, құс – птица.Торғай – воробей,
Қимыл кезені/Этапы
Деятельности/
Тәрбиешінің әрекеті
/Действия воспитателя/
Балалардың қызметі
/Деятельность детей/
Мотивациялы-ұйымадастыру кезені
/Мотивационно-
побудительный /
Наблюдение за природой
Какая сегодня погода ?
Как светит солнце?
Какое настроение детей в солнечный день?
Солнышко дарит нам свое тепло, согревает нас.
- подходт к окну
Наблюдают
Делятся своими впечатлениями
Мәселеде - ізденіс кезеңі
/Проблемно – поисковый/
Я предлагаю вам послушать потешку.
«Солнышко - ведрышко» освети - обогрей.
Обыгрывание потешки.
Утром мы открываем свои окошки и видим, что солнышко уже проснулось.
Читает потешку и предлагает им повторить их
Обыгрывание ситуации
күн – солнце, балалр - дети
Физминутка.
«Пробуждение солнышка»
А давайте мы с вами тоже разбудим солнышко.
Вот так солнышко встает – выше, выше, выше.
К ночи солнышко зайдет – ниже, ниже, ниже.
Хорошо, хорошо – Солнышко смеётся.
А под солнышком таким веселей живется
(Повторют 2 раза)
Повторное чтение стихотворения с установкой на запоминание.
Просит рассказать потешку.
Молодцы. Солнышко любят не только дети, но и птицы. Они щебечут, поют свои песни.
Давайте вспомним, каких птиц мы знаем?
Чем они питаются?
Где они живут?
Рассматривание иллюстраций птиц.
Сегодня мы будем учиться рисовать птичку.
Способ рисования
Мы рисовать будем карандашом, не выходя за контур.
Тело птицы бывает овальной и круглой формы, клюв треугольный, крылья и хвост похожи на лепестки цветов, глазки черные. Рисуем аккуратно.
Физкультминутка.
Птички в гнездышке сидят
И на улицу глядят.
Погулять они хотят,
И тихонько все летят.
Сначало мы нарисуем птичек в воздухе.
Необходимо красиво украшать карандашом.
Индивидуальна работа .
Слушают потешку
Повторяют новые слова
Наблюдают за действиями педагога
Выполняют движения согласно тексту
Слушают, стараются запомнить, повторяют хором, индивидуально
Рассказывают по желанию
Отвечают на вопросы
Рассматривают картины
Наблюдают за действиями воспитателя
Выполняют движения по тексту
Рефлексті-
коррегиялық кезені
/Рефлексивно – корригирующий
Подводит итог зантия, поощрят детей.
Какие мы молодцы, разбудили солнышко.
Анализ проделанной работы.
Поощрение.
- радуются солнышкуи творческой работе
Жетістігінің күткен нәтижесі /Ожидаемый результат/:
Еске түсіру /Воспроизводим/: текст потешки, сопровождая движеними, знание птиц
Түсінеді /Понимаем/: содержание потешки, строение птиц
Қ олданады / Применяют/: умение слушать, выразительно читать потешку, рисовать птиц.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете как ваши бабушки и дедушки солнышко звали? Хотите послушать? Тогда присаживайтесь на пенечки – стульчики и слушайте внимательно.
« Солнышко – ведрышко,
Взойди поскорей,
Освети, обогрей
Телят, да ягнят,
Еще маленьких ребят!»
Воспитатель: О чем эта потешка? Ребята, понравилась вам потешка? Что больше всего понравилось? Почему?
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, эту потешку можно нарисовать. Посмотрите как я это сделала.
Потому что солнышко нужно всем и телятам, и ягнятам, и маленьким ребятам. Хотите вместе со мной солнышко позвать? Повторяйте за мной, а картинки нам помогут.
(Дети вместе с воспитателем читают по мнемотаблице потешку.)
Воспитатель: Что – то солнышко не просыпается. Давайте еще раз дружно и весело попросим солнышко проснуться.
(Читают еще раз хором, затем по желанию один ребенок читает с воспитателем. Над ширмой появляется солнышко.)
Ребята, посмотрите солнышко проснулось! Вставайте скорее с пенечков! Скажите, какое солнышко?
Дети: Лучистое, яркое, красивое, большое, теплое, желтое, ласковое.
Воспитатель: Давайте с солнышком сделаем зарядку, что бы оно светило нам весь день!
(Физкультминутка «Солнышко»)
« Солнце утром рано встало,
Всех детишек приласкало,
(поднять руки вверх, потянуться, делая руками «фонарики»)
Гладит грудку,
(массировать пальчиками «дорожку» снизу вверх)
Гладит шейку,
(поглаживать шею большими пальцами сверху вниз)
Гладит носик,
(указательным пальцем массировать крылья носа)
Гладит лоб,
(проводить пальцами от середины лба к вискам)
Гладит ушки,
(растирать мочки ушей)
Гладит ручки
(растирать ладошки)
Вот как загорают наши детки!
(поднять руки вверх)
Воспитатель: Ребята, а пока мы играли, солнышко согрело всех животных этого леса и они прислали нам свои фотографии и фотографии своих детенышей. Но вот беда все перепуталось. Как вы думаете, что же с ними теперь делать?
Дети: Нужно помочь детенышам вернуться к своей маме.
Воспитатель: Хорошо. И выберем для них фоторамку. Слушайте внимательно.
(игра « Один – много»)
« За мамой лисицей крался …кто? А если много?»
Дети: лисенок, лисята, шубка у лисицы рыжая. (Выбирают рамку для фотографий)
Воспитатель: « за мамой волчицей бежал…кто? А если много?»
Дети: волчонок, волчата, шубка у волчицы серая. (Выбирают рамку для фотографий)
Воспитатель: « за мамой зайчихой скакал…кто? А если много?»
Дети: зайчонок, зайчата, шубка у зайчихи белая. (Выбирают рамку для фотографий)
Воспитатель: «за мамой медведицей шел…кто? А если много?»
Дети: медвежонок, медвежата.
Воспитатель: ребята, а для медведицы и медвежат я выберу фоторамку, потому что медведица бурая. Это для нас новое слово давайте все вместе его произнесем.
Дети: «Бурая медведица».
Воспитатель: Ребята, а как этих животных можно назвать одним словом?
Дети: Дикие животные.
Воспитатель: Как вы думаете, у диких животных есть домики?
Воспитатель: Как называют домик лисы?
Дети: Нора.
Воспитатель: Какое животное живет под кустом?
Дети: Под кустом живет заяц.
Воспитатель: А где всю зиму спит медведица?
Дети: В берлоге.
Воспитатель: Молодцы. А волчица с волчатами живет в логове. Это, ребята, для нас сложное слово и новое. Давайте его все вместе скажем « волчье логово».
(хоровые и индивидуальные ответы)
Воспитатель: Молодцы. Ребята, у волка сильные ноги, он быстро бегает. А что есть у лисы?
Дети: У лисы длинный пушистый хвост.
Воспитатель: Покажите, как мишка ходит. Почему?
Дети: Мишка косолапый.
Воспитатель: Что есть у зайца?
Дети: У зайца большие уши.
РУССКАЯ НАРОДНАЯ ЗАКЛИЧКА «СОЛНЫШКО-ВЁДРЫШКО».
Цели: познакомить с русской народной закличкой «Солнышко-ведрышко», обогащать и активизировать словарь, развивать интонационную речь, память.
Материалы и оборудование: иллюстрация к русской народной закличке, фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (солнышко, макет фасада избушки).
1. Организационный момент.
Воспитатель с детьми стоят у окна, наблюдают за природой в солнечный день.
Воспитатель. Вот и закончились дожди, которые напоили землю водой. А теперь в небе ярко светит солнышко, и от его света все вокруг выглядит праздничным. Но солнышко не только освещает, но и греет. Протяните свои ручки навстречу солнечным лучам, и вы почувствуете их тепло. Поэтому-то мы с нетерпением ждем солнечных дней.
2. Основная часть. Чтение русской народной заклинки.
Воспитатель. А чтобы солнышко не забывало по утрам просыпаться и дарить нам свое тепло, люди сочинили вот такую закличку:
Солнышко-ведрышко!
Взойди поскорей,
Освети, обогрей –
Телят да ягнят,
Еще маленьких ребят.
Утром мы открываем свои окошки и видим, что солнышко уже проснулось.
Воспитатель показывает макет фасада избушки с закрытыми ставнями и читает первые три строчки заклички, затем предлагает детям произнести их. После чего педагог открывает ставни, и дети в окне видят солнышко. Игру можно повторить 2-3 раза.
Физкультминутка «Пробуждение солнышка»
1. «Вот как солнышко встает» - и. п.: сидя на корточках, руки опущены вниз. Медленно вставать, руки вперед и вверх на каждое слово.
«Выше, выше, выше» - и. п.: стоя, руки вверху разведены в стороны. Наклоны туловища вниз, руки на колени, вернуться в и. п.
«К ночи солнышко зайдет» - и. п.: то же. Присесть на корточки, руки опустить.
«Ниже, ниже, ниже» - и. п.: сидя на корточках, руки опущены вниз. Движения головой вниз - вверх - вниз.
«Хорошо, хорошо» - и. п.: стоя. Хлопки в ладоши.
«Солнышко смеется» - и. п.: стоя, руки на поясе. Повороты туловища вправо-влево.
«А под солнышком таким веселей живется» - и. п.: то же. Кружение на месте в одну, а затем в другую сторону. (Повторить 2 раза.) (С. А. Давыдова.)
3. Рефлексия. П/и «Солнышко и дождик».
Выглянуло солнышко, И ромашки белые
Блещет на лугу. Рву я на лету.
Я навстречу солнышку Я веночек сделаю,
По траве бегу. Солнышко вплету. К. Ибряев, Л. Кондратенко
Едва ли найдется человек, который не слышал бы о пользе потешек для маленьких детей. Потешки прекрасно развивают речь, внимание, воображение, память, словом, благотворно влияют на становление всех познавательных процессов. Мать, напевающая младенцу песенку или рассказывающая забавный стишок, сама того не замечая прививает ребенку любовь к русскому языку, живому слову. Сейчас в детском саду использование на занятиях потешек обязательно входит в образовательную программу, что позволяет повысить уровень развития речи у детей
1 младшая группа
Наши уточки с утра –
|
Пошел котик на торжок |
Наша Маша маленька, |
Огуречик, огуречик, Огуречик, огуречик, Не ходи на тот конечик: Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызёт |
Бежала лесочком
|
Заяц Егорка
|
Ай, дуду-дуду-дуду, |
Чики-чики, кички Чики-чики, кички Собой невелички,
Все люди глядели, Все люди дивились! |
Из-за леса, из-за гор |
Солнышко-ведрышко,
|
Пальчик - мальчик, где ты был? |
Еду-еду к бабе, к деду На лошадке, в красной шапке, |
Ночь пришла, |
Сидит белка на тележке, |
Сорока-сорока Кашу варила, |
Ай, качи- качи -качи |
Тили-бом! Тили-бом! |
Кисонька-мурысонька, |
Чики чики чикалочки |
Как у нашего кота |
Травка-муравка со сна поднялась, |
Божья коровка |
Тень-тень-потетень, |
Курочка-рябушечка, |
Дождик дождик пуще |
Радуга-дуга, Солнышка - колоколнышка. |
Средняя группа
Наш козел-стрекозел
|
Гуси вы, гуси, |
Зайчишка-трусишка |
Ножки-ножки, где вы были? |
Сегодня день целый |
Солнышко-ведрышко, |
Барашеньки крутороженьки А совища из лесища |
Идет лисичка по мосту, |
Кот на печку пошел, |
Красное ведрышко,
|
Старшая группа
Как на тоненький ледок |
Николенька гусачок
|
Я колышки тешу, Огород горожу, Я капусту сажу, Сажу беленькую, Развеселенькую |
Грачи - киричи Летите, летите, Дружную весну Несите, несите! |
Ты, мороз, мороз, мороз, Не показывай свой нос! Уходи скорей домой, Стужу уводи с собой. А мы саночки возьмем, Мы на улицу пойдем, Сядем в саночки – самокаточки. |
Как у бабушки козёл, что за умный был: |
По дубочку постучишь, Прилетает синий чиж. У чижа, у чиженьки, Хохолочек рыженький, А на лапке маленькой Сапожочек аленький. Чиж под солнышком летал И головкой кивал. |
Раным-рано поутру |
Божья коровка,
|
Уж ты пташечка, |
Ласточка, ласточка, Милая касаточка, Ты где была, Ты с чем пришла? За морем бывала, Весну добывала, Несу, несу весну красну! |
Дождик, дождик, веселей
|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Радуга» Кулундинского района Алтайского края
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Образовательная область: Речевое развитие
младшая группа.
в1 младшей группе.
Потешка «Солнышко – ведрышко».
Воспитатель: Фаненштиль С. М.
с. Кулунда
2016г.
Тема: Потешка «Солнышко – ведрышко».
Цель: Активизировать речь детей, обогащать словарный запас.
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей с народной закличкой, развивать умение слушать и повторять потешку; развивать речевое дыхание, формировать у детей интерес к окружающему миру; различать круглую геометрическую форму, желтый цвет;
Развивающие: Развивать зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, связную речь, мышление.
Воспитательные: Способствовать доброжелательному отношению друг к другу.
Материалы и оборудование: Туча и солнышко из бумаги, картинки: корова, телёнок, овечка, ягнёнок.
Словарь : Солнышко, ведрышко, освети, обогрей, телят, ягнят
Ход занятия
Организационный момент:
На стене висит большая туча из бумаги, за ней на нитке бумажное солнышко.
Основная часть:
Дети, посмотрите, какая большая туча в нашей комнате. Она закрыла собой яркое, ласковое солнышко.
Ребята, вы хотите помочь солнышку выйти из – за тучи? (Да).
Давайте все вместе испугаем сильным ветром эту тучку, подуем на неё (дети дуют на тучку 2 – 3 раза).
Не получается? Вы очень хорошо дули! Но тучка не ушла от нас.
А мы позовём тёплое солнышко потешкой.
Воспитатель читает потешку, дети договаривают отдельные слова:
«Солнышко – ведрышко!
Взойди поскорей.
Нет, не выходит солнышко. Давайте ещё позовём солнышко все вместе?
Под музыку солнце появляется из – за тучи.(Вытягиваю за нитку).
Словарная работа.
Солнышко светит нам с неба, хочет побыть с нами, обласкать маленьких ребят, обогреть. Давайте, сядем на стульчики и погреемся на солнышке.
Воспитатель читает вторую часть потешки:
Освети, обогрей
Телят, ягнят
Ещё маленьких ребят.
Солнышко ещё согревает кого? (Телят). Это чьи детки? (Коровы). Вывешиваю картинки.
Корова как кричит? (Муу).
А телёнок как кричит (Му).
Солнышко согревает ещё кого? (Ягнят).
А это детки чьи? (Овечки). Вывешиваю картинки.
Овечка как кричит? (Бее).
А ягнятки как кричат? (бе).
Кого согревает солнышко? (телят, ягнят). Ещё маленьких ребят.
Ребята, давайте все вместе повторим нашу потешку.
Солнышко - ведрышко
Взойди поскорей,
Освети, обогрей
Телят, ягнят.
Ещё маленьких ребят.
Солнышко называют ведрышком, потому что, когда светит солнце, стоит хорошая тёплая погода. Снег начинает таять, и с крыш капает капель: кап – кап – кап! (отстучать пальчиками по ладошке в разном темпе, произносим мс разной интонацией).
Подвижная игра «Солнышко».
«Смотрит солнышко в окошко Имитируем окошко
Светит в нашу комнатку, Руки наверху, машем ими.
Мы захлопали в ладошки, Хлопки руками.
Очень рады солнышку!» Прыжки на месте.
Заключительная часть:
Ребята, хорошо вам было с солнышком? (Да).
Ребята, а солнышко какого цвета? (Желтого).
Солнышко желтое, значит оно какое? (Тёплое, яркое).
А ещё оно ласковое, весёлое, хорошее, доброе и т. д.
Я хочу вам подарить каждому по солнышку.