Малиновый пиджак как символ ушедшей эпохи. Малиновый пиджак как символ ушедшей эпохи Кто носил малиновый пиджак в 90

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Что отличает нового русского эпохи 90-х от российского бизнесмена наших дней? Проведем ассоциативный ряд. Первое, что приходит на ум: мобила размером с тапок, толстые и кресты на груди, барсетки, машины отечественного производства у тех, кто победнее, и черные иномарки для настоящих богачей. Но самое главное - это малиновые пиджаки. Только в таком образе пузатые и лысые нувориши выглядят именно так, как подобает в их статусе.

Да, в настоящее время, малиновый пиджак, действительно, является характерной чертой давно ушедшей эпохи финансовых пирамид, бурной деятельности русской мафии, развития рыночной торговли, отказа от цензуры на телевидении и в прессе, снижения уровня жизни среднестатистического населения и расцвета проституции, алкоголизма, наркомании… Да, это были наши 90-е. Но вернемся к новым русским и их стилю.

Малиновый пиджак не случайно появился на прилавках торговых точек и в дорогих бутиках столицы. Согласно истории, в начале 90-х, а именно в 1992 году Модный дом Версаче продемонстрировал миру новую коллекцию, основным акцентом которой были пиджаки малинового цвета. Нувориши, ранее не следившие за тенденциями моды и не имевшие в своем кармане больших сумм денег, решили, что статус нужно подчеркнуть ярким и запоминающимся образом. Так, те, кто побогаче, приобретали оригиналы от Версаче, начинающие же предприниматели и бандиты довольствовались китайскими копиями. Так малиновый пиджак стал униформой новых русских. Дизайнеры бывшей Всесоюзной республики (Слава Зайцев, например), также трудились во благо бандитов, пошивая все новые и новые модели одежды.

Чем дополняли свой новый образ бандюганы из 90-х? Особенно дерзкие и смелые не боялись сочетать малиновый пиджак со спортивными штанами от "Adidas" и классическими туфлями из искусственной кожи. Те же, кто был приближен к элите, не позволяли себе такой роскоши и обходились черными брюками, но никогда не забывали о золотых украшениях и барсетке.

Вообще, пиджак лишь является символом эпохи, на самом же деле о стиле и жизни новых русских начала 90-х можно говорить много. Так, например, все они строили одинаковые дома из красного кирпича, подобные замкам. До сих пор подобные строящиеся архитектурные сооружения можно встретить в дачных поселках близ города. При выборе машины нувориши фантазию тоже не проявляли. Как правило, богатые братки приобретали себе модели, BMW или же старый добрый ВАЗ-21099.

Возвращаясь к моде, стоит упомянуть о том, что в силу всем известных политических событий, "железный занавес" был открыт, в страну начали активно ввозить дешевые товары низкого качества из Турции и Китая. Жадные до новинок бандиты и их жены активно приобретали модный хлам и считались законодателями стиля всея Руси. Туфли-лодочки на тонкой шпильке, из разнообразных синтетических материалов, джинсы-варенки неизвестных миру фирм и многое другое. Помимо всего прочего на рынках и в магазинах появились детские игрушки из Китая, американская (которая и до сих пор популярна) и много другое, о чем сейчас все мы вспоминаем с некоторой ностальгией.

Конечно, и сейчас малиновый пиджак купить можно в любом модном отделе (благо, мода циклична), но той эпохи уже не вернуть. 90-е остались в истории.

Модный малиновый пиджак, о котором пойдет речь в этой статье, – это совсем не то бархатное великолепие, которое носили в 90-х. Сейчас это, по большей части, женский элемент гардероба, и демонстрирует он скорее не «крутость» обладательницы, а ее утонченную изысканность и умение умело обращаться с вызывающими, насыщенными тонами.

Уже который год пиджак малинового цвета не сходит со страниц каталогов модных домов, а также бюджетных марок одежды. Его можно увидеть и в коллекции от Armani, и на вешалке в магазине Zara. Причем, что наиболее примечательно, женский малиновый пиджак можно повсеместно заметить на улицах города. Из огромного разнообразия цветов, которые в начале весенне-летнего сезона попадают в бутики, девушкам приглянулся именно этот насыщенный розовый оттенок. Но одно дело купить приглянувшуюся вещь, а другое – включить ее в свой активный гардероб. Так что давайте разберемся, с чем носить малиновый пиджак и какие комбинации стоит исключить, чтобы не выглядеть нелепо.

Хорошие сочетания:

  1. С однотонным платьем-карандашом черного или белого цвета. Длина платья позволяет существенно разбавить яркость пиджака нейтральным тоном, а само цветовое сочетание малинового с белым и черным считается одним из наиболее стильных и довольно часто проскакивает в модных коллекциях от .
  2. С джинсами. Джинсовая ткань стандартного синего спектра является базовой для любых комбинаций и отлично компенсирует излишнюю яркость верха.
  3. С комбинезонами, платьями и длинными юбками цвета хаки. Особенно это касается темных оттенков малинового.

Неудачные сочетания:

  1. С мини-юбками и короткими платьями. Даже если по цветовой гамме идет идеальное соотношение, такая комбинация выглядит чрезмерно вызывающе, а соответственно, довольно безвкусно.
  2. С хлопковым низом ярких тонов. Насыщенно-синие брюки, бирюзовые юбки, ярко-розовые платья – все это может создавать некоторую аляповатость наряда. Но однозначно судить о таких сочетаниях сложно, так как все зависит от специфики оттенков и фасона пиджака.

Как ухаживать за малиновым пиджаком?

Стильный малиновый пиджак является стильным только до тех пор, пока он сохраняет равномерную насыщенность своего цвета. Поэтому так важно правильно подбирать средства для стирки, соблюдать температурный режим очистки, указанный на этикетке, и стараться избегать продолжительных прогулок в излишне солнечные дни.

Зачастую можно увидеть посты о моде разных лет, но одну эпоху почему-то обходят вниманием. А эпоха, надо сказать, более чем колоритная...

Мода 90-х в России — это очень сложные и, в то же время, интересные и незабываемые времена. Людям жилось сложно, но одеваться хорошо любили все, поэтому тогда носили то, что завозили из заграницы.

Иногда российскую моду 90-х называют "шокирующей", так как глядя сегодня на фото из прошлого, невольно думаешь: "Да как такое вообще можно было носить?!"

Неотъемлемой частью гардероба 90-х была одежда в стиле диско, рока, панка и рэпа. Вспомните группу «Кар-Мэн», Богдана Титомира и то, как они одевались. Вот, кстати, фото крутых парней в стиле диско!

А вот клип группы "Кар-Мэн". А в каких трендовых очках Лемох! Среди тогдашних модников и модниц были популярны цветные лосины, резиновые кроссовки, объемные пуховики, треники, вареные юбки, джинсы и косухи.

Певица Наталья Ветлицкая, n_vetlitskaya 1994 год.

В то время, как некоторые фанатели от "Ласкового мая" и группы "Мираж", на западной сцене рулили Depeche Mode, Cure и Nirvana. Рок-фанаты зачесывали петушиные челки, надевали обтягивающие лосины и черные футболки, рисовали черные круги вокруг глаз и фотографировались на память.

Вот брутальные мужики все в значках — тоже тренд 90-х!

Модницы (платье с портретом!) на Красной площади в Москве, 1990 год.


Пара на Тверской улице в Москве, 1994 год.

В самом начале 90-х джинсы продолжали «варить» (начали еще в 80-х) — скручивали, перетягивали, вываривали в отбеливателе или уксусе. А затем еще и лейбл зачастую пришивали! Для пущей «крутизны». Символами времени можно назвать знаменитые джинсы Mawin («мальвины») и короткие джинсовые юбки с белыми оборочками и надписью Lambada!

Лосины/леггинсы носили все девушки! Несмотря на жутчайшее качество... Черные леггинсы были почти у каждой (даже у тех, кого природа обделила ровными ножками). А цветные (кислотные!) считались настоящимо «писком» моды — ярко-желтые, розовые, бирюзовые... А потом в моду вошли «дольчики» — цветные утепленные колготки. Самые стильные барышни носили «дольчики» в крупную полоску. Желательно очень яркой, контрастной расцветки.

Мисс КГБ-1990 - Екатерина Майорова. Все у нее по тем временам модное - и футболка с принтом, и джинсовая юбка.

Прозрачные колготки тоже были в моде. Но, конечно, они должны были быть с каким-то «прибамбасом» (в духе времени, в общем). Круче всего, если колготки были с цветочным орнаментом. А если среди орнамента еще и стразик найдется — то все, ты королева!

Уличный художник на Старом Арбате рисует девушку в спортивном костюме и туфлях, 1991 год.

Спортивные костюмы были популярны как среди женщин, так и среди мужчин. Но у последних пользовались особой любовью. В спортивных костюмах ходили на работу, на дискотеку и на свидания. Ох, а если там была заветная надпись — цены такому костюму не было!

К середине 90-х часть мужчин из спортивных костюмов переместилась в строгую одежду. Ну, как строгую... Оделись в пиджаки, в общем. Малиновые, правда. Сейчас про них ходят анекдоты. А тогда это было правдой жизни. Появились те, кто назвал себя «новыми русскими». Отличить их можно было как раз по малиновым пиджакам, черным брюкам и остроносым ботинкам. Ах да, про золотую цепь! Это тоже было важно, да. Другие цвета пиджаков были куда менее востребованы. Да и вообще, подавляющее большинство мужчин ходили в спортивных костюмах.

А если мужчина-модник не носил ни малиновый пиджак, ни спортивный костюм, то почти наверняка он не вылезал из свитеров с орнаментом. Кстати, девушки такими свитерами тоже не брезговали. Правда, среди представительниц прекрасного пола модно было носить искусственно вытянутые объемные — под лосины.



Бывший вокалист рок-группы «Звуки Му» Петр Мамонов в модном свитере, 1991 год.

Юбки становились все короче и короче! Помимо «ламбады», носили и узкие джинсовые юбки, плиссированные юбки на подтяжках и юбки-резинки. Последние также были самых разных кислотных цветов!

Художник-модельер, сын кутюрье Вячеслава Зайцева - Егор Зайцев, 1992 год. Естественно - в тренде!

Приобрёл такой вид, неизвестна. Возможно, такая мода - последствие дефицита товаров народного потребления (в том числе и одежды) времён «заката СССР ». Обладатели малиновых пиджаков таким образом подчёркивали, что могут позволить себе всё, что угодно. В 1992 году на Неделе высокой моды в Париже дизайнеры Versace показывают новую коллекцию: классические брюки и ярко-красные пиджаки. Не проходит и месяца, как подобные наряды появляются на новых русских.

1992-1994

Возможно и такое объяснение: при открытии границ России для импорта в ходе гайдаровских реформ начала 1992 года на дефицитарные российские рынки в первую очередь начали ввозить западные ширпотребные товары самого дешёвого сегмента, такие, как, например, женские туфли на каблуке-шпильке из клеенки бренда «Vigorous», спортивные штаны из тончайшего мнущегося нейлона ярких, кричащих цветов с полосой наискосок, идущей по ногам, и шоколадные батончики компании Mars . В начале 90-х россияне ещё не привыкли к разнообразию производимых в мире товаров народного потребления и ещё не построили в своём сознании шкалу «дешёвка / недорого-и-добротно / дорого-и-солидно / элитно». По инерции советских времён любой импорт воспринимался как нечто престижное. Стоит отметить, что в СССР во многих категориях товаров народного потребления не было такого расслоения на категории, которое общепринято в капитализме и является азами маркетинга.

Престижность любого импорта пересиливала даже каноны. Например, женского костюма о несочетаемых цветах и несочетаемых элементах стилей (классика / спортивный).

Малиновые же пиджаки (встречались и зелёные, и рыжие) были как раз из числа первых мужских импортированных товаров. Таким образом, ношение малинового пиджака мужчиной примерно соответствовало ношению женщиной костюма из описанных выше спортивных штанов и туфель на шпильке от Vigorous, что встречалось в то время.

1994-1998

Сначала такие пиджаки встречались нечасто, потом их стали носить все, кто хотел создать себе имидж «нового русского». Мода превратилась в фарс , «малиновый пиджак» перекочевал в анекдоты . А солидные мужчины вновь облачились в традиционные цвета: серый, чёрный, бежевый и «в полосочку».

В 1996 году малиновый пиджак стал признаком выходца из низов, как правило, в возрасте до тридцати лет, необразованного (и при любом другом социальном строе не имеющего никаких перспектив), внезапно получившего значительный доход. В романе «Чапаев и Пустота » малиновые пиджаки носят сутенёры и торговцы кокаином , в следующей жизни ставшие быками на скотобойне.

Мода на малиновые пиджаки прошла в августе 1998 года, после краха ГКО . Сам крах ГКО никак не повлиял на моду, повлияло общее развитие капитализма в России и насыщение российских рынков товаров народного потребления товарами всех ценовых категорий, в том числе теми товарами, которые относились к престижным и элитарным и в странах Запада. В условиях такого развития рынков малиновые пиджаки канули в Лету, как и женские комбинации из дешёвых спортивных штанов с дешёвой же обувью классического стиля.

Источники и примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Малиновый пиджак" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Пиджак (значения). Пиджак (от анг … Википедия

    Малиновый (#DC143C) Малиновый Цветовые координаты HEX #DC143C RGB¹ (r … Википедия

    Малиновый пиджак непременный атрибут новых русских в начале 1990 х годов, наряду с золотой цепью на шее. В таком виде они показаны в нескольких романах и фильмах об этой эпохе. Причина, по которой обыкновенный мужской костюм приобрёл… … Википедия

    Эта статья о телевизионной игре. О турнирах и о спортивной версии игры см. Что? Где? Когда? (спортивная версия). Запрос «ЧГК» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Что? Где? Когда? … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Малина (значения). Малина … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Марьина Роща. Район Марьина Роща Муниципальное образование Марьина Роща Ге … Википедия

    Малина обыкновенная Плоды малины Научная классификация Царство: Растения Отдел … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Марьина Роща. Район Марьина роща Муниципальное образование Марьина роща … Википедия

    Рисунок из журнала «Эксперт» Новый русский (новые русские) … Википедия

Есть несколько версий происхождения столь емкого и точного понятия, но существует бесспорный факт: 7 сентября 1992 года в статье газеты «Коммерсантъ» впервые был употреблен термин «новые русские» применительно к определенной группе быстро разбогатевших после распада Советского Союза людей. Стоит заметить, что в англоязычной форме словосочетание «New Russians» использовалось уже с 1990-х годов, поэтому здесь может идти речь и о калькировании иностранного выражения на русский язык.

Основоположником моды на малиновые пиджаки был Сергей Мавроди

К тому же, существует мнение о том, что «новые русские» — это своеобразное языковое обыгрывание французского слова «нувориш», которое дословно переводится как «новый богач». Интересная деталь заключается в том, что в конце XIX века, когда в Российской империи стремительно совершалась промышленная революция, в широкое употребление вошло слово «скоробогач» или «скоробогатый» — человек, сумевший нажить солидное состояние в ограниченные сроки. У всех этих терминов, однако, есть важная общая черта — они носят так или иначе негативный оттенок по отношению к своему объекту.

Типичный представитель «новых русских»

«Новые русские» появляются на закате позднесоветского общества. Первыми представителями этого общественного слоя были, так называемые, «цеховики» или владельцы нелегальных подпольных производств, занятых выпуском дефицитной продукции. В годы перестройки частная предпринимательская деятельность легализуется в формах кооперативного движения. В то же время на базе столичных райкомов ВЛКСМ создаются Центры научно-технического творчества молодежи (ЦНТТМ), которые стали первыми бизнес-структурами в СССР. ЦНТТМ положили начало процессу обмена номенклатурной власти на собственность, что позднее привело к значительному слиянию представителей бизнеса и власть имущих. В бизнес потянулись партийные работники, чиновники, энергичные хозяйственники, отставные офицеры армии, КГБ и МВД.

Слоган одной телепрограммы из 90-х: «Новая программа для новых русских»

Помимо выходцев из номенклатуры в бизнес устремились представители всех слоев общества. Предприимчивые инженеры, научные работники, врачи, учителя, спортсмены, обладавшие способностями к коммерческой деятельности, запасом энергии и честолюбием, открывали собственное дело.

В формировании зарождавшегося слоя предпринимателей приняли участие и представители криминальных структур, которые брали на себя функции охраны и покровительства (так называемое «крышевание»), требуя за это немалые суммы. «Крышевание», а также торговля нелегальными товарами и услугами (оружие, наркотики, устранение конкурентов и др.) стали способом накопления первоначального капитала, который переводился затем в формы легального бизнеса.

Никита Михалков в фильме «Жмурки» гениально сыграл типичного «нового русского»

«Новые русские» стали независимым, достаточно замкнутым социальным слоем, который в короткие сроки выработал свою идеологию, систему ценностей, сформировав таким образом уникальную субкультуру. Стоит отметить, что за годы советской власти предпринимательская традиция была практически утрачена и должна была возродиться фактически на пустом месте. Богатые традиционно воспринимались в русской культуре скорее негативно, всегда возникал неминуемый вопрос об источниках и методах обогащения, а профессионал в сфере торговли несколько пренебрежительно обозначался словом «торгаш».

Отношение нового русского к традиционному советскому человеку нашло свое оформление в слове «совок». Новый русский — индивидуалист, твердо стоящий на земле, чуждый различных интеллигентских «заморочек», вроде идеи бескорыстного служения на благо отчизны или непрактичности своего поведения. Демонстративные характеристики образа жизни «нового русского» противостоят советским традициям.

Образ «новых русских» обыгрывается в сериале «Бригада»

Однако сам мифологизированный персонаж «новый русский», герой многочисленных анекдотов, в большей степени связан с традиционными социальными группами исторической России. Это, в первую очередь, мещанство, представители которого при всех обстоятельствах, при любой власти обустраивают свой быт, стремятся обеспечить семью, детей, ближайшую родню всем необходимым. С другой стороны, в образе «нового русского» узнается традиционный русский разбойник, сорящий шальными деньгами, обменивающий презренный металл на шумный восторг и одобрение товарищей, собутыльников и клиентов.


Постановочный кадр, прекрасно отражающий некоторые реалии 90-х

Говоря о типичном представителе «новых русских», нельзя не упомянуть традиционные атрибуты этой социальной группы:

«Малиновый пиджак». Считается, что саму идею верхней одежды такого цвета «новые русские» заимствовали у игроков элитарного интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?» Однако здесь стоит также отметить необыкновенную жажду приобретения «брендовых» вещей, непосредственно от крупнейших модельеров мира. Так, в 1992 году Джанни Версаче представил свою новую коллекцию, в которой гвоздем программы стали как раз малиновые пиджаки, а после показа все уважающие себя российские бизнесмены посчитали обязательным одеться в «версаче». Малиновый пиджак стал непременным элементом гардероба практически любого нувориша. Малиновый цвет, вероятно, мог быть связан в сознании «новых русских» с блатным жаргонным словом «малина», обозначавшим воровской притон или вообще что-либо хорошее, удобное или вольготное.

Прическа «бобрик». Такой вид стрижки предполагает состригание волос в области висков и затылка, а при этом относительно длинные волосы остаются в виде челки, уменьшаясь к затылку. Считается, что подобный образ зрительно уменьшает объем головы и делает обладателя стрижки грубым и очень мускулинным. Вероятно, именно поэтому такой незамысловатый силуэт стал столь популярным среди «новых русских».

«Голда». Массивную золотую цепь на шее носили исключительно навыпуск, например, поверх шелковой рубашки. Отлично такую цепь дополняли увесистые перстни и браслеты.

«Ищу работу с риском» — такое объявление можно было встретить в газетах

«Распальцовка». Особая специфическая жестикуляция «нового русского». В воровском лексиконе часто используется жест «коза», при помощи которого выносится предупреждение собеседнику об угрозе выколоть ему глаза. Также весьма вероятно, что характерная «распальцовка» «новых русских» напоминает о своеобразном расположении пальцев при захвате пистолета: большой палец располагается на предохранителе, указательный палец на спусковом крючке, а безымянный палец сжимает рукоять.

«Котлы». Одним из основных атрибутов настоящего «нового русского» стало обязательное наличие дорогих швейцарских часов, например, марки Rolex. Особым почетом пользовались золотые часы, инкрустированные драгоценными камнями. Говоря о происхождении самого термина «котлы», можно привести несколько версий его происхождения. Поскольку большинство блатных выражений пришло из идиша, то и слово «котел» может быть того же происхождения, что означает круглую башню, на которой стоят часы. В английском воровском лексиконе есть термин «kettle banger» — вор, специализирующийся на краже часов. Слово «котлы» могло иметь и отечественную этимологию: в лагерях для заключённых начало обеденного перерыва обозначалось специальным сигналом, который воспроизводили с помощью посуды (кастрюль) наподобие колокола. В данном случае кастрюля — котёл. В итоге для заключенных слово «котлы» метафорически обозначало время, а позже это название приклеилось и к наручным часам.

Типичные «переговоры» в офисе «нового русского»

«Шестисотый мерседес». Модель Mercedes-Benz S600 стала визитной карточкой «новых русских». Флагман европейского автомобилестроения начала 90-х был мечтой представителей зарождавшегося отечественного бизнеса. Помимо «запорожца» «шестисотый» стал вторым автомобильным героем русского фольклора. В отличие от автомобилей BMW, которые называли «боевой машиной вымогателей», «шестисотый» получил достаточно нейтральную эмоциональную окраску. Стоит отметить, что первый в России мерседес принадлежал не бизнесмену, а политику — Владимиру Жириновскому.

«Капуста». Это слово в значении «деньги» появилось в воровском жаргоне наряду с терминами «вилки», «филки». Принимая во внимание наличие в обычном языке словосочетания «вилок капусты» (т.е. кочан), а также отдаленную схожесть такого вилка с пачкой купюр (особенно на срезе), можно понять происхождение этого термина. К тому же капуста — зеленый овощ, по цвету отсылающий к американской валюте «долларам» или «баксам». Один из остроумных эссеистов эпохи 90-х замечал: «Самоуверенный мистер Доллар, попав в нашу Зону и получив кликуху Бакс, теряет свою респектабельность и начинает вести себя непредсказуемым образом. Лимон в коробке из-под ксерокса совсем не то же самое, что миллион долларов в банке».



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»