Родительское собрание в детском саду трудовое воспитание. Родительское собрание «Воспитание детей в труде. I. Подготовительный этап

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Родительское собрание

на тему: «Трудовое воспитание старших дошкольников в детском саду и семье»

Старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Воспитатели: Серкина М.Р. Смертюк Н.Г.

МБДОУ №17 «Золотая рыбка» 29.01.13г.

Цель: сформировать у родителей отчетливые представления о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста в детском саду и семье, об организации и видах труда в ДОУ.

Ход собрания:
Воспитатель: Уважаемые родители! Сегодняшнее собрание мы с вами посвящаем трудовому воспитанию наших детей в ДОУ и проблеме формирования культуры выполнения трудовых обязанностей у мальчиков и девочек в семье.

1.Воспитатель: Предлагаю вашему вниманию презентацию на тему: «Содержание и виды труда в ДОУ» (см. приложение).

2.Воспитатель: Один из видов труда дошкольников - ручной труд, что умеют наши дети, чему научились, как работают в бригадах, вы увидите, посмотрев видеозапись занятия по ручному труду «Избушка для зверят».

3.Воспитатель: А как вы уважаемые родители относитесь к этому вопросу в семье, показал анализ ваших анкет. Выступление психолога Анны Александровны, раздача памяток для родителей (см.приложение).

«Распределение обязанностей девочек и мальчиков в семье»
(старший дошкольный возраст)

Всем известно, труд способствует полноценному воспитанию ребенка в семье. К признанию исключительной важности роли труда в формировании личности, люди пришли давно. Но стоит обратить внимание, что существуют различия в приобщении мальчиков и девочек к труду.

Труд помогает сформировать у детей как положительные, так и отрицательные качества личности. Дело не только в труде, так таковым, сколько в его сочетании с другими видами деятельности воспитанников и в условиях, в которых он осуществляется.
В труде проявляются особенности поведения мальчика или девочки - активность, стремление к самостоятельности, утверждение своих позиций, аккуратность, основательность, эстетичность и др.
Основное назначение трудовой деятельности состоит в том, чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру, что предполагает проявление заботы о себе и окружающих.
Трудовая деятельность многофункциональна. В процессе трудовой деятельности происходит физическое и психическое развитие детей, овладение умениями и навыками (умение работать согласованно, намечать последовательность действий и т.д.)
Как и любое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания, процессе сложном и многогранном, требующем от воспитателя большого терпения.
Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья - дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Так, наблюдение мальчика за работой отца с инструментами обязательно отразиться в его игре, пусть это будет ремонт игрушечной машинки или детской мебели, но зато какой опыт приобретет ребенок, почувствовав себя причастным к общей мужской деятельности. Или присутствие на кухне маленькой девочки и минимальная помощь по хозяйству - стереть со стола, вытереть посуду, пускай пока еще игрушечную, обязательно остануться в памяти ребенка как яркие впечатления совместной работы с мамой. Не погасить это желание, а развить и углубить его - основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.
Можно выделить основные принципы работы семьи в трудовом воспитании детей:
- приобщение к труду через самообслуживание;
- постепенный переход от самообслуживания к труду для других;
- постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности;
- тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;
- организация обучения выполнению трудовых операций;
- формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы;
- учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений;
- поощрения прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы;
- чередование труда и отдыха, а также различных видов труда в режиме дня дошкольника.
Необходимо помочь ребенку ощутить пользу своих трудовых усилий, научить испытывать радость оттого, что его деятельность полезна окружающим. И в этом на помощь родителям придется призвать всю свою смекалку, чтобы сын или дочь поверили в искренность слов папы или мамы.

2
Труд для ребенка не менее привлекателен, чем игра. Можно использовать труд-игру как средство развития активности детей.
Вот, например, ваш сын, не собрав книги, рвется на улицу, к друзьям. А вы скажите, что книжки тоже хотят к своим друзьям, вон, сколько пустых мест на полке. Для девочки это может звучать по-другому: «Посмотри, сколько интересных сказок про прекрасных принцесс и волшебниц валяется на полу. Мне кажется, им было бы не очень приятно знать, что их хозяйка (которая считает себя, естественно, принцессой) любит беспорядок. Вспомни сказку про Золушку или Белоснежку, ведь только трудолюбивые девочки становятся принцессами!»
Конечно, такие игры не легки, особенно если вы опаздываете на работу, или вечером валитесь с ног. Накричать, обругать, в общем "взорваться" куда легче. Но после взрыва остаются одни развалины.
Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. Умение правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе. Выполненное дело должно доставлять удовлетворение, а не создавать комплекс неполноценности.Вы дали ребенку поручение, а он не успел его выполнить. Как поступить? Сказать: "Ты все еще вытираешь стол? Отойди, я сама. Сто лет будешь возиться". Ни в коем случае! Лучше всего дать добавочное время. Можно, конечно, и мирно предложить свою помощь: "Ну, как у тебя дела? Давай вместе, хочешь?" Но если вы сумеете набрать терпения и дадите сыну или дочери довести начатое до конца, это правильнее. Тем более, что они только учатся трудолюбию.
Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Главное - привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а в месте с ней - привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы: "Ты отдохни - я сам почищу картошку".
Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание, и не важно, кем станет ребенок, когда вырастет - летчиком или поваром, рабочим или менеджером.

Привычка, умение делать что-то своими руками пригодятся ему в любой профессии, и, кроме того, они в огромной степени содействуют умственному развитию ребенка.
Воспитательное значение труда обусловлено в значительной степени возрастными особенностями старших дошкольников. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих его к активной деятельности. Присущие детям подвижность, готовность к действию, познавательная активность, также способствуют привлечению детей к труду.
Дети этого возраста с удовольствием берутся за любые дела, выполняют поручения взрослых, помогают в домашней работе, но при этом их больше привлекает процессуальная сторона дела, а не результат; их трудовая активность нередко зависит от внимания окружающих и их позитивной реакции. В связи с этим необходимо предлагать детям разнообразные виды труда, обновлять их содержание, поддерживать стремление к работе и веру в успех, стимулировать эмоциональное отношение к результатам деятельности. Вот почему родители должны стремиться не просто привить детям трудовые навыки, но и помочь им увидеть результат своего труда. Желание повторить успех стимулирует потребность в труде.\
Существуют следующие виды положительной направленности труда: пример, интерес и долг. Побудительными мотивами детей дошкольного возраста являются пример и интерес. Мотив долга в этом возрасте остается в качестве производного от мотивов примера и интереса и носит ярко выраженный эмоциональных характер.

Мотив долга, побуждающий ребенка к самоконтролю и выполнению нелюбимых трудовых заданий, формируется на основе чувства ответственности и становится доступным в младшем школьном возрасте
Родителям не следует приписывать процессу труда только "инструментальный" смысл, т.е. видеть в нем лишь средство к достижению какой-то нетрудовой цели ("Вот уберешь игрушки, тогда пойдем гулять"). Конечно, такие матировки иной раз тоже нужны, и ребенок должен их освоить. Однако взрослые слишком часто злоупотребляют применением в воспитании прямолинейных схем типа: "хороший поступок (потрудился) - награда; плохой поступок (отказ) - наказание". В результате своими действиями они отдаляют ребенка от труда, превращая труд лишь в средство на пути к потреблению. При этом взрослые иногда рассуждают следующим образом: "Чем больше я смогу пообещать, чем привлекательнее для ребенка награда, тем сильнее разовьется у него потребность в труде". Но потребность, как раз и не развивается; напротив, труд все больше лишается для ребенка привлекательности, рассматривается им как нечто вынужденное.
Совсем другое дело, когда воспитатель сумеет сделать мотивом труда для малыша поиск различных способов решений какой-либо задачи и выбор его личного способа действия такого, который приводил бы к наилучшим результатам. Важно дать ребенку возможность проявить себя в труде, показать смекалку, ловкость, терпение, волю, настойчивость.
Очень полезным для мальчика станет удовольствие, если оно сопряжено с трудом, с мускульным напряжением или с работой мысли. Удовольствие, достигнутое трудовым усилием, формирует потребность. Для девочки удовольствие от труда будет значимым, если она сможет проявить себя, как заботливая хозяйка, аккуратная, умеющая делать со вкусом.
Слишком часто родители не замечают, как стремятся навязать ребенку свой образ мыслей и действий. Взрослые привыкли заставлять себя заниматься не совсем приятными вещами и передают ребенку свое собственное отношение к таким скучным (с их точки зрения) занятиям, как мытье посуды, чистка обуви.
Однако ребенку интересно узнать, как добить того, чтобы тарелка под струей воды заблестела. Внутренний интерес к делам, которые взрослым кажутся незначительными, отражает знаменитое "Я сам", но мы его постепенно заглушаем.

Практика показывает, что основной причиной, сдерживающей привлечение детей к труду, является длительная опека (гиперопека). Вот родители и идут на "жертву": всю домашнюю работу берут на себя. И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье.
Мы должны приучать ребенка делать любую домашнюю работу, независимо от того, грязная она или чистая.
Таким образом, при воспитании трудолюбия начинать необходимо с самообслуживания: терпеливо приучать ребенка умываться, пользоваться полотенцем, застегивать пуговицы, складывать игрушки и т.д.; помогать ему, пока не выработается привычка делать это самостоятельно. С возрастом сфера самообслуживания расширяется.
Особого внимания заслуживает проблема приобщения мальчиков к домашнему труду. Участие в домашнем труде способствует их подготовке к самостоятельной жизни.
Надо, чтобы мальчики и девочки одинаково учились делать все необходимые по хозяйству и не считали бы выполнение этого дела чем-то недостойным себя. В раннем детстве мальчики так же охотно, как и девочки, готовы помочь матери готовить, мыть посуду, делать любое дело по хозяйству. Но обыкновенно в семье с самых ранних лет начинают проверять разницу между мальчиками и девочками. Девчонкам дают поручения мыть чашки, накрывать на стол, мальчишке говорят: "Что ты все в кухне толчешься, разве это мужское дело?".

4
В трудовом воспитании детей важен пример. В семьях, где мать, вернувшись с работы, проводит время на кухне, а отец читает газету или смотрит телевизор, сложно добиться успеха.
Ребенку необходимо ощутить себя в мире, где каждое дело не само собой совершается, а специально организуется, требует труда. Этот аспект воспитания начинается с обсуждения с ребенком домашних (позже и рабочих) дел, с чтения книг о разных видах работы и др.
Хорошо, когда у детей с раннего возраста накапливается собственный опыт организации деятельности. Прежде всего, это умение выполнять требования взрослого, простейшее его поручение. При этом важно соединить в жизни ребенка свободу его активности (уважая его требование "Я сам"), значимость правил, ограничивающих эту активность, и обязательность выполнения поручений взрослого.
Родители иногда сомневаются, в каком возрасте ребенок должен мыть посуду, убирать игрушки. Однозначного ответа нет. Все зависит от способностей, интересов ребенка, состава семьи.
Залогом успеха в воспитании трудолюбия является выработка у детей привычки выполнять определенные обязанности без напоминания взрослых. Понимание того, что обязательные, важные для всей семьи дела никто, кроме него, не сделает, способствует осознанию ребенком собственной значимости. Конечно, эта работа должна быть посильна, дети должны видеть результаты своего труда. Долг родителей - помогать, обучать их труду, учитывая личные склонности и гендерные различия.


  • Будьте последовательны в своих требованиях.

  • Учитывайте индивидуальные, возрастные, гендерные особенности своих детей.

  • Хозяйственно-трудовые поручения по дому могут одинаково выполнять как девочки, так и мальчики.

  • Не стоит строго разграничивать обязанности сына и дочери, лучше их чередовать.

  • Никогда не оценивайте при ребенке, чей труд важнее - мужчины или женщины. Воспитывайте уважение к труду обоих полов.

  • Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.

  • Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей. Делайте акцент на труд с учетом различий в играх мальчиков и девочек.

  • Закрепляйте навыки трудового воспитания с помощью примеров из художественной литературы: А. Барто, С. Михалков, С. Маршак,
    Е. Пермяк, И. Токмакова С. Баруздин, Л. Квитко, Д. Родари

  • Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе, профессии, профессиях других людей.

  • Тактично оценивайте результаты труда сына или дочери, никогда не сравнивайте их.

Доклад
на родительском собрании
«Трудовое воспитание ребёнка в ДОУ и семье».
Начать своё выступление мне хочется со слов В.А.Сухомлинского «Трудовое воспитание – это, образно говоря, гармония трёх понятий: надо, трудно, прекрасно».
Объясните мне, пожалуйста, как Вы понимаете эти слова. (ответы родителей).
Труд – это проявление заботы людей друг о друге.
Радость труда – одно из высоких человеческих чувств. Своевременно развить это чувство у маленьких детей – наша с Вами задача. Если не уделять должного внимания развитию трудолюбия в дошкольном возрасте, то в последующие годы это будет сделать труднее. Трудовая деятельность должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д.
Задачи трудового воспитания, осуществляемого в детском саду и семьи едины. В детском саду воспитание ребёнка происходит по определённой программе, а именно по общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», в обществе сверстников, среди детей в повседневном общении. В коллективе ровесников ребёнку легче соотносить свои трудовые навыки и результаты труда. В семье ребёнок окружен братьями и сестрами, поэтому родители должны давать трудовую нагрузку в соответствии с возрастом.
Задачи трудового воспитания в семье следующие:
1. Воспитание интереса к труду взрослых.
2. Формирование знаний, представлений о трудовой деятельности, её цели, планирование, необходимости добиваться хороших результатов.
3. Воспитание желания и умения трудиться.
4. Формирование нравственно ценных мотивов труда.
5. Совершенствование имеющихся трудовых навыков.
6. Формирование старательности, добросовестности, привычки доводить дело до конца.
7. Воспитание культуры труда.
8. Обучение организации труда: с чего начать работу и чем закончить.
9. Воспитание настойчивости и целеустремлённости.
10. Развитие находчивости, инициативы, коллективизма в совместной работе.
11. Воспитание бережного отношения к результатам труда.
12. Формирование потребности в оказании помощи родным по собственной инициативе.
Важное условие трудового воспитания – не перегружать детей физически, но и не облегчать труд, не сводить его к игре.
Как добиться того, чтобы трудовое воспитание детей в семье проходило наиболее успешно? Прежде всего – это общая атмосфера в семье, положительный пример взрослых, наличие у ребёнка постоянных обязанностей, вовлечение его в совместный труд. Взрослый должен знать методы и способы трудового обучения и воспитания.
Назову основные методы и приёмы, необходимые для руководства разными видами детского труда:
1.Определить цель труда, помочь ребёнку мотивировать свой труд, учить элементам планирования работы.
2. Показывать и объяснять, как лучше это сделать, пробудить интерес к предстоящему делу, выяснить, что уже сделано и что ещё можно сделать, чтобы добиться лучшего результата.
3. Поощрять старательность, интерес к делу.
4. Систематически проверять вместе с ребёнком ход и результаты работы, оценивать её.
5. Подключить ребёнка к своему труду.
6. Читать художественные произведения, рассматривать иллюстрации.
Взрослый должен учитывать разные задачи трудового воспитания. Например, при обучении ребёнка трудовым навыкам необходимо показать трудовые действия, объяснить способ их выполнения – это ценно не только для физического, но и для умственного развития.
Чтобы трудолюбие стало устойчивой чертой, взрослым нужно заботиться о том, чтобы он систематически, а не от случая к случаю упражнялся, выполняя различные трудовые действия и стремился как можно лучше выполнять задуманное. Особое внимание требует оценка труда ребёнка. Взрослые допускают большую ошибку, если перехваливают детей. Оценивать необходимо результат труда и отношение к делу. Больше всего ребята прислушиваются к оценке самого авторитетного для них человека. Учитывая это, взрослые должны быть едины в своих оценках. Оценка должна помочь ребёнку понять, что именно хорошего он сделал, почему и в чём ошибся, как исправить оплошность в данном случае или в следующий раз. Подобный подход помогает сформировать у детей самооценку и самоконтроль, умение правильно относиться к своим ошибкам, а также самостоятельность, инициативу.
Оценивая труд, надо учитывать индивидуальность ребёнка. Особенно важен, необходим такт в общении с легковозбудимыми, ранимыми, застенчивыми детьми. Воспитательный процесс может стать положительным только тогда, когда он целенаправлен, когда используется продуманная система индивидуального подхода, когда осуществляется контакт семьи с детским садом.
Помните, что дети – наше будущее и им принимать трудовую эстафету.

Цель : объединение усилий родителей и педагогов в целях трудового воспитания дошкольников.

Задачи : обсудить с родителями вопрос о том, как формировать у детей привычку трудиться; способствовать организации совместной со взрослыми трудовой деятельности; дать практические советы по созданию системы домашних обязанностей детей.

Форма проведения: презентация педагогического журнала.

Участники: старший воспитатель, воспитатели, родители.

План проведения

1. Вступительная часть.

2. Презентация педагогического журнала.

3. Заключительная часть.

Ход мероприятия

I. Подготовительный этап

1. Проведение письменного опроса родителей «Как вы считаете, с какой целью необходимо приучать детей к выполнению домашних обязанностей?» (Ответы родителей записываются крупными буквами на общий лист, представляющий собой свиток.)

2. Изготовление журнала со страницами (формата A3) или информационных листов с названиями страниц; подготовка подставки для размещения журнала или его страниц.

II. Вступительная часть

Воспитатель . Добрый вечер, уважаемые родители! Приглашаем вас на презентацию педагогического журнала «Без напоминаний и с удовольствием». На его страницах вы познакомитесь с практическими советами по внедрению системы домашних обязанностей для детей дошкольного возраста.

Дети разыгрывают сценки или читают стихи на тему «Воспитание трудолюбия».

Рак-бездельник

Жил у речки под корягой

Старый рак-отшельник.

Был он соня, белоручка,

Лодырь и бездельник.

Он позвал к себе лягушку:

— Будешь мне портнихой,

Белошвейкой, судомойкой,

Прачкой, поварихой.

А лягушка-белогрудка

Раку отвечает:

— Не хочу я быть служанкой

Глупому лентяю.

В. Викторов

Мы ловили рыбу с лодки

Мы ловили рыбу с лодки,

А лентяй — со сковородки.

Мы поджарили треску,

Разделили по куску,

А лентяю — ни куска:

— В море, друг, твоя треска!

И. Демьянов

Строители

Пусть не сердятся родители,

Что измажутся строители.

Потому что тот, кто строит,

Тот чего-нибудь да стоит!

И неважно, что пока

Этот домик из песка!

Неужели это я?!

Б. Заходер

Воспитатель . Хорошее начало — залог успешной презентации. Об актуальности заявленной темы расскажет главный редактор журнала, старший воспитатель... (Ф.И.О).

Старший воспитатель. «Помой посуду!», «Убери свои игрушки с пола!», «Подмети полы, я тебе говорю!» — из раза в раз нам приходится напоминать детям об их обязанностях. Мы говорим, убеждаем, потом срываемся на крик и в конце концов приходим к выводу, что проще сделать самому, чем тратить столько сил на убеждения, уговоры, упреки.

Как сделать так, чтобы ребенок точно знал, что ему предстоит сегодня сделать по дому, и... делал это самостоятельно, без напоминаний и даже с удовольствием? Возможно ли такое? Возможно. Для этого нужно выстроить безупречно работающую систему, продумав цели, процесс и вознаграждение за результат. И конечно же набраться терпения, чтобы запустить этот механизм, сделав его работающим как часы.

III. Презентация педагогического журнала

1. Страничка «Цели»

Воспитатель. Итак, первая страничка журнала — «Цели» (открывает журнал на странице «Цели» или ставит на подставку лист с названием страницы).

Вопросы для обсуждения

Как вы относитесь к системе домашних обязанностей детей?

Считаете ли вы ее необходимой и полезной?

Что мы хотим получить от внедрения системы домашних обязанностей?

Вариант 1. Родители работают индивидуально. Каждый родитель по очереди, по кругу называет свой вариант со слов «Мы Хотим, чтобы...» (можно предложить передавать из рук в руки какой-то предмет).

Вариант 2. Родители делятся на две-три группы, обговаривают варианты, затем представитель от каждой группы называет их, начиная свое выступление со слов «Мы хотим, чтобы...»:

Дети помогали маме по дому;

Дети знали, где находятся их вещи;

Дети считали свои обязанности вкладом в семью;

Дети выполняли их самостоятельно;

Родители не тратили силы на уговоры;

Дети перестали себя чувствовать гостями в собственном доме, а родителей считать добрыми волшебниками, исполняющими любую их прихоть;

Родители вздохнули свободнее, в частности мамы, почувствовав, что часть пусть небольших, но рутинных дел теперь лежит на других членах семьи...

Воспитатель (обобщает). Наша задача — максимально четко представить себе:

Что получаем мы, родители, предлагая детям взять на себя ряд обязанностей;

Что получают от нового образа жизни дети;

И что в конце концов приобретает семья, т. е. мы все — дети и родители.

2. Страничка «Выделяем главное»

Воспитатель . Среди читателей журнала было проведено исследование, с результатами которого вас познакомит воспитатель... (Ф.И.О.) на страничке «Выделяем главное» (ставит на подставку лист с названием страницы). Посмотрим получившийся список и выделим главное (раскручивает свиток из бумаги и размещает его на магнитной доске, чтобы все родители видели, что там написано). Это одна или две цели, ради которых действительно стоит все это затевать. Ради которых можно настойчиво, изо дня в день, в течение месяца повторять ребенку, что именно эти дела теперь входят в его ежедневные обязанности.

Для чего нужно выделять главные цели? Вы ставите своеобразный фильтр для целей второстепенных и держите в голове главное.

Пусть в вашем списке главных целей присутствует воспитательный момент. То есть вы не просто хотите, чтобы дети имели ряд обязанностей, которые будут облегчать вам уход за домом, но формируете у них привычки на будущее:

Умение находить время на дела по дому;

Умение помнить о том, что они живут не в замкнутом пространстве, а с близкими людьми, которые не обязаны тебя обслуживать;

Умение заботиться о других;

Умение находить пользу и даже получать удовольствие от рутинных дел, которые все равно нужно выполнять;

Умение планировать и организовывать свою деятельность и т. д.

Наша с вами задача — максимально полно подготовить ребенка к переходу во взрослую жизнь. В наш журнал пришло письмо от Елены Мануковской, которая делится своим опытом: «В свое время, создавая систему домашних обязанностей, я сформулировала для себя такую цель: я хочу, чтобы мои близкие поняли, что поддержание дома в чистоте и порядке — это не моя святая обязанность, а вклад каждого. Чтобы они начали относиться к дому как к своему, в котором каждый отвечает за свою часть. Чтобы, выполняя обязанности по дому, дети и муж понимали, что помогают не мне, а себе и своей семье жить в удовольствии и уюте». Вы можете воспользоваться этим опытом. Но будет гораздо продуктивнее сформулировать цель самим. Это будет ваша цель, и значит, вы будете идти к ней быстрее.

Работая в малых группах или индивидуально, родители выделяют главные цели. Желающие озвучивают их и поясняют. Воспитатель выделяет маркером в общем списке главные цели, названные родителями.

3. Страничка «Список обязанностей»

Воспитатель. Приступаем к воплощению плана в жизнь. Следующая страничка — «Список обязанностей». Нам предстоит окинуть пристальным взглядом весь дом, заглянув даже в самые темные и труднодоступные места, и написать все дела, которые необходимо делать для того, чтобы поддерживать дом в чистоте и порядке.

Практическое задание для родителей: на заранее приготовленных листах написать перечень домашних дел (работа в микрогруппах).

Воспитатель. Пишите все. Даже такое задание, как наполнять фильтр водой. С ним может справиться даже трехлетний малыш. Он будет с гордостью наполнять фильтр — может быть, и не полностью — и считать себя очень нужным членом семьи. Не менее важным, чем мама или папа. Это станет его ежедневной домашней обязанностью, за которую будет отвечать только ОН. Точно так же как вы будете отвечать за приготовленный обед или мытье посуды, а муж - за вовремя вбитые в стену гвозди.

Не разделяйте сразу домашние дела на обязанности для сына, Дочки и мужа. Не забегайте вперед. Сначала распишите все, что видите:

Выбить маленький коврик, что вечно пылится у двери;

Полить цветы на кухне;

Разобрать сумку с продуктами, выставив их на кухонный стол;

Выставить обувь, разбросанную по прихожей, чтобы сапоги, туфли, ботинки и тапочки стояли как солдаты на параде; складывать вечно разбегающиеся по дому ручки и карандаши в одно место;

Следить за тем, чтобы пульт от телевизора не покидал определенное место;

Вытирать лапы собаке после прогулки;

Кормить рыбок в аквариуме и т. д.

Секрет составления такого списка в том, что вы будете четко видеть, что вы делаете по дому, что нужно сделать и что делать так не хочется, но необходимо.

4. Страничка «Немного отдохнем»

Воспитатель . А сейчас пришло время немного отдохнуть. Страничка «Немного отдохнем».

Проводятся шуточные эстафеты или динамическая пауза.

Варианты эстафет для мам

. «Обед за пять минут» — бег с кастрюлей;

. «По дороге остужу» — бег с ложкой;

. «Не пролью ни капельки» — переливание воды из одного сосуда в другой;

. «Все расставлю по местам» — бег с подниманием предметов;

. «Чистота — залог здоровья» — бег с выбивалкой и постельными принадлежностями (подушкой, покрывалом).

Вариант эстафеты для пап

Быстро и до блеска «натереть паркет», соблюдая следующую инструкцию. У стены комнаты на полу разложены листки бумаги - «полотеры». Участники ставят на них ноги (каждую на отдельный листок) и, скользя этими приспособлениями по поверхности пола, «натирают» его. Для облегчения «ножного труда» в качестве «полотеров» можно использовать коробки (из-под конфет, обуви) или саму обувь (калоши, домашние тапочки) очень большого размера.

5. Ролевая игра

Воспитатель. А мы дошли до творческого этапа нашего победного шествия к безупречно работающей системе домашних обязанностей. Давайте проиграем ситуацию. Для этого нам нужно выбрать маму, папу и детей. Сядьте все вместе в кружок.

«Семья» садится.

Воспитатель (обращается к «маме»). Вы берете слово и объясняете горячо любимым людям, что с этого момента вы хотите пересмотреть те дела, которые делаются по дому. Вы уже не готовы тащить все на себе или тратить огромное количество жизненных сил на убеждение и мотивацию. Поэтому решили сделать ход конем — показать, что именно нужно делать по дому. Как правило, дети и мужья мало представляют себе, как много мелких и больших, серьезных и не очень дел нужно делать, чтобы содержать дом в порядке.

Поэтому берите список в руки и демонстрируйте.

«Мама» называет свои дела.

Воспитатель. Вот сколько! После этого предложите детям и мужу выбрать те обязанности, которые они будут выполнять с удовольствием. Не нужно никого принуждать. Вы ставите домочадцев перед фактом. Теперь у них есть обязанности. И у них есть - именно сейчас — великолепная возможность выбрать дело по душе.

Реплики «Я не хочу ничего делать!» или «С какой стати!» не обсуждаются. Правила игры поменялись, и теперь вы командуете парадом. А любимым людям предлагаете выбрать фишки, которыми они будут ходить в предложенной вами игре.

«Мама» предлагает.

6. Страничка «Калейдоскоп увлекательных и полезных дел»

Воспитатель . Открываем следующую страничку — «Калейдоскоп увлекательных и полезных дел» (или «Кому что нравится»).

Воспитатель предлагает родителям в микрогруппах изучить советы и распределить обязанности между собой. Советы выдаются каждой микрогруппе.

Советы

1. При выборе обязанностей отталкивайтесь от темперамента, ежедневных обязанностей вне дома, хобби и т. д. Если сын любит порядок — таких детей немного, но они есть, — предложите ему следить за обеденным столом, на котором должны стоять салфетки, солонка, зубочистки и т. д., зато мусора — вечных крошек и грязной посуды - быть не должно. Пусть он сгребает все лишнее в раковину. Даже если она на первых порах будет выглядеть складом грязной посуды, вы все равно выиграете, потому что вам уже не придется очищать стол. Вам останется только посуда, а она у вас и так есть. Если, конечно, ее мытье не выберет кто-то из домашних.

2. Если ребенку нравится вытирать пыль, предложите вытирать окна или подоконники. Причем важен небольшой объем Работы, результат которой будет виден сразу. И не просто вытирать, а следить за тем, чтобы они всегда были чистыми. В нашем с вами случае важно, чтобы у ребенка сформировалась привычка не столько к деятельности, сколько к получению результата. А также к ответственности — наверное, самому важному навыку и пониманию, которые предстоит постичь ребенку.

3. Пусть дети участвуют в процессе выбора обязанностей. Это игра, а не принудиловка. Если вам кажется, что для самого маленького члена семьи обязанностей не находится, что он слишком Мал, чтобы взяться даже за самое простое, разбейте несколько дел На Маленькие части. И предложите взять что-то небольшое.

4. Помните, что, распределяя домашние обязанности, вы делаете подарок не только себе, но и своим близким. Ваши сэкономленные время, силы, нервы будут теперь принадлежать им, а не бесконечному быту.

Воспитатель . Теперь осталось только расписать (если дети могут писать, пусть это делают самостоятельно), кому и какие обязанности нужно будет выполнять. Малышей попросите нарисовать картинку, соответствующую выполняемой работе, например рыбку, что будет означать «кормить рыб».

Пунктов не должно быть много. Когда они будут выполняться с легкостью и постоянством, можно будет предложить выбрать еще по одному небольшому заданию. Не нагружайте сразу. Дайте почувствовать удовольствие от процесса и результата.

7. Игра «Угадай»

Члены микрогрупп изображают свои обязанности в виде символа и предлагают остальным участникам игры отгадать, что это за обязанности.

Воспитатель. Обычно на ежедневные обязанности у детей- дошкольников уходит в среднем от 10 до 20 минут, а у более старших — от 30 минут до часа.

Покажите детям, как это можно делать быстрее (в идеале они поймут сами), в этом случае у ребенка будут уходить на выполнение считанные минуты.

Повесьте список на видное место, чтобы в ответ на ваш вопрос: «Какие у вас сегодня обязанности?» — дети могли подойти и посмотреть, если забыли.

Вывешенные на видное место списки играют и дополнительную роль. Они делают ваши обязанности — и родителей и детей - прозрачными. Каждый знает не только то, за что отвечает сам, но и то, за что отвечает другой. Например, папа или мама. Будьте готовы к тому, что дети напомнят вам о ваших обязанностях так же, как это делаете вы. Будьте готовы к тому, что вам придется делать все вовремя. Вы же хотите воспитать в детях самодисциплину? Так начните с себя. Чтобы у ребенка не было повода упрекнуть вас в недобросовестности, в невыполнении договора.

8. Страничка «Нам пишут»

Воспитатель . Последняя страничка — «Нам пишут». Выдержки из писем нам зачитают наши родители.

Письмо 1. Первый раз вместе с мамой

Не стоит думать, что ребенок сразу возьмет и сделает то, что Вы ему поручили. Пройдите с ним первый раз каждую обязанность с начала и до конца.

Нужно вытереть пыль с подоконника? Покажите, где лежит тряпочка и где она будет ждать ребенка с этих пор, покажите, что ее нужно намочить, выжать, вытереть пыль, потом снова промыть, выжать, и только тогда работа будет закончена. Ребенок имеет право знать, как делать правильно и как убирать за собой инструменты после работы.

Если Вы решили поручить двенадцатилетнему ребенку стирку белья в машине-автомате, объясните предварительно, как сортировать белье, зачем выворачивать некоторые вещи наизнанку, какие кнопки отвечают за стирку, а какие — за отжим. Даже если он много раз видел эти манипуляции в вашем исполнении, пройдите с ним все шаги заново, чтобы потом не отчитывать ребенка за то, что сами не догадались объяснить.

Письмо 2. Каждому «спасибо» — свое время и место

Обязательно хвалите, награждайте своим вниманием, отмечайте, насколько это важно лично для Вас, как много времени и сил помогают экономить дела, которые дети взяли на себя. Особенно на начальном этапе!

Некоторые мамы могут возразить: зачем же я буду хвалить? Ведь меня никто не хвалит за то, что я ежедневно готовлю на всех завтрак, обед, ужин. Да и за чистую посуду никто спасибо не говорит... Не говорит — значит, не приучили. Благодарность, как и любой другой навык, можно сформировать. Говорите спасибо своим детям за их труд, за быстрое исполнение обязанностей. Но говорите, если этот труд действительно помог вам и вашей семье.

Слова благодарности, похвала имеют великую силу. Но тогда, когда звучат к месту и ко времени. Когда Вы показываете, что на самом деле оценили помощь, что она заметна глазу, что есть результат, который очень всем нужен.

Письмо 3. Процесс пошел!

Приготовьтесь к тому, что первые две недели вам понадобится напоминать ребенку о том, что именно эти обязательства он на себя взял. Не пропускайте ни одного дня. Следите больше не за ребенком, а за собой. Ваша задача — помочь ему создать привычку, как чистить зубы по утрам или заправлять постель.

Вашим девизом должно стать «Сначала обязанности по дому, а потом все остальное!». Пусть дети приучаются, что игры следуют после необходимых по дому дел.

Разумеется, могут быть исключения. Не стоит вводить террор. Если сегодня ребенок пришел уставшим и хочет выспаться, стоит пойти ему навстречу. Но он должен помнить, что его обязанности из-за этого никто отменять не будет. Они останутся при нем. И должны быть выполнены в ближайшее время.

Разве мама уйдет в гости, не позаботившись предварительно о том, что будут есть в ее отсутствие дети? Разве она не начнет мыть посуду, если все тарелки грязные и просто-напросто есть не из чего? Это ее обязанности и желание сделать что-то нужное и важное для своих близких.

Так же и дети. «Что сегодня сделал для дома ты? Я сделала это и вот это. А ты что?» Пусть ребенок привыкает, что он точно такой же член семьи со своими правами и обязанностями. Что он точно так же вносит свой вклад в общий уклад жизни. Что от него зависит многое. И это многое он может дать, получив свою порцию благодарности и ощущение нужности.

Письмо 4. Обратная связь

Нелишним будет периодически проводить семейные опросы. Вам нужно знать, что думают по поводу ваших преобразований домочадцы. Не дожидайтесь, пока ситуация станет взрывоопасной и дети взбунтуются и потребуют «прекратить это издевательство». Спрашивайте, устраивает ли их то, что сейчас происходит, как они к этому относятся. Справедливо ли все это?

Ведь Вы создаете эту систему не только для себя, но и для всей семьи. Вы не командир отряда, приказы которого не обсуждаются. Вы — мудрый руководитель. Ваш метод — мотивация, а не муштра. Поэтому Вашей второй натурой должна стать гибкость и мудрость. Они приходят, если слушаешь не только свои желания, но и желания родных.

Воспитатель. Помните, что, создавая систему и отслеживая на первых порах ее работу, вы выстраиваете фундамент из умений, которые пригодятся вашему ребенку во взрослой жизни. И эта конструкция должна быть не только прочной, но и очень гибкой. Не стоит требовать выполнения одних и тех же обязанностей. Они могут варьироваться, меняться, обретать игровую форму, чтобы не надоели своим однообразием. К тому же вы сможете провести ребенка через все этапы ведения домашнего хозяйства, чтобы, став взрослым, он однажды не опустил руки со словами: «Наверное, я никогда не научусь с этим справляться...»

Нет и не может быть ленивых детей. Есть родители, которым недосуг превратить воспитательный процесс в увлекательную и полезную игру.

IV. Заключительная часть

Воспитатель. Просмотрена последняя страничка журнала. Какие у вас появились вопросы? (Если есть вопросы, отвечает.) Презентация прошла. По домам идти пора. До свидания!

Задачи собрания:

  1. Обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребенка в семье и школе.
  2. Доказать родителям необходимость формирования у ребенка трудовых обязанностей в семье и школе.

Вопросы для обсуждения:

  1. Труд и его значение в жизни ребенка.
  2. Значение примера семьи и школы в воспитании трудовых навыков ребенка.
  3. Трудовые усилия ребенка и их оценка в семье и школе.

Ход собрания

(Cлайд 2) "Самоё воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно должно ему дать возможность отыскать для себя труд в жизни." (К.Д.Ушинский).

Многих родителей интересует вопрос – когда начинать трудовое воспитание ребенка ? И нужно ли оно вообще?

Первое трудовое воспитание ребенка происходит тогда, когда он начинает понимать, что вокруг все близкие что-то делают. (Слайд 3) Сестра моет посуду, мама моет полы, папа ремонтирует машину. И чем слаженней выполняется домашняя работа, тем скорее ребенок захочет проявить свое участие в ней.

Конечно, любую работу взрослый сделает быстрее и качественнее без “помощи” ребенка. Но совместный труд просто необходим для его воспитания .

Помните о похвале, это очень важно в процессе воспитания ребенка !

Чем старше становится ребенок, тем больше трудовых поручений он сможет выполнить. Но задача каждого родителя сделать так, чтобы он делал это с удовольствием(слайд 4). Поэтому трудовое воспитание детей должно быть ненавязчивым. С помощью труда можно сформировать у детей как положительные, так и отрицательные качества личности. Дело не только в труде, так таковом, сколько в его сочетании с другими видами деятельности воспитанников и в условиях, в которых он осуществляется.

В труде проявляются особенности поведения ребенка – активность, стремление к самостоятельности, утверждение своих позиций и др.

Основное назначение трудовой деятельности состоит в том, чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру, что предполагает проявление забот о себе, об окружающих.

Основы трудового воспитания закладываются в семье. (Слайд 5) Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.

Основная задача семьи школы в области трудового воспитания – организовать деятельность ребенка, так, чтобы она оказала на него максимальное воспитательное воздействие

Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. Умение правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе. Выполненное дело должно доставлять удовлетворение, а не создавать комплекс неполноценности.

Вы дали ребенку поручение, а он не успел его выполнить. Как поступить? Сказать: "Ты все еще подметаешь? Отойди, я сама. Сто лет будешь возиться". Ни в коем случае! Лучше всего дать добавочное время. Можно, конечно, и мирно предложить свою помощь: "Ну, как у тебя дела? Давай вместе, хочешь?" Но если вы сумеете набраться терпения и дадите сыну или дочери довести начатое до конца, это правильнее.

Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а в месте с ней – привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы: "Ты отдохни – я сам почищу картошку".

Слишком часто родители не замечают, как стремятся навязать ребенку свой образ мыслей и действий. Взрослые привыкли заставлять себя заниматься не совсем приятными вещами и передают ребенку свое собственное отношение к таким скучным (с их точки зрения) занятиям, как мытье посуды, чистка обуви.

Однако ребенку интересно узнать, как добить того, чтобы тарелка под струей воды заблестела. Внутренний интерес к делам, которые взрослым кажутся незначительными, отражает знаменитое "Я сам", но мы его постепенно заглушаем.

Практика показывает, что основной причиной, сдерживающей привлечение детей к труду, является длительная опека.

Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на "жертву": всю домашнюю работу берут на себя.

– Почему я?! – возмущается ребенок, когда ему поручают какое-нибудь дело.
Как случилось, что и в благополучных и в неблагополучных семьях дети отвечают одинаково?
Причин здесь несколько.

Первая причина – мы хотим, чтобы детям жилось лучше, чем нам, и освобождаем их от всякой трудовой нагрузки, от всяких обязанностей, почему-то думая, что жить "лучше" – это значит жить ничего не делая.

И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье.

Вторая причина – резко упала нравственная ценность труда в нашем обществе.
В этих условиях борьба за душу ребенка, за его трудовое воспитание становится особенно острой.

Мы должны приучать ребенка делать любую домашнюю работу, независимо от того, грязная она или чистая (Слайд 6).

Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, родители воспитывают привычку трудиться, заботится о близких. У ребенка непременно должны быть постоянные обязанности – только при таком условии труд станет воспитательным средством. Постоянные обязанности способствуют воспитанию ответственности. Эффективность воспитания трудолюбия обеспечивается в семьях, где каждый имеет постоянные обязанности.

Надо, чтобы мальчики и девочки одинаково учились делать все необходимое по хозяйству и не считали бы выполнение этого дела чем-то недостойным себя (Слайд 7). Кто наблюдал за детьми, тот знает, что в раннем детстве мальчики так же охотно, как и девочки, готовы помочь матери готовить, мыть посуду, делать любое дело по хозяйству. Но обыкновенно в семье с самых ранних лет начинают проявлять разницу между мальчиками и девочками. Девчонкам дают поручения мыть чашки, накрывать на стол, мальчишке говорят: "Что ты все в кухне толчешься, разве это мужское дело?".

В трудовом воспитании детей важен пример. (Слайд 8) В семьях, где мать, вернувшись с работы, проводит время на кухне, а отец читает газету или смотрит телевизор, сложно добиться успеха.

Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями. Важно помочь ребенку научиться различать понятия "можно", "надо", "нельзя". С этой целью необходимо приучать его делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что надо. Предъявите сыну и дочери условное требование: "Не будешь смотреть телевизор, пока не приведешь в порядок в своей комнате". Причем родителям следует проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребенка не станет привычкой сначала делать то, что "надо", а потом то, что "хочу". Приучать ребенка к слову "нельзя" – значить приучать его сдерживать свои желания, т.е. развивать самоорганизацию, самоконтроль, контроль, которые имеют огромное значение в развитии волевых качеств

Желание трудиться само не приходит. Нужно воспитывать привычку к труду с первых дней жизни?

Как можно раньше необходимо, чтобы ребенок почувствовал, что он не только объект любви и внимания, но и член семьи, от которого тоже ждут помощи, что она нужна, просто необходима. Именно это сознание формирует настоящего человека.

Когда ребенок увлеченно трудится вместе с папой и мамой, радость от этого остается на всю жизнь (Слайд 9)

Принимать его помощь надо с благодарностью (что, кстати, и в нем воспитывает это чувство) и все время помнить, что именно в эти минуты в ребенке растет настоящий человек. Все родители, у которых дети выросли помощниками, приучали их к труду с самого раннего детства.

Как только вы, занявшись домашними делами, отсылаете ребенка: "Иди, играй", – помните, что вы укладываете еще один кирпич в воспитание его эгоизма и одиночества.

"Только бы хорошо учился, а все остальное мы берем на себя!" – еще один из принципов неправильного воспитания.

Опытные родители никогда не станут делать за ребенка то, что он может и хочет сделать сам. Неопытные родители поступают наоборот. И когда это повторяется сотни раз, у ребенка вырабатывается привычка ничего не делать самому. Затем он начинает командовать (а что ему еще остается). Если ребенок видит в нас не равного себе человека, а существо, которым можно помыкать, у него неизбежно возникают привычки капризного тирана или безвольного эгоиста

Еще худший вариант, когда к труду приучают силой. У каждого ребенка должны быть свои обязанности по дому. Однако нельзя требовать, чтобы ребенок сразу делал все так, как надо. Любая нагрузка должна возрастать постепенно. Нельзя сразу предъявлять большие требования, они могут быть невыполнимыми, что вызывает негативное отношение к делу.

Принуждать что-нибудь сделать криками и угрозами, все равно, что превращать труд в повинность. В этом случае все усилия напрасны. Если отсутствует радость труда, то такой труд не несет в себе воспитательной силы, а противодействует ей.

Обучение трудовым умениям идет быстрее, если ребенка не наказывают, а мягко поправляют. Если хотите вырастить “тупицу” – наказывайте. Если у ребенка появилось желание, то он и горы свернет, а если нет, то сделает так, что лучше бы и не делал.

Труд для ребенка должен быть интересным, поэтому вносите в труд элементы игры. Человеку легко дается то, что он много раз делал, поэтому ребенка надо приучать к самому разнообразному домашнему труду.

Детей желательно постоянно знакомить с трудом взрослых. Ребенок, который привык трудиться, как правило, хорошо и успешно учится.

И в заключении несколько советов:

Советы родителям (слайд 10)

  1. Будьте последовательны в своих требованиях.
  2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.
  3. Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.
  4. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.
  5. Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей. В родительский дневник (слайд 11)
  6. Тактично оценивайте результаты труда ребенка.

В родительский дневник (слайд 11)

Ну и для снятия напряженности такие шуточные стихи о семье.

Родительское собрание на тему: «Формирование трудолюбия у дошкольников» в средней группе

Цель: Привлечь родителей к вопросу трудового воспитания дошкольников.

Задачи: Расширять представление и обогатить педагогические умения

родителей по вопросам как знакомить дошкольников с трудом взрослых;

вовлечь родителей в обсуждения педагогических ситуаций; увлечь родителей

разнообразными способами работы во время коллективных встреч.

Подготовительная работа:

  1. Анкетирование родителей

3.Подготовить педагогические ситуации.

Повестка собрания:

  1. Пословицы о труде. Отв. родители.
  2. Мастер класс "Символ года". Отв. воспитатель Короткова Т.В.
  3. Выступление на тему: «Формирование трудолюбия у дошкольников». Отв. воспитатель Сорокина Ю.П.
  4. Разбор педагогических ситуаций. Отв.воспитатель Короткова Т.В..
  5. Памятки родителям по трудовому воспитанию. Отв. воспитатель Сорокина Ю.П.

Здравствуйте, уважаемые родители! Нам очень приятно, что вы нашли время и посетили наше родительское собрание. Сегодня мы будем говорить на тему: «Формирования трудолюбия у дошкольников».Эпиграфом к нашему собранию мы выбрали слова К.Д. Ушинского: « Лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание трудолюбия, которое является одним из важнейших условий человеческого счастья».

- Давайте вспомним пословицы о труде: (Родители продолжают пословицу)

Пословицы о труде

Труд человека кормит, а лень портит

Кто любит трудиться, тому на месте не сидится

Скучен день до вечера, коли делать нечего

Пролениться - и хлеба лишиться

Терпение и труд все перетрут

Умелые руки не знают скуки

Работе время, а потехе час

Судят не по словам, а по делам

Без труда не вынешь и рыбку из пруда

Что делано наспех, то и сделано насмех

Дело мастера боится

Было бы терпенье - будет и уменье

Мастер класс "Символ года"

Приложение №1

«Формирование трудолюбия у дошкольников»

Одно из главнейших качеств, которое мы должны воспитать в наших детях, - это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудиться в одной из сфер общественного производства. Труд должен стать жизненной потребностью подрастающего гражданина России.

Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья - дружный трудовой коллектив.

В семье, где правильно организовано хозяйство, в доме всегда чисто, каждой вещи отведено место, для каждого вида работы есть необходимые орудия труда. Трудовые обязанности распределены так, что каждый член семьи загружен соответственно своим силам и возможностям. Тяжелые работы выполняются сообща, неприятные - поочередно. Дети обязательно участвуют в домашнем труде. По мере роста и приобретения трудового опыта усложняются их поручения и обязанности. Все члены семьи спокойно, в хорошем настроении, без нервозности и суетливости, добросовестно выполняют свои обязанности. У старших это привычка - у младших подчинение семейной традиции.

В условиях хорошо организованного семейного хозяйства ребенок сравнительно легко, без усилий над собой, подчас отказываясь от соблазнительных желаний, выполняет свои обязанности по дому. Он радуется своевременно и качественно выполненной работе. У него укрепляется потребность выполнять работу только хорошо, потому что в семье так заведено, потому что все так выполняют свои обязанности.

В детском саду воспитание трудолюбия у детей идет по четырем направлениям:

Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей)

Хозяйственно-бытовой труд

Труд в природе

Ручной труд (работа с бумагой, с природным материалом)

Все виды труда организовываются в форме поручений, дежурства, коллективного труда.

Уважаемые родители!

Наша задача учить детей любить землю, трудиться, созидать, а не разрушать, формировать личность, умеющую преодолевать трудности и добиваться результатов на пути к цели, учить детей ценить жизнь и приносить радость людям, это и есть основа нравственности, подготовка их к самостоятельной жизни.

Педагогические ситуации

Первая ситуация. Вале 6 лет, дома у нее есть свои обязанности, обычно она не забывает их выполнять. Родители строго контролируют дочь. Одна из обязанностей девочки - одевать и раздевать свою двухлетнюю сестренку перед прогулкой и после, перед сном (в выходные дни и по вечерам). Но как-то девочка забыла положить на батарею варежки сестренки и поставить на место сапожки. Мать рассердилась: «Я тебя приучу к порядку, будешь сегодня посуду после обеда мыть, и чтобы чисто вымыла, проверю!» Валя очень боится гнева родителей и наказания, поэтому покорно выполняет требования матери.

Вопрос: Как вы оцениваете методы воспитательного воздействия на Валю матери? Посильны ли обязанности, выполняемые Валей, для ее возраста? (Нельзя наказывать ребенка трудом, это не способствует воспитанию у ребенка желания трудиться, напротив, тормозит развитие трудолюбия. Трудовые обязанности должны быть посильными, соответствовать возрастным особенностям. Нужно создавать условия, чтобы работа была в радость. Контроль и требовательность должны быть в меру.)

Вторая ситуация. Шестилетняя Маша не любит убирать свои вещи и игрушки, а поручения мамы выполняет нехотя, небрежно, с оговорками «Потом, уже некогда, спать пора» и т. п.

А я сегодня в детском саду малышам помогала одеваться! - девочка явно гордиться своим поступком.

Молодец! - говорит мама. - За это сегодня можешь не помогать мыть посуду.

Иногда мама освобождает дочь от трудовых обязанностей за то, что та слушалась бабушку, или за то, что старательно занималась в детском саду.

Вопрос: Целесообразно ли, по вашему мнению, применение такой формы поощрения, как освобождение ребенка от трудовых поручений? (Нет. Это тормозит воспитание трудолюбия, способствует проявлению лени, снижает чувство ответственности за выполнение постоянных обязанностей.)

  • Приобщать ребенка к трудовым делам семьи как можно раньше;
  • Закрепить за дошкольником постоянные обязанности, за выполнение которых он несет ответственность;
  • Не допускать отступлений от принятых взрослыми требований, иначе ребенок будет уклоняться от выполнения своих обязанностей;
  • Не наказывать ребенка трудом: труд должен радовать, приносить удовлетворение;
  • Учить ребенка трудиться, прививая ему элементарные навыки культуры трудовой деятельности: рациональные приемы работы, правильное использование орудий труда, планирование процесса труда, завершение труда;
  • Не давать ребенку непосильных поручений, но поручать работу с достаточной нагрузкой;
  • Не торопить, не подгонять ребенка, уметь ждать, пока он завершит работу сам;
  • Не забывать благодарить ребенка за то, что требовало от него особых стараний;
  • Сделанное своими руками ребенок ценит и бережет, поэтому необходимо привлекать его к общественно полезному труду. С этого начинается воспитание бережного отношения к общественному достоянию

Решение собрания:

1. Определить детям постоянные трудовые обязанности, которые будут им по силам.
2. Не прибегать к наказанию трудом.
3. Приучать детей к бережливости, учить ценить свой и чужой труд.
4. Воспитывать у детей уважение к любому труду, необходимому людям.
5. Принимать активное участие в совместной воспитательной работе по трудовому воспитанию учащихся.

«СЕМЬЯ + ДЕТСКИЙ САД = УСПЕХ».

Уважаемые родители, помните, что только труд поможет детям вырасти самостоятельными, дисциплинированными, ответственными членами нашего общества.

Дорогие родители, на этом родительское собрание закончено. Пусть ваши дети растут трудолюбивыми.

Конспект

родительского собрания

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

Раздел: «Труд»

Тема: «Трудовое воспитание дошкольника»

Возрастная группа: средняя

Провели воспитатели:

Короткова Т.В.

Сорокина Ю.П.

Приложение

Аппликация из цветной бумаги «Петушок - золотой гребешок».

Описание: Хочу предложить сделать с детьми аппликацию из цветной бумаги. Петушок получается яркий, красочный.
Цель: изготовление интересных работ из цветной бумаги.
Задачи: научить подбирать цветовую гамму бумаги для аппликации; развивать воображение, фантазию, творчество; воспитывать усидчивость и аккуратность во время выполнения работы.
Материалы и инструменты необходимые для изготовления аппликации: картон, цветная бумага, клей, шаблоны, образец работы.

Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку.
Спозаранку я встаю,
Звонким голосом пою.
Травку разгребаю,
Зёрна собираю.
У меня есть гребешок,
Кто я дети?……
(петушок)

А в деревне у меня
Есть чудесные друзья.
Это Петя-петушок,
Ярко-красный гребешок.
Он важно ходит по двору
И кричит ку-ка-ре-ку.
А взгромоздившись на плетень,
Встречает звонко новый день.
Лишь только солнышко взойдет,
Ему он песню пропоет!
Подруга же, курочка, его
Кудахчет тихо ко-ко-ко.
И яйца целый день несет,
Пока ей петушок поет.
А после водит гулять в сад
Пушистых,желтеньких цыплят,
Что скачут резво тут и там,
Устроив желтый тарарам!!!
Вот гуляет петушок -
Ярко красный гребешок.
Перья жаркие горят!
Как красив его наряд!
(Склярова Ю.)

О ком рассказало стихотворение? Правильно, это петушок. Хорошо летом в деревне. Только солнышко появилось на горизонте, слышишь песенку петуха. Кричит петушок «Ку-ка-ре-ку» и будит всех вместо будильника.
Петушок, петушок
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шёлкова бородушка.
Что ты рано встаёшь,
Деткам спать не даёшь?

Мы с вами сегодня сделаем петушка из цветной бумаги. Во время выполнения аппликации мы будем пользоваться клеем и кисточкой для наклеивания деталей, давайте вспомним - как мы работаем кисточкой: у нас на столах лежит тряпочка кто скажет для чего она нужна, молодцы ребята а теперь приступаем к аппликации.

Выполнение аппликации:

Чтобы символ нового 2017 года был благосклонен к вам, и Огненный Петух оберегал все дни, лучше всего задобрить петушка поделкой, исполненной своими руками.

  1. У вас на столах на поддоне лежат детали для выполнения работы.

  1. Для выполнения нашей работы мы должны взять основу конус желтого цвета и склеить его.

  1. Далее приклеиваем голову глазки клювик.

  1. Красный гребешок приклеиваем на голову.

В гостях у сказки
Раз, два, три, четыре, пять -
Любим сказки мы читать.
Царевна-Лягушка, Конек-Горбунок,
Мышка-норушка и Колобок.
Курочку Рябу назвать еще надо -
Героев из сказок вспомнить мы рады!
(Разжимают пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого пальца.)


  1. Клеим бородку.

  1. Приклеиваем крылышки.

8.Оформляем разноцветный хвост петушка, начинаем с большого пера.

Завершение:
Носит важно петушок
Яркий красный гребешок.
Раньше всех встает с утра.
Всем кричит: — Вставать пора!
Кукарекает, поет,
Спать селу мешает.
На работу всех зовет.
Утро пробуждает.

Рефлексия : Дети кого мы с вами сего клеили? Вам понравилась ваша игрушка? Молодцы ребята вы справились с работой.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»