Исследовательский проект «Кто такая Снегурочка? Кто такая Снегурочка и где её родители? Вопросы к сказке про Зиму и Снегурочку

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Конечно, наши самые любимые персонажи новогоднего праздника – это Дед Мороз и Снегурочка. Но если некие подобия нашего русского языческого Бога Деда Мороза под разными именами существуют во многих странах, то Снегурочка – наше чисто русское достояние, порождение великого и щедрого истинно русского духа.

Мы давно уже привыкли к ежегодному появлению этой сказочно прекрасной, вечно юной, веселой и бесконечно доброй русской Богини на новогодних торжествах и каждый раз с удовольствием скандируем: «Снегурочка! Снегурочка! Снегурочка!» И даже трудно представить, что на наш зов может никто не откликнуться.

Происхождение Снегурочки до недавнего времени было покрыто глубокой тайной. Всем известно, что она внучка Деда Мороза, но кто ее отец и мать до недавнего времени было известно весьма путанно и туманно. По этой причине редакция SuperCook.ru провела свои собственные фундаментальные научно-исторические исследования, наконец-то прояснившие эту великую древнюю тайну.


Наш всесильный русский языческий Бог Дед Мороз могуч и велик во всем, в том числе и в способности по-русски превелико выпивать – с божественным здоровьем у него все в порядке, никакие хвори и опьянения его не берут…

Однажды у великого русского Бога-Отца Деда Мороза и божественной Снежной Вьюги-Метелицы родился Бог-Сын Снеговик. По причине зачатия в состояниии крепкого новогоднего подпития родителей, он родился несколько слабоватым умом, но очень добрым и отзывчивым. Привычку выпивать он от Отца не перенял, потому совсем не пьет, а всякой еде предпочитает мороженое.

В один прекрасный момент у зимнего Бога-Сына Снеговика и русской богини Весны-Красны родилась дочка Снегурочка. Так как у непьющего Снеговика с божественной генетикой все в порядке, его дочка уродилась на славу!

Всем Снегурочка вышла – и перенятой от Весны-Красны невиданной божественной красотой, и умом, и сообразительностью, и перенятыми от Снеговика добротой и несклонностью к принятию алкоголя.

Божественные мамашки Бога-Сына Снеговика (сына Деда Мороза и Снежной Вьюги-Метелицы), и Богини-Внучки Снегурочки (дочки Снеговика и Весны-Красны) быстренько от этой развеселой разгульной новогодней компании разбежались и появляются там нечасто. Мудрая Весна-Красна предпочитает общаться с Дедом Морозом, Снеговиком и Снегурочкой лишь кратенько, перед самым наступлением весеннего тепла, когда наши веселые новогодние Бог-Отец Дед Мороз, Бог-Сын Снеговик и Богиня-Внучка Снегурочка уже собираются к отъезду на все лето в свою вотчину на Диком Дальнем Севере. А вот более смелая и решительная божественная Снежная Вьюга-Метелица эпизодически навещает своих новогодних родственников в течение всей зимы, да и летом тоже иногда заглядывает их проведать в северной Стране Вечных Снегов.

А вот что известно о Снегурочке из других, более ранних источников.

Образ Снегурочки не зафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

Сказки о Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867).

В 1873 году А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Первоначально пьеса не имела успеха у публики.


В 1882 году Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.

Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX - начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов (т.е. на самую главную ёлку Советского Союза).


История Снегурочки.

Снегурочка - русский новогодний персонаж. Она – уникальный атрибут образа Деда Мороза. Ни один его из младших или зарубежных собратьев не имеет такого милого сопровождения.

Образ Снегурочки – символ застывших вод. Это девушка (а не девочка) – вечно юная и жизнерадостная языческая Богиня, одетая только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается, хотя с середины XX века в ее одежде иногда стали использовать и голубые тона. Её головной убор – восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом. Современный костюм Снегурочки чаще всего соответствует историческому описанию. Нарушения цветовой гаммы встречаются крайне редко и, как правило, оправдываются отсутствием возможности изготовить «правильный» костюм.


Образ Снегурочки не зафиксирован в древнем русском народном обряде. Снегурочка – сравнительно недавнее достижение русской культуры.

Ныне часто фигурирует глубоко ошибочное, антинаучное мнение, будто образ нашей Снегурочки возник из образа некой языческой богини зимы и смерти Костромы.

Здесь вспомним, что в исторической науке существует термин «кабинетная мифология», в которой известные разрозненные факты искусственно «притягиваются за уши», мощно дополняются собственной фантазией "исследователя", и в результате возникает квазиисторическое сочинение в стиле фэнтези, не имеющее ничего общего с реальностью. Зачастую, такие ученые-мифологи работают под заказ властей – местных или государственных.

В исторической науке «кабинетная мифология» не вчера возникла и не завтра исчезнет. Во всех науках всегда были и есть любители посочинять отсебятину, не связанную с действительностью. Связь образа русской Снегурочки с Костромой была "найдена" костромскими краеведами, когда власти Костромы решили объявить свои места родиной Снегурочки.

Заметим, что якобы "древний" обряд, связанный с образом Костромы, был впервые отмечен и описан только в XIX веке, так что древность сведений о нем весьма невелика. Много позже из этих описаний местные костромские «кабинетные мифологи» сделали выводы, будто миф о Снегурочке возник из "древнего" славянского обряда похорон Костромы, который проводился крестьянами в местностях вокруг города Кострома.

Но рассмотрим, кто такая Кострома в этом обряде.

Мара

Слово «Кострома» имеет один корень со словом костер. По описаниям исследователей XIX века, в конце зимы чучело Костромы в разных деревнях крестьяне в окрестностях города Костромы хоронили по-разному. Соломенное чучело, изображавшее Кострому, радостно, с улюлюканьями и прибаутками или топили в реке, или сжигали.

Из добросовестных описаний исследователями XIX века видно, что обряд уничтожения чучела Костромы до мелочей повторяет существовавший с глубокой древности обряд праздничного уничтожения весной чучела надоевшей злой Зимы-Марены, в разных местностях также именуемой Морена, Марана, Морана, Мара, Маруха, Мармара.

Из описаний обряда отчетливо видно, что богиня зимы Кострома - не отдельное самостоятельное божество, а всего лишь местное (локальное) костромское имя общеславянской Марены (Мораны), языческой богини смерти, зимы и ночи.

Морана (Марана, Кострома…) олицетворялась в образе устрашающем: неумолима и свирепа, зубы ее опаснее клыков дикого зверя, на руках страшные, кривые когти; Смерть - черна, скрежещет зубами, быстро мчится на войну, хватает падших ратников и, вонзая в тело свои когти, высасывает из них кровь.

Марена

Множественность в русском языке имен Мораны-Костромы не удивительна. В XIX веке на Руси еще существовало множество местных особенностей русского языка, к середине ХХ века практически исчезнувших из-за введения единого стандартизованного образования. Например, один и тот же древний языческий праздник урожая, традиционно отмечаемый в день осеннего равноденствия, в разных местностях России именовался Вересень, Таусень, Овсень, Авсень, Усень, Осень, Радогощь.

Зима Марена

Сожжение чучела Зимы (Марены, Костромы и т.д.) – это проводы надоевшей зимы, практиковавшиеся по весне у всех народов Европы, включая славян, у которых в дохристианские времена существовала общая религия друидов/волхвов (у славян языческие священнослужители-друиды именовались "волхвы").

В дохристианские времена чучело Зимы уничтожали утоплением в воде или сжиганием в день весеннего равноденствия во время языческого праздника Комоедицы (см. подробности). Позднее, когда победившая христианская церковь под страхом тяжкой кары запретила языческую Комоедицу и ввела взамен христианский праздник Масленицу (в Европе именуемый "карнавал"), чучело Зимы люди стали уничтожать в последний день Масленицы.

Обряд сожжения на Комоедицу в день весеннего равноденствия (позднее в христианские времена – в последний день Масленицы) чучела надоевшей Зимы-Марены (а не Масленицы, как некоторые ошибочно полагают) был призван обеспечить плодородие земель.

Конечно, нет никаких оснований ассоциировать образ нашей русской Снегурочки с образом древней злой и жестокой богини зимы, смерти и ночи Мораны (Костромы) – это всего лишь нелепые антинаучные натяжки излишне остроумных костромских краеведов, действовавших под заказ местных властей.

Бессмысленны и попытки искать корни родства Снегурочки в дохристианской мифологии славян, которая к XIII веку была полностью и невосстановимо уничтожена церковниками, и о которой ныне практически ничего неизвестно.

В жестокие средневековые времена внедрения христианства на завоеванной и порабощенной пришлыми скандинавскими бандитами-варягами (викингами) Руси русский народ лишился и своей мифологии, и древней славянской рунической письменности, а вместе с рунической письменностью – и всех своих исторических хроник, которые вели волхвы. Именно тогда история, верования и обычаи славян дохристианских времен в течение нескольких веков старательно уничтожались церковниками и варяжскими властями и стали неведомыми.

Обратимся к реальной истории происхождения нашей русской Снегурочки.

Известно, что боги когда-то родятся, некоторое время живут в сознании людей, а потом умирают, стираясь из памяти.

В великой русской культуре XIX века произошло чудо рождения новой Богини, которая уже никогда не исчезнет из памяти русского народа, покуда наш русский народ будет существовать.

Для понимания этого русского культурного явления не следует ошибочно полагать, что новых богов способен создавать лишь хитроумный еврейский народ, а другие народы в своем творчество и традициях должны непременно плясать под дудку только еврейских религиозных фантазий. Как показывает история культуры XIX и XX веков, русские люди тоже не лыком шиты. Было бы неплохо, если бы и в нынешнем XXI веке русские об этом не забывали.

С древнейших времен люди делали подобия человека из разных материалов (т.е. скульптуры), иногда воображая свои скульптуры ожившими (вспомним древний миф о Пигмалионе и Галатее).

Образ ожившей ледяной девочки частенько встречается в северных сказках. В записанном исследователями русском фольклоре XIX века Снегурочка тоже фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

Наиболее вероятно, русская народная сказка о Снегурочке была сочинена где-то в середине XVIII века, возможно, под влиянием северных сказаний, пришедших через русских северных поморов, а затем интерпретировалась в устном творчестве различных рассказчиков. Так на Руси появились варианты этой волшебной сказки.

В русских народных сказках Снегурочка чудесным образом возникает из снега именно как живой человек. Славянской Богиней Снегурочку сделал в 1873 году великий русский драматург А. Н. Островский, подарив ей в родители славянских богов Деда Мороза и Весну-Красну. А у богов, как известно, рождаются боги.

Снегурочка Островского

Русская сказочная Снегурочка – персонаж удивительно добрый. В русском фольклоре нет даже намеков на что-то отрицательное в характере Снегурочки. Напротив, в русских сказках Снегурочка предстает как абсолютно положительный персонаж, но попавший в неудачные окружающие условия. Даже страдая, сказочная Снегурочка не проявляет ни одной отрицательной черты.


Порожденная творчеством русского народа сказка о Снегурочке - явление уникальное во всем мировом сказочном творчестве. В русской народной сказке «Снегурочка» нет ни одного отрицательного персонажа! Такого нет ни в одной другой русской сказке и в сказках иных народов мира.

Изумительная русская культура XIX века породила еще одно подобное уникальное произведение - оперу «Иоланта», в которой тоже нет ни одного отрицательного персонажа, и вся фабула тоже строится на борьбе добрых благородных героев с неблагоприятными природными обстоятельствами. Вот только в опере «Иоланта» герои (с помощью достижений науки) побеждают, а в народной сказке «Снегурочка» героиня гибнет под воздействием неодолимой силы земной природы.

Современный образ языческой Богини Снегурочки, имя которой однокоренное со словами "снеговик" и "снег", - сравнительно недавнее порождение великой русской культуры XIX века.

Наша божественная русская Снегурочка возникла как литературный персонаж.

Первоначальное исследование народных сказок о Снегурке провел А. Н. Афанасьев (см. второй том его труда «Поэтические воззрения славян на природу», 1867 год).

Под влиянием сведений о сказочной снежной девочке, полученных от Афанасьева, в 1873 году А. Н. Островский пишет поэтическую пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь славянских богов Деда Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время праздничного ритуала почитания вступающего в свои права славянского бога весеннего солнца Ярилы в День весеннего равноденствия (в день начала астрономической весны, который у наших древних предков-язычников был и первым днем Нового года).

Позже писатели и поэты превратили Снегурочку во внучку - боги не рождаются в результате единичного творческого акта отдельной личности, а всегда кумулируют в себе многие идеи народа.

Лирическая, красивая история про Снегурочку многим понравилась. Известный меценат Савва Иванович Мамонтов захотел поставить ее на домашней сцене Абрамцевского кружка в Москве. Премьера состоялась 6 января 1882 года.

Эскизы костюмов для нее выполнил В.М. Васнецов (в светлом сарафане с обручем или повязкой на голове), а три года спустя знаменитый художник делает новые эскизы уже для постановки одноименной оперы Н.А. Римского-Корсакова, созданной на основе пьесы Н.А. Островского.

К созданию внешнего облика Снегурочки имели отношение еще два известных художника. М.А. Врубель в 1898 году создал образ Снегурочки для декоративного панно в доме А.В. Морозова (в белой, сотканной из снега и пуха одежде, подбитой горностаевым мехом). Позднее, в 1912 году, свое видение Снегурочки представил Н.К. Рерих (в меховой шубке), участвовавший в работе над постановкой драматического спектакля о Снегурочке в Петербурге.

Снегурка

Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX - начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. История о девушке из снега, пришедшей к людям, становилась все более популярной и очень хорошо «вписалась» в программы городских рождественских елок.

Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.

В период репрессий 1927–1935 годов Снегурочка вдруг пропала.

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми.

В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов. Любопытно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее. Почему – до сих пор неизвестно.


В военный период о Снегурочке вновь забыли. В качестве обязательной постоянной спутницы Деда Мороза она возродилась лишь в начале 1950-х благодаря усилиям детских классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые писали сценарии для кремлевских елок.

Дед Мороз и Снегурочка вошли в общественную жизнь страны как обязательные атрибуты встречи наступающего Нового года. С тех пор на Снегурочку каждый Новый год перекладываются обязанности, с которыми на американской и западноевропейской рождественской елке Санта Клаус успешно справляется сам. А под Новый Год часто Снегурочками работали студентки театральных ВУЗов и актрисы. В самодеятельных постановках на роль Снегурочек выбирали старших девочек и молодых женщин, чаще светловолосых.

Следуя нашей чудесной русской новогодней традиции, сейчас европейского новогоднего Деда тоже начала сопровождать прекрасная внучка.

Резиденция нашего Деда Мороза, как это известно всем, находится в Вологодской области, в Великом Устюге. Снегурочка с ним не живет. А где же?

На звание «родового гнезда» дочери Мороза и Весны претендуют два места. В имении Щелыково Костромской области Островский придумал свою пьесу по мотивам старой сказки – вот, вроде бы, и родина Снегурочки.

Но зато в подмосковном селе Абрамцево у Виктора Васнецова родился образ ледяной красавицы. Здесь же художник создал декорации к первой театральной постановке по пьесе Островского и, опять же в Абрамцеве, на сцене домашнего тетра Саввы Мамонтова впервые прозвучала опера Римского-Корсакова.

Снегурочка загадочно молчит и не открывает адрес своего проживания. Наверное, опасается назойливых репортеров.

Впрочем, два из секретных адресов Снегурочки уже известны : Россия, 156000, г. Кострома, ул. Ленина 3, Снегурочке и Россия, 156000, г. Кострома, ул. Лагерная, д. 38. Терем Снегурочки На эти адреса Снегурочке можно отправлять письма в надежде получить ответ от Снегурочки или от ее добрых помощников.


Кострома. Терем Снегурочки зимой.

А вот у Деда Мороза официальных резиденций сразу несколько.

В 2006 году в московском парке Кузьминки открылась еще одна резиденция Деда Мороза. Здесь же построили двухэтажный домик и для его внучки. Деревянный терем выполнен в «луковичном» стиле по проекту костромских мастеров. Говорят, Снегурочке в нем тоже очень нравится.

Если ты захочешь послать письмо или открытку Деду Морозу обычной почтой, пиши на очень простой адрес: Куда: Север Кому: Деду Морозу (индекса не надо - этот адрес на почте все знают, и письмо обязательно дойдет, можешь быть уверен)

Письма Деду Морозу

Или ты можешь написать на письме полный почтовый адрес Дедушки Мороза: Россия, 162390, Вологодская область, г. Великий Устюг, Деду Морозу



Мои уважаемые юные и взрослые читатели, здравствуйте! Как предновогоднее настроение? Надеюсь, что с каждым днём всё лучше да всё веселее. Ёлку мы с вами уже выбрали, – решили, с праздничным меню определились. Можно и Деда Мороза на дом звать, а то ведь в новогоднюю ночь он дюже занятый, спешит в каждый дом, чтобы всем без исключения ребятишкам подарки доставить.

Вместе с дедом Морозом к нам в гости приходит его постоянная спутница и помощница – внучка по имени Снегурочка. И мы настолько привыкли, что она просто есть и без неё часто не обходится новогодний вечер, что даже и не задумываемся, кто такая Снегурочка. Она как само собой разумеющееся приложение к Деду Морозу, да не обидится на меня сказочная красавица.

Но юным и любознательным нередко становится непонятно, а откуда она появилась. Особенно смышлёные пытают своих родителей, почему дед у неё есть, а мамы с папой нет, где её дом и почему она вместе с Дедом Морозом в Великом Устюге не живёт?

Устав придумывать всякие небылицы для своих детей, решила всё-таки узнать историю про появление Снегурочки. Заодно и вам добрую услугу окажу – будет, что отвечать на каверзные детские вопросы.

План урока:

Истинно русское достояние

Если изучить народный фольклор про новогодние и рождественские праздники разных народов мира, то такого прототипа как Снегурочка в других странах нет. Снеговики есть, Деды морозы в разных одеяниях тоже есть, олени есть, а вот Снегурочки нет!

Русскому Деду Морозу просто сказочно повезло! Ни у американского Санты, ни у финского Йоулупукки, ни у итальянца Баббо Натале такой красивой внучки нет, а у нашего есть! И откуда взялась-то такая?

В биографии вечно молодой Снегурочки много белых пятен. Так уж повелось, что русский народ любит всё объяснять легендами и окутывать тайнами. Так и про светловолосую помощницу доброго деда есть в славянской мифологии своя история.

  • Если верить одной из версий, Снегурочка появилась при проведении обряда проводов (чаще называемых похороны) Костромы — своеобразного весеннее-летнего ритуала. В нём на Купалу сжигается чучело женского божества Костромы, одетое в белые одежды. В народе так прощались с русальной неделей, чтобы эти мифологические существа – русалки — больше людям не вредили. Есть обычай прыгать через костёр. Вот саму-то Кострому некоторые и связывают с образом Снегурочки, которая над купальским костром растаяла.
  • Некоторые склоняются, что Снегурочка – это прообраз снежной королевы — зимней богини Мораны, которая скитается в снегах, каждую ночь поджидает солнце, чтобы погубить его, каждую весну сражается со светом, чтобы продлить зиму и каждый раз погибает с первыми весенними днями, будучи сожженной на символичном костре. Вот и Снегурочка, как зимний символ, гибнет с приходом весны. Сегодня чучело, похожее на Морану, сжигается на Масленицу при проводах зимы.

Но мне почему-то ни одна из этих историй не нравится. Ну не ассоциируется у меня эта добродушная девушка с образом древней жестокой зимней богини ночи Мораны и похороненной Костромы. Хотя местные костромские краеведы попытались обнаружить такую связь Снегурочки и объявили город Кострому её родиной.

Легенда сказочная и красивая больше мне по душе. По ней Снегурочка – это живой символ скованной льдами в реках воды. А причём тут ? При том, что по славянской мифологии водами, а заодно и ночным небом заведовал бог Варуна, который во многих мифологических образах нередко выступает в образе добродушного и могучего деда, ну очень похожего на нашего Мороза. По-моему совсем неплохо. Как вам?

Ледяная девушка из сказки

Про живую ледяную девушку рассказывали русские народные сказки, в которых её лепят во дворе, а она чудодейственным образом непременно оживает. А в силу того, что лепят это чудо из снега, то и звать стали свои «поделки» люди Снегурушками и Снежевиночками.

Одной из первых появилась весть о существующей девочке из снега у русского любителя фольклора Александра Афанасьева. О странной ледяной Снегурушке, которая в конце всех русских сказок обязательно тает, он рассказал в своей работе – исследовании славянской мифологии. Афанасьеву в одном из далёких русских деревень поведали сказку, как крестьяне Иван да Марья, дожившие до старости без детей, слепили себе снежную куклу, что спустя время ожила.

Знаток фольклора был уверен, что такой персонаж появился не случайно и видел в нём прообраз той самой зимней богини Мораны, что в конце сказа по обычаю растаяла. Только вот не вяжется у него что-то по преданью: в той сказке Снегурушка летом над костром в облако превратилась, прыгнув через него, а не весной. Неужели она – это та самая Кострома?

Первым, кто сумел нам более-менее понятно поведать о снежной чудеснице, породив раз и навсегда помощницу Деду Морозу, стал русский писатель-драматург Александр Островский. В его написанной в 1873-м году пьесе Снегурочка предстала бледнолицей девушкой со светлыми волосами, одетая в белую шубку с мехом на опушке. На голове у неё меховая шапочка, а на руках рукавички.

Не правда ли, островская девушка до боли знакома? А явилась на люди девица из леса. А не оттуда ли приходит к нам Дедушка Мороз?

Про родителей

Если до Островского Снегурочку лепили всё крестьяне — старики да старухи, то русский драматург дал ей в качестве родителей Деда Мороза и Весну-Красну. Пьеса его была положена за основу оперы Римского-Корсакова и прославилась на весь мир. С тех пор Снегурочка стала реальным персонажем, приходящим каждый год под новогоднюю ночь.

Ещё до октябрьской революции фигурки Снегурочки весили на рождественские ёлки, девчушки наряжались в её костюмы, а в гимназиях ставили инсценировки по Островскому.

Снегурочка ненадолго пропала и не приходила в Новый год в послереволюционное время, когда новая власть не приветствовала празднование Рождества. После 35-го года прошлого столетия всё вернулось «на круги своя», и новогодние ёлки снова стали радовать детей вместе с Дедом Морозом, а хорошенькая девочка своими улыбками в милом наряде, как образец покладистости и добродетели, стала ещё одной участницей детских торжеств.

Только вот не положено было старцу с седой бородой иметь такую дочку, и постепенно, во времена Советского Союза, силой пера поэтов и писателей превратилась Снегурочка во внучку. Их первый светский выход вместе состоялся в 1937-м году на московской в Доме Союзов.

Повисла судьба Снегурочки на волоске в военные годы и как знать, вернулась бы она к нам после войны или нет, если бы не Лев Кассиль и Сергей Михалков, которые в 50-х годах были авторами сценариев для кремлёвской ёлки. Именно они сделали её обязательной участницей праздников в паре с Морозом.

С тех пор они не расстаются, а добрый старец, переведённый в роль её деда, аккуратно переложил часть своих обязанностей по развлечению детей на её хрупкие плечи.

Прямо целый детектив получается. У меня теперь ступор: по Афанасьеву у Снегурочки родители, наверное, от старости умерли, и оставили бессмертный сказочный персонаж сиротой. А по Островскому как правильно объяснить ребёнку, куда советская эпоха дела Снегурочкиного отца, дав взамен деда, — даже не знаю. Есть идеи?

Маленькая родина Снегурочки

Как мы уже отметили, костромские краеведы всё-таки заверили всю страну, что маленькой родиной дочери Мороза и Весны является именно костромской край. На родовое гнездо там претендует местечко под названием Щелыково, где Островский написал свою пьесу. Там же был снят фильм «Снегурочка», а деревянные декорации, использованные в фильме, из села перенесли в Кострому, образовав парк «Берендеевка».

В 2008-м году костромчане выстроили для Снегурочки целый терем, где она радуется встрече с ребятишками. Начиная с 2009 года, 4 апреля стал официальным днём её рождения, так что можно направлять поздравительные открытки и засылать подарки.

Ну как, генеалогическое дерево Снегурочки у вас нарисовалось или вы ещё не склонились к какой-то легенде? А может быть, у вас есть своя версия появления чудесницы в белой шубке? Откройте нам тайну!

А теперь, пожалуй, самая популярная мульт-песенка про нашу новогоднюю красавицу)

Пишите комментарии, подписывайтесь на новости блога и вступайте в нашу группу «ВКонтакте» !

С наступающим вас!

В России без Снегурочки не обходится ни один Новый год. Эта сказочная красавица является воплощением чистоты, юности, веселья и делает зимний праздник более ярким и радостным.

С самого детства мы привыкли видеть ее рядом с Дедом Морозом на всех новогодних мероприятиях, но мало кто из нас задумывался, где же родители Снегурочки. Попробуем разобраться!

В фольклоре с давних пор упоминаются три сказочных героя, принимающих непосредственное участие в новогодних празднествах – Дед Мороз, Снеговик и Снегурочка. И если добрый старик имеет своих прототипов во многих других странах мира, то у милой светловолосой девушки такого прообраза не существует ни в мифологии, ни в легендах и сказках иных народов.

Снегурочка – это исконно русское достояние, своего рода ангел, способный уговорить даже застенчивого ребенка и рассказать стишок или спеть песенку.

Существует несколько версий происхождения Снегурочки. Одна из них связана с древним славянским обрядом похорон Костромы – ритуального персонажа, символизирующего плодородие. По другой версии, истоки появления снежной красавицы восходят к языческим поверьям о мифологическом боге вод и ночного неба – Варуне, который в некоторых легендах является прообразом Деда Мороза.

Считается, что Снегурочка – это воплощение скованных льдом речных вод, таящих в себе наступление теплых весенних дней.

Хотя в народном фольклоре Снегурочка была известна еще в языческие времена, впервые о ней заговорили по всей стране во второй половине XIX века, когда в России была опубликована сказка о девочке Снегурке, или Снежевиночке, вылепленной из снега. Согласно этой истории, когда-то в одном русском селе жили крестьянин Иван и жена его Марья. В их доме всегда царили мир и любовь, однако прожили они вдвоем до самой старости, так и не сумев обзавестись детьми.

Однажды зимой в их селе выпало много снега. Иван и Марья вышли во двор и принялись лепить снежную куклу. Неожиданно Снегурочка зашевелилась, словно живая, и семейная пара приняла это чудо как благословение Бога, пославшего им ребенка. Сказка имеет печальный финал: прыгая с подружками через костер, снежная девочка растаяла.

Однако со временем ее образ прижился в народном сознании, а с конца XIX века стал активно использоваться в сценариях на новогодних елках. Поскольку Иван и Марья были обычными людьми, состарившись, они умерли, поэтому Снегурочка теперь сирота.

Впервые сказку о Снегурке и ее родителях-стариках в 1869-м записал в своих трудах «Поэтические воззрения славян на природу» выдающийся русский собиратель фольклора Александр Афанасьев.

У автора есть и языческий вариант появления зимней героини, согласно которому Снегурочка – это снежная нимфа. Она рождается в начале зимы из снега, а с приходом весенних деньков испаряется и забирает с собой желания сельских жителей.

В 1873 году драматург Александр Островский, впечатленный рассказами Афанасьева, создал пьесу «Снегурочка», в которой описал зимнюю красавицу как бледнолицую девушку со светлыми волосами, одетую в шубку с меховой оторочкой, шапку и рукавички. В этом произведении автор представил Снегурку 15-летней дочерью Деда Мороза и Весны-Красны, отпустивших ее к людям в слободку Берендеевку под присмотром Бакулы-бобыля.

Как и в сказании Афанасьева, в пьесе Островского Снегурочка растаяла, но уже по другой причине – от яркого солнечного луча, который навел на нее мстительный и злобный бог плодородия Ярило.

Если верить пьесе Островского, то Дед Мороз приходится Снегурочке отцом, однако в 1935 году, после того, как в СССР официально разрешили , их стали принимать за дедушку и внучку. В педагогических пособиях по проведению новогодних мероприятий юная красавица выступает помощником старика и его посредником в играх с малышами на елке.

Кто придумал называть Снегурочку внучкой Мороза, до сих пор неизвестно, однако их первый совместный выход в свет состоялся в 1937 году в Доме Союзов Москвы, и с тех пор так уж повелось, что добрый старик приходится девушке дедом.

Выполнили: обучающиеся 1 «а» и 4 «б» классов Руководители: Алешина Ю.В. и Морохова Л.Л.

В небольшом вологодском городке с красивым названием Великий Устюг в густом еловом лесу стоит сказочный терем, в котором обитает любимый персонаж новогодних праздников – Дед Мороз и его главная помощница – внучка Снегурочка. На въезде в деревню гордо развиваются три флага – России, Москвы и Великого Устюга. Наша современная Снегурочка сопровождает Дедушку Мороза в его новогоднем путешествии по стране, помогает ему веселить детей, одаривать их подарками. Проходят новогодние праздники и мы на целый год забываем об этой замечательной девушке. Грустно!

Откуда появляется и куда исчезает Снегурочка - это стало нам интересно и мы решили заняться исследованием этого вопроса.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №1 имени В.Я.Шишкова»

Исследовательский проект

по теме:

«Кто такая Снегурочка?»

Выполнили обучающиеся

4 «б» и 1 «а» классов.

Руководители: Алешина Ю.В.,

Морохова Л.Л.

г. Бежецк

2013 – 2014 уч. год

1.Аннотация.

В небольшом вологодском городке с красивым названием Великий Устюг в густом еловом лесу стоит сказочный терем, в котором обитает любимый персонаж новогодних праздников – Дед Мороз и его главная помощница – внучка Снегурочка. На въезде в деревню гордо развиваются три флага – России, Москвы и Великого Устюга. Наша современная Снегурочка сопровождает Дедушку Мороза в его новогоднем путешествии по стране, помогает ему веселить детей, одаривать их подарками. Проходят новогодние праздники и мы на целый год забываем об этой замечательной девушке. Грустно!

Откуда появляется и куда исчезает Снегурочка - это стало нам интересно и мы решили заняться исследованием этого вопроса.

2.Введение.

Конечно, наши самые любимые персонажи новогоднего праздника – это Дед Мороз и Снегурочка. Но если некие подобия нашего русского языческого Бога Деда Мороза под разными именами существуют во многих странах, то Снегурочка – наше чисто русское достояние. Девушка, приходящая к нам с Дедом Морозом под Новый год существует только в России, нигде в других странах такой новогодней гостьи нет.
Мы давно уже привыкли к ежегодному появлению этой сказочно прекрасной, вечно юной, веселой и бесконечно доброй русской Богини на новогодних торжествах и каждый раз с удовольствием скандируем: «Снегурочка! Снегурочка! Снегурочка!» И даже трудно представить, что на наш зов может никто не откликнуться.

Происхождение Снегурочки до недавнего времени было покрыто глубокой тайной. Всем известно, что она внучка Деда Мороза, но кто ее отец и мать до недавнего времени было известно весьма путанно и туманно.

По этой причине мы провели свои собственные исследования.

Цели исследования : узнать, откуда к нам приходит каждый год Снегурочка, составить ее родословную, показать роль современной Снегурочки как внучки Деда Мороза.

Проблемный во прос: (вопрос для исследования): если Снегурочка внучка Деда Мороза, то кто ее родители: мама и папа.

Тип исследования : экспериментально - творческий.

Тип исследования по предметной области: внепредметный.

Тип исследования по форме : коллективный.

Тип исследования по временным рамкам: краткосрочный (5 недель).

Объект исследования – Снегурочка.

Предмет исследования – история Снегурочки.

Для того чтобы, провести исследование мы составили план работы.

План исследования.

  1. Провести социологический опрос.
  2. Прочитать книги по теме исследования.
  3. Обратиться к компьютеру, посмотреть в сети Интернет.
  4. Познакомиться с произведениями искусства (музыка, живопись).
  5. Составить родословную Снегурочки.

3.Исследовательская работа по плану.

3.1. Социологический опрос.

В начале исследования был проведен социологический опрос одноклассников, в ходе которого было предложено ответить на вопросы:

Кто такая Снегурочка;

Откуда она появилась;

Почему она внучка Деда Мороза.

На первый вопрос все ответили – внучка Деда Мороза- 39 уч, дочка- 5 уч.

На второй вопрос мнения разделились: живет в городе Великий Устюг-15 , приходит из лесу с дедом Морозом-23, не знаю- 6.

На третий вопрос ответы были такие: так принято- 35, Дед Мороз старенький, она его помощница-7, и были 2 ответа «не знаю».

3.2.Легенды, народные сказки и литературные произведения.

Это сейчас Дед Мороз добродушен и щедр, готов веселить и радовать детей, раздавая подарки и зажигая елки. Но так было не всегда. В старинные времена в мире славян было много богов, духов. Среди них был и зимний дух, наводивший на землю морозы и метели, покрывавший реки льдом, а поля снегами. В зависимости от региона его проживания его называли Зимником, Трескуном, Студенцом, Карачуном, Морозкой, Морозом. Он, по преданиям, не был добродушным, а вот напакостить был не прочь: мог выморозить озимые, замести огромными сугробами дороги, напустить холода в дом или хлев, заморозить колодцы. Поэтому древним жителям приходилось такого духа задабривать, уговаривать, дарить ему подарки: выставлялись на двор угощения, пели ему заклинания или заклички, просили быть с ним милостливым. И в народных сказках этот дух не был добрым дедушкой: всем раздавал по делам его, дед Мороз мог жестоко наказать и щедро наградить, только сделать так, чтобы он наградил, было не очень просто, надо было весь год вести себя по- доброму. Обычно в сказках его представляли в образе деда с длинной седой (белой)бородой, который своим дыханием насылает на землю студеные ветры и метели; или в образе старика богатырского сложения, этакого зимнего кузнеца, сковывающего льдом реки и озера. И в сказках или преданиях о дедушке Морозе мы не встречаем рядом с ним никакой Снегурочки. Откуда же взялась Снегурочка ?

Мы обратились к народным сказкам и авторским литературным произведениям литературным источникам, в которых рассказывается о Деде Морозе – это «Детские рассказы дедушки Иринея» Владимира Федоровича Одоевского, где встречается такой персонаж как Мороз Иванович и поэма Николая Николаевича Некрасова «Мороз, Красный нос»,здесь мы не нашли никакого упоминания о девочке Снегурочке и только обратившись к произведениям В.И. Даля литературной сказке «Девочка Снегурочка»,мы прочитали о том, как появилась на свет Снегурочка. И опять она одна, без Деда Мороза, просмотрели еще много литературы, фильмы-сказки, поставленные по этим произведениям и сделали свои собственные выводы.

3.3.Снегурочка снежная.

Снегурочка снежная – это фигура из снега и льда, которая лепилась для того, чтобы в холодные зимние дни отгонять от дома злых духов. По дошедшим до наших времен преданиям, эта девушка могла оживать, жить среди людей, а весной таять, погибать, превращаться в облачко, тучку, чтобы с наступлением зимы снова вернуться в образе Снегурочки- снежной девушки. Даже в наши дни скульпторы и просто умельцы создают изо льда скульптуры Снегурочки, которые стоят на площадях городов, в скверах. А дети во дворах делают из снега Снежных баб, толстых, веселых и добродушных.

3.4.Снегурочка сказочная.

О такой Снегурочке написал Афанасьев Александр Николаевич, знаменитый собиратель русских народных сказок. В сказке о Снегурочке она была вылеплена из снега крестьянином Иваном и его женой Марьей. Они были бездетны и, глядя на детей, которые лепили из снега снежную бабу, тоже взялись за дело, Когда они вылепили носик, сделали вместо глаз две ямки во лбу, на них дохнуло от куклы теплым духом, на них смотрели голубые глазки и губки улыбались, но подошла весна и снегурочка растаяла, прыгая через костер, унеслась белым облаком. В таком виде представлены представления народа о том, когда от жгучих лучей солнца тают снежные насыпи, и, испаряясь, собираются в тучи. В зимнюю пору, когда облака из дождевых превращаются в снеговые, прекрасная облачная дева сходит на землю. Это соответствует представлениям о духах природы, которые погибают при смене определенного сезона и воскресают с приходом этого сезона вновь.

Другая сказка, рассказанная В.И.Далем, собирателем живого русского языка, объясняет появление Снегурочки из комочка снега, который старик принес домой с улицы, снег растаял и из этой талой водицы появилась живая девочка « беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок».

Из этих сказок видно, что Снегурочка – это символ воды, но в в зимнее время: снежная, ледяная, холодная внешне, но теплая живая внутри.

3.5.Снегурочка литературная

Александр Николаевич Островский в 1873году, почитав в сборнике сказок А. Н.Афанасьева, сказку о снежной девушке « замыслил» написать по его словам «весеннюю сказку». Он написал пьесу «Снегурочка», в которой Снегурочка из маленькой девочки-внучки превращается в девушку. Из произведения Островского мы впервые узнаем о том, что Снегурочка является дочерью Мороза и Весны . Внешность ее соответствует ее рождению: прекрасная бледная светловолосая девушка, одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой.

Эта Снегурочка тоже тает, погибает, но уже от горячих человеческих чувств. Это печально, но не навсегда. Придет зима- принесет снега, морозы, застынут во льдах воды, затем весна – тепло, солнце, радость от того, что люди пережили холодные тяжелые времена, и опять Снегурочке захочется любить и быть любимой, и опять она улетит облачком в светлое небо, унося с собой горести зимы, не зря царь Берендей говорит: «Снегурочки печальная кончина и страшная погибель Мизгиря тревожить нас не могут!»

В Берендеевке жизнь продолжается.

3.6. Снегурочка музыкальная.

История Снегурочки, рассказанная А.Н. Островским, очень понравилась композитору Петру Ильичу Чайковскому, автору знаменитых «Времен года» и в 1873году П.И. Чайковский написал музыку к спектаклю по пьесе А.Н. Островского. Музыка получилась светлая и радостная, и до сих пор музыка П.И. Чайковского используется в постановках «Снегурочки».

Через несколько лет композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков создал оперу с таким же названием. Как говорил сам Римский-Корсаков, сначала царство Берендея ему показалось странным, но потом он, прочитав сказку еще раз, понял всю красоту и поэтичность образа Снегурочки. Художественное оформление оперы на сцене, Снегурочки и других персонажей были выполнены Виктором Васнецовым.

3.7. Снегурочка Костромская.

В городе Кострома считается, что сказка о Снегурочке возникла из древнего славянского обряда похорон Костромы. Кострома, по древнеславянским понятиям, это соломенное чучело, изображавшее девушку, которую или топят в реке, или сжигают на костре, подобно современной Масленнице. Само слово Кострома имеет один корень со словом костер. Сожжение Костромы – это одновременно проводы зимы. Обряд призван обеспечивать плодородие земель. Так же и Снегурочка доживала до весны и погибала на костре. Образ Снегурочки – Костромы отличается от образа привычной нам Снегурочки. Это девушка, одетая в легкую светлую одежду, на голове у нее венок из листьев и в руке дубовая веточка. Воскрешение Костромы связано с неизменной переменной времен года.

Кстати, Кострома считается четырежды родиной Снегурочки:

Первое рождение – это возникновение образа Снегурочки – Костромы из обряда сожжения Костромы, давшее название городу Кострома;

Второе рождение – в весенней сказке «Снегурочка» А, Н, Островского, писателя и драматурга, создававшего свои произведения на Костромской земле;

Третье рождение – съемки фильма «Снегурочка» режиссером Павлом Кадочниковым в Берендеевке, лесопарке на территории Костромы;

Четвертое рождение - воплощение в образе живого человека, играющего роль Снегурочки, живущей в тереме, встречающей гостей.

3.8.Снегурочка праздничная.

В обычной жизни Снегурочка стала появляться на поздравительных открытках и на детских новогодних праздниках в конце 19века и в начале 20 века как символ новогодних праздников. Девочки наряжались Снегурочками, делались инсценировки фрагментов из сказок. Но со временем этот праздник был запрещен и, дети многие годы на новогодних представлениях не встречали ни Деда Мороза, ни Снегурочки.

3.9.Снегурочка современная.

В истории нашей страны есть год, который считается годом возрождения празднования Нового года, и, соответственно Деда Мороза и Снегурочки. С1937 года на Новогодних праздниках появляется величественный Дед Мороз и его внучка Снегурочка. Все – таки внучка! И мы думаем, внучка она потому, что Дед Мороз - старик пожилой, ему трудно одному заниматься такой активной новогодней деятельностью и вот ему в помощь придумана Снегурочка, родная душа, верная и заботливая спутница путешествий Деда Мороза по новогодней стране. В такой роли Снегурочки проявляется забота молодых о своих пожилых родителях, бабушках и дедушках и, соответственно, воспитание в детях уважения к старости и мудрости . Кроме того, Снегурочка дружит со зверятами и зверятками, помогает им в нелегкой лесной жизни, поддерживает и опекает их, что также очень важно.

3.10.Снегурочка в изобразительном искусстве.

Художник В.М. Васнецов нарисовал эскизы к театральной постановки «Снегурочки» Островского нарисовал, где образ Снегурочки был нарисовал с дочери одного богатого человека, покровителя искусств Саввы Мамонтова.

Сказочную красавицу рисовали и другие художники, такие как Михаил Врубель и Николай Рерих, который также оформлял спектакль к оперной и драматической постановке «Снегурочки».

Современный облик Снегурочки вобрал в себя отдельные черты художественных версий всех трех мастеров - художников. Она может приходить на елку в светлом сарафане с обручем или повязкой на голове – так увидел ее В.М. Васнецов;

в белой, сотканной из пуха и снега одежде, подбитой горностаевым мехом, как изобразил ее М.А.Врубель;

в меховой шубке, которую надел на нее Н.К. Рерих

3.11.Снегурочка в современной детской литературе.

В наше время создаются произведения о Снегурочке, как, например, история, рассказанная Татьяной Курякиной «Как маленькая баба Яга стала Снегурочкой».

3.12.Домашний адрес Снегурочки.

Россия, 156000, г. Кострома, ул. Лагерная, д. 38. Терем Снегурочки

Почта Снегурочки: [email protected]

Заключение.

Из всего вышесказанного мы делаем следующие выводы: на протяжении продолжительного времени в жизни нашего народа существовала, жила и доставляла радость и создавала грустное, но светлое настроение девочка Снегурочка, которая была представлена как

Образ дочери Мороза и Весны;

Образ зимы - Костромы, которая сгорая на костре, уносит с собой холода и метели;

Символ застывших вод: Снегурочка – зимой создана из снега и льда,

Летом – как дождевые облака и тучки, неся благодатные дожди на нашу землю;

Образ внучки деда Мороза.

Но нам хочется, чтобы Снегурочка была в нашей детской жизни как красивая и праздничная подруга, у которой есть дружная и веселая семья, каждый член которой выполняет свою очень нужную природе работу и поэтому мы придумали ей большую семью. Вот такая у Снегурочки родословная:

После завершения нашей работы одноклассники с удовольствием узнали историю нашей новогодней гостьи, получили новые знания. В течение всей работы мы познакомились как с художественными произведениями о Снегурочке, так и с музыкальными произведениями и картинами знаменитых художников. Правда, и спектакли (музыкальный и драматический) и картины художников мы нашли на диске и на сайтах Интернета.

История Снегурочки нас очень заинтересовала, хотелось бы продолжить свое исследование и узнать, как связаны между собой Снегурочка и Снежная королева, ведь они сделаны из «одного теста».


Снегурочка - внучка Деда Мороза. Мы знакомы с ней с самого раннего детства, когда наши мамы и бабушки нам говорили вечером перед Новым годом: «Ложись поскорее спать, утром проснёшься, а Дед Мороз и Снегурочка принесут ёлку и подарки». А кто-то из нас сам убирал свою ёлочку, ожидая на следующее утро Деда Мороза и Снегурочку с подарками. Все эти воспоминания остались с нами, и живут тихой затаённой радостью в душе, которую взрослея, мы передаём своим детям.



Когда же «родилась» Снегурочка, эта помощница и спутница Деда Мороза? Видимо начать придётся c самой глубокой старины, когда в северных областях языческой Руси в зимнее время бытовал обычай делать из снега и льда разных сказочных идолов. В преданиях древних славян часто встречается образ ледяной девочки, которая ожила. А потом она появилась в русском фольклоре под именем Снегурка.



Пьеса и опера Снегурочка – Островский и Римский-Корсаков.


В «Поэтическом воззрении славян на природу» в 1869 году А. Н. Афанасьев, автор сборника русских сказок, опубликовал этот сюжет. А в 1873 году русский писатель А. Н. Островский написал пьесу «Снегурочка», в которой она предстаёт перед нами как дочь Весны-Красны и Деда Мороза. Снегурочка - юная девушка, в сердце которой нет эмоций, свойственных людям, поэтому она ощущает тоску, ведь «…несчастлив тот, в чьём сердце нет огня, кто без любви безумной век свой прожил…». Ей хотелось бы испытать яркие эмоции, и она вымолила у своей матери- Весны способность любить, хотя знала, что если сердце её станет горячим, она погибнет, а проще говоря, растает. В 1882 году Н. А. Римский-Корсаков написал оперу, которая имела потрясающий успех. Воспитатели тех давних времён конца XIX - начала XX века придумывали различные сценарии для детских новогодних праздников, на которых появлялись не только Дед Мороз и Снегурочка, но и маленькие лесные жители: зайчики, белочки, медвежата и конечно снежинки. Дети радовались, и каждый выбирал себе костюм того или иного персонажа. Каждая девочка хотела быть Снегурочкой, но если это не удавалось, то снежинок на новогоднем празднике были настолько много, и они были так разнообразны, и все их наряды воздушные, летящие, пушистые были не менее привлекательны. Хотя, кроме снежинок, на праздник могли прийти и , и «Золушки», и феи, и эльфы и т.д. В это время любили делать инсценировки из сказок и театральных пьес и опер. Тогда театр любили, и посещение театра было событием грандиозным, которое начиналось подготовкой за несколько дней до посещения.
Как видим, Снегурочка в это время ещё не являлась главной помощницей Деда Мороза.




Советская Снегурочка.


После революции ёлочку запретили, и конечно вместе с ней Дед Мороз и Снегурочка тоже отправились в далёкие снежные края. А праздник Рождество не просто считался обычным будним днём, но и проще говоря, был вне закона. Даже специальные патрули, в основном комсомольцы, ходили по городу и заглядывали в ночные окна – нет ли ёлочки у кого?...В 1935 году ёлочку и Деда Мороза реабилитировали, в отличие от тех, кому предстояли долгие десятилетия испытаний. Снегурочка с этого года получила статус помощника и внучки Деда Мороза. Именно в 1937 году, который вспоминают наши бабушки и прабабушки даже сейчас шёпотом, Дед Мороз и Снегурочка впервые вместе выступали на ёлке в московском Доме Союзов. В ранних советских иллюстрациях, в детских книжках Снегурочка изображалась маленькой девочкой, а несколько позже, она повзрослела, и стала девушкой. Деду Морозу на новогоднем празднике нужна была помощница, которая умела бы не только подарки детям раздавать, но и игры заводить, и вместе с ними хороводы водить, и загадки загадывать-разгадывать и многое, многое другое...


Обычно в самодеятельных постановках Снегурочкой выбирали светловолосую девушку, а в школах это как обычно была «пионервожатая».



Кинематограф – фильм Снегурочка.


Когда в 1968 году снимали фильм «Снегурочка» выбрали одно из самых красивейших мест России – у реки Мера, где было построено царство Берендеев. Именно в этих краях, в Щелыково, А.Н.Островский написал свою «Снегурочку». Когда съёмки были закончены, деревянные декорации перенесли под Кострому, где возник парк «Берендеевка», есть там и «Терем Снегурочки». Да разве только терем, у неё даже день рождения есть – 4-5 апреля, когда уже почти середина весны. В сказке Снегурочка родилась зимой, но решили эту дату перенести на весну, объяснив тем, что «у Снегурочки отец - Дед Мороз, а мать - Весна, и поэтому у неё день рождения весной». Как известно, у Деда Мороза резиденция находится в Великом Устюге, а резиденцию Снегурочки, так тому и быть, решили оставить там, где она родилась, где А.Н. Островский написал эту пьесу.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»