Идеи игрушек для детей своими руками. Развивающие игрушки своими руками. Что они развивают

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

В настоящее время мы все чаще можем заметить на полках магазинов разнообразные развивающие игрушки. Что же это такое - игрушка развивающая и для чего она нужна? Если взглянуть на само название, то станет понятно, что это игрушка, которая направлена на развитие у ребёнка той или иной способности. Она помогает в формировании мелкой моторики или элементарных знаний про любой предмет.

В основном все игрушки выполняют развивающую функцию: например, погремушка помогает ребёнку научиться управлять своими ручками (захватывать предмет, перекидывать его с одной руки в другую, бросать). Но всё-таки развивающими называют те игрушки, которые способны научить чему-то ребёнка в процессе игры. И большинство их можно сделать дома своими руками.

Этапы развития ребёнка по месяцам

Перед тем, как приступать к изготовлению, необходимо выяснить возраст малыша, потому что игрушка, которая рассчитана на младенца вряд ли будет интересна трёхлетнему ребёнку. И также нужно знать, чем увлекается кроха, что ему больше всего нравится. От этих показателей будет зависеть и форма будущей, её цвет и так далее.

Необходимо запомнить, что каждый ребёнок индивидуален. Возможно, он уже освоил какие-то навыки раньше положенного срока, а может и нет.

  • От 0 до 3 месяцев.

Ребёнок в таком возрасте в основном лежит на спинке. Поэтому главный навык, который необходимо развивать - сосредоточивание и удерживание взгляда на предмете. Для этого превосходно подойдут мобили, красочные погремушки, разноцветные гирлянды и бусы.

Основные требования к данным игрушкам довольно просты: все они должны иметь разную фактуру и форму, а также быть лёгкими.

  • От 3 до 6 месяцев.

В этом возрасте кроха делается более подвижным, учится переворачиваться на животик и начинает все пробовать «назубок». Это отличное время для развития у ребёнка навыка координации движения, слуха и зрения, а также захвата.

Полезными станут неваляшки, пёстрые тряпичные бусинки и мячики, зеркало, погремушки, развивающий коврик, браслеты с пуговичками. Все они должны быть яркими, разноцветными, иметь различную фактуру, форму и издавать звуки.

  • От 6 до 9 месяцев.

Карапуз начинает ползать и уже распознаёт родственников. Он может даже на некоторое время сам себя занять игрой. В этот период нужно как можно больше разговаривать с ребёнком, развивать в нём двигательную активность и учить его брать объекты не всей рукой, а только несколькими пальчиками.

В этом вам помогут развивающие коврики, разноцветные сортеры, пирамиды, матрёшки и музыкальные. Все они, конечно же, должны быть многокрасочными, яркими, быть различной формы и текстуры, а также иметь разный вес и способ применения.

  • От 9 месяцев до 1 года.

В этом возрасте малыш уже начинает делать свои первые шаги и произносить слова. Поэтому необходимо все родительские умение и знания сосредоточить на формирование у него двигательной и речевой активности.

Для этого можно использовать развивающие коврики и книжки с красочными картинками , машинки на колесиках, пальчиковые куклы, пирамидки, кубики, сортеры и так далее.

Все они должны быть разноцветными, состоять из различных частей, чтобы малыш смог их собирать и разбирать самостоятельно или под наблюдением взрослого.

  • От 1 года до 1 года 3 месяцев.

Малыш уже вовсю узнаёт мир вокруг себя. Он всё хочет делать самостоятельно. Поэтому нужно продолжать формировать у ребёнка двигательную и речевую оживлённость, а также сравнительное мышление и обобщение.

Использовать для этого нужно игрушки, какие можно складывать и разбирать.

  • От 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев.

В этом возрасте кроха продолжает развивать свою несовершенную речь, мелкую моторику и навыки мышления. Прекрасно для этого подойдут развивающие коврики, яркие книжки, кубики, сортеры и с секретом.

Для того, чтобы научить малыша обобщать предметы за равными характеристиками, их необходимо подбирать подобные по признакам, размерам и цветам.

  • От 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев .

Кроха продолжает оживлённо познавать окружающий его мир. В этот период развития необходимо учить малыша активно использовать тот или иной предмет, самостоятельно играть и проявлять свои эмоции правильно.

В этот вам помогут игрушки, которые непосредственно воспроизводят реальные ситуации и предметы вокруг него. Поэтому игры нужно выбирать предметные, а также такие, что требуют от малыша названия цвета, формы и так далее.

  • От 1 года 9 месяцев до 2 лет .

В этом возрасте карапуз переходит к общественному развитию. Необходимо направить все свои умения на формирование у него понимания и разделения формы, цвета, размера.

Для этого подойдут сортеры, детские пирамидки, всевозможные кубики и книжки. Благодаря им ребёнок научится разделять их по форме, цвету и т. д.

  • От 2 до 3 лет .

Малыш активно продолжает своё социальное воспитание. Он уже имеет опыт общения с другими детками и поэтому необходимо продолжать развивать в нём навыки мелкой моторики и умение разделять объекты по фигуре, окраске и габаритам.

Здесь можно использовать любые игрушки, поделки из бумаги и пластилина.

Все игрушки должны нести предметный и сюжетно-ролевой характер.

  • От 3 до 5 лет .

Это тот возраст, когда ребёнок довольно активный, умеет самостоятельно играть. Вследствие этого нужно укреплять эти умения. Для этого можно брать лото или пазлы, разнообразные игры, которые помогут крохе изучить время суток и поры года, азбуку или цифры.

Материалы, из которых можно сделать развивающую игрушку своими руками

Изготовить такую игрушку можно из любого материала, который вы сможете отыскать у себя в доме.

  • Лоскутки ткани . Развивающие игрушки - это превосходный способ использовать остатки материй, которые найдутся у каждой мастерицы. Например, лоскутки фетра, флиса, трикотажа и так далее.
  • Швейная фурнитура . Здесь вам сгодятся шнурки, ленты, бусинки, пуговички, кнопочки и многое другое. С помощью термоапликации можно изготовить игрушку с секретом.
  • Мебельная фурнитура . В процессе изготовления игрушек можно использовать различные крючки, ключи с замками, винтики и так дальше.
  • Элементы, которые издают шуршащий звук . Такой эффект вы сможете достичь, вложив в предмет скомканную целлофановую обёртку от конфеты, шоколадки.
  • Предметы, которые гремят . Здесь тоже выбор достаточно велик. Например, можно насыпать бусинки, крупу (гречка, рис, горох), фруктовые косточки в пластмассовое яйцо от киндер-сюрприза. Они и будут создавать шум при встряхивании.
  • Звенящие предметы . В основном это будет колокольчик, который можно приобрести в магазине или может он есть у вас дома.
  • Блестящие и прозрачные элементы . Это может быть фольга, внутренняя сторона сока или любая упаковочная бумага.
  • Предметы, которые можно раскрывать, закрывать . Подобные элементы чрезвычайно нравятся всем малышам, в особенности если под ними что-то спрятано. Например, это может быть кармашек, шторка. Для изготовления можно использовать обыкновенные крышки от воды или напитка.
  • Ненужная одежда . Можно применять старую детскую одёжу, которую малыш уже не наденет.
  • Наполнители . Для наполнения игрушек можно употреблять поролон, синтепон или пенопласт. Тогда ваша игрушка будет удерживать форму.

Разновидности развивающих игрушек

В интернете вы можете найти немало игрушек, которые сделаны своими руками: мягкие книжки, коврики, подушки, домики, фигурки и многое другое.

Развивающие книги

Детские развивающие коврики

Развивающие подушечки

Развивающий домик

Можно сделать мягкую книжку с историей жизни вашего малыша

Все развивающие игрушки делят на такие, с которыми ребёнок может играть самостоятельно, и те, в игре с которыми не обойтись без помощи взрослого. В основном к первым принадлежат те игрушки, которые разрешены в первые месяцы жизни малыша: они не содержат маленьких и опасных элементов и помогают формировать мелкую моторику. Вторые игрушки содержат элементы, которые необходимо расстёгивать или откручивать . Вот тут на подмогу малышу и приходят родители. Но после нескольких показов кроха сможет делать это самостоятельно.

Присутствие взрослого необходимо и там, где нужно читать, считать, определять, где лево или право, верх или низ, определять цвета или фигуры и так далее.

Браслет-погремушка

Такой браслет очень понравится ребёнку от 1 до 4 месяцев. Он поможет в развитии слуха, зрения и координации.

Разноцветные бусы

Такие бусы научат малыша различать цвета , перебирать и передвигать бусинки, помогут в развитии тактильных ощущений. Кроме бусинок на ленточку можно нанизать связанные собственноручно элементы: зверьки, фрукты и так далее.

Детская мягкая подушечка с пуговицами

Для малыша это будет довольно интересная игрушка. Пуговички разной фактуры, формы, размера и цвета помогают в развитии тактильных ощущений. Такую игрушку, благодаря её небольшому весу, можно брать с собой в любую поездку.

Такая развивающая игрушка поможет ребёнку научиться разделять предметы по размеру, форме и так дальше. Например, можно попросить малыша найти все пуговички одного цвета или одного и того же размера, а также формы. Ему будет очень интересна такая игра.

Детская мягкая книжечка

Книга, сделанная своими руками, развивает мелкую моторику крохи, помогает в изучении цветов и фигур, а также окружающего мира в целом.

Стенд с замочками, крючками

Такая игрушка приведёт в восторг любого малыша, ведь перед ним столько предметов, которые можно открыть, нажать, повернуть. Сделать такой стенд очень легко. Можно использовать всевозможные замки, щеколды, крючки. В общем, все, что найдётся у папы в гараже.

Развивающий коврик

Такой коврик поможет в развитии речи и, конечно же, фантазии ребёнка. Для его изготовления понадобятся разнообразные лоскутки тканей, наполнители, шуршащие и звенящие предметы. На полотне можно изобразить любимую сказку малыша и её героев. В процессе игры и рассказа малыш будет развивать речь, фантазию, мелкую моторику.

Меры предосторожности в процессе изготовления игрушек для детей

В семье наконец-то появился долгожданный ребенок! Вместе с ним в дом пришли не только счастье и радость, но и переживания и хлопоты. В первые месяцы жизни ребенку вполне достаточно чувствовать вашу любовь и заботу. Но, начиная с 3-5 месяцев ребенку для нормального развития необходимы разного рода игрушки.

Начиная с этого возраста, родители начинают все чаще посещать магазины детских игрушек и покупать в них что-то особенное для своего малыша, тратя на поиски и приобретение игрушек не только уйму времени и сил, но и денег. Однако совсем необязательно покупать детские игрушки, поскольку их легко можно сделать из подручных средств самостоятельно.

Плюсы игрушек, сделанных своими руками:

  • Они безопасны. Вряд ли вы будете делать игрушки из мелких деталей или токсичных материалов.
  • Они не требуют больших вложений. Все игрушки можно сделать из подручных материалов или вещей, которые есть дома у каждого.
  • Они по своему оригинальны. Вряд ли в каком-то магазине вы найдете игрушку хоть немного похожую на ту, что вы сделали сами.

Как сделать развивающую игрушку для своего ребенка самостоятельно?

Для того чтобы порадовать свое любимое чадо новой игрушкой вам необходим один свободный вечер, подручные материалы и немного фантазии. Включите приятную ненавязчивую музыку и настройтесь на плодотворную работу.

Итак, какие развивающие игрушки можно сделать?

Погремушка

В возрасте до года ребенку необходимо вкладывать в ручку легкие погремушки и учить его их крепко держать, перекладывать из одной ручки в другую. Благодаря погремушкам мышцы ребенка начнут «работать», малыш овладеет новыми навыками и движениями. Именно погремушки начинают развивать мелкую моторику рук.

Поэтому, первой, сделанной своими руками игрушкой, должна стать именно погремушка. Для этого необходимо взять небольшую бутылочку с плотно закрывающейся крышкой. В нее вы можете насыпать крупу (например, гречку) и хорошо закрутить крышку.

Для того чтобы малышу было интересно не только «греметь» баночкой, но и просто ее разглядывать, баночку необходимо украсить. Ее можно обвязать яркой ленточкой, нарисовать на ней рисунок.

Также погремушку можно сделать из прозрачной баночки. Так у ребенка появиться возможность разглядывать то, что находится у нее внутри. В этом случае стоит наполнить баночку разноцветными бусинками или яркими пуговицами.




Мини-подушечки

Для детей 5-6 месяцев невероятно полезны и интересны тактильные ощущения. Это позволяет развивать мелкую моторику, чувство осязания. На помощь в развитии ребенка придут маленькие подушечки, диаметром 7-10 сантиметров. Для их изготовления необходимо взять разные по фактуре, цвету и принту ткани.

Большое преимущество таких подушечек в том, что для них не нужно покупать материал специально. Для этого сгодиться старые вещи: цветастое платье, не нужные джинсы, «беременный халат», который теперь не нужен, да и маленькие вещи вашего крохи тоже окажутся весьма кстати. Подушки можно сделать квадратными, круглыми, овальными. Именно от формы будет зависеть выкройка.

Разберем самую простую круглую подушечку. Необходимо вырезать из отреза ткани два круга заданного диаметра. При этом можно сделать круг из одной ткани, в второй из другую из другого, так будущая игрушка получится. Не забывайте оставлять припуски на 0,5-1 сантиметр, в зависимости от качества материала. Складываем два отреза друг к другу лицевой стороной и прошиваем, оставляя зазор в 3-4 сантиметра, чтобы можно было вывернуть наружу рисунком и набить подушку через нее. Выворачиваем.

В центре можно пришить пуговку, которая у вас есть или можно смастерить ее самостоятельно. Для этого возьмите монетку и немного ваты или синтепона. Скатайте шарик и поместите его на монетку. Затем обтяните полученную заготовку кружочком ткани и скрепите ее внизу ниткой. Пришейте к середине подушки. Этот прием сделает вашу подушку еще интереснее для ребенка. Теперь, когда оболочка готова – набиваем ее. Для этого можно использовать сыпучие материалы – гречку, рис, пшено, песок (смотрите на плотность ткани, набивка не должна «просачиваться» наружу), а так же стандартные синтепон, вату и поролон. Теперь нужно зашить отверстие для набивки. Для этого используем потайной шов.

Чтобы ребенку было интереснее, можно создавать подушки – зверюшки, декорировать различными лентами, наклейками и большими пуговицами. Обратите внимание, все детали должны быть надежно закреплены и быть достаточно крупными, чтобы ребенок не смог их проглотить, потому что детские пальчики способны отковырять даже самые надежно пришитый бисер.




Покупка развивающего коврика может сильно ударить по бюджету семьи. В более дешевых моделях, чаще всего используется некачественная краска, которая может вызвать аллергию на нежной коже младенца. Избежать бесполезной траты денег и быть уверенным в качестве готового изделия можно, если создать его самостоятельно. Для этого не нужны большие вложения, достаточно желания и немного терпения и времени. К тому же, в свой коврик вы сможете включить большое количество кармашков и атрибутов, чем вам предложат в магазинах.

Итак, для коврика необходимы лоскутки разных расцветок и фактур. Чем больше разнообразие, тем ярче и интереснее вашему ребенку. Отличая ткани на ощупь, он начнет понимать, что есть гладкое, есть шершавое, есть холодное, есть теплое. Можно даже сделать небольшой участок с края из шерсти, чтобы она слегка колола малыша. Для того, чтобы коврик был теплее и мягче, сделайте его двухслойными и расположите между слоями рулонный синтепон. Чтобы он не съезжал, а коврик в случае ЧП можно было постирать, прошейте его по границам лоскутков.

Для декора можно использовать ткани других оттенков, различные пришивные аппликации. Если позволяет фантазия и время, то можно сделать самостоятельно сову, собаку, кошку, хомячка, пингвина или ежика. Для этого не нужно особого умения, достаточно найти подробную инструкцию в интернете, сделать выкройки и пришить их в определенной последовательности к коврику.

Используйте интересные уловки. Подложите под несколько лоскутков шуршащий материал. Для этого используйте целлофан от магазинных упаковок из-под одежды. Они шелестят громче, чем целлофановые пакеты. Кармашки станут отличным дополнением к игровому коврику. В них можно прятать маленькие игрушки, а потом находить их. Вшитые внутрь пищалки привлекут внимание и научат точечно нажимать пальчиком или ручкой.




Альтернатива развивающему коврику - тканевая сенсорная книжка.

Если вы задались идеей создания развивающей игрушки когда малыш уже уверено сидит, то коврик может не заинтересовать его. Так, на помощь приходит альтернативный вариант – развивающая книжка. Принцип тот же самый, но на этот раз, ребенку удобно держать ее в руках и нужно перелистывать страницы, чтобы увидеть новые изображения, а значит, развивает координацию и помогает лучше ориентироваться в пространстве.

Для изготовления подобной книжки необходимы разные квадратные лоскутки со стороной 20 сантиметров. Это будут странички книги. Делать их нужно не много, чтобы она не была слишком массивной, ведь из-за аппликаций страницы не будут прилегать к друг другу и создадут дополнительный объем. В среднем книжки имеют около 6 станиц. Таким образом, необходимо подготовить 12 лоскутков – основ.

Ребенку будет интересно разглядывать книжку с многоуровневыми аппликациями. Яркий пример – домик. Открывающиеся двери и окошки научат малыша захватывать мелкие детали двумя пальчиками. Представьте, открывает ребенок окошко в книжке, а там лисичка. Неожиданно, радостно и запоминающееся. Таким образом, ребенок сделал мелко-сенсорное движение, и узнал одно животное. Открывающиеся окна и поднимаюшаяся ветка дерева, работает по этому же принципу. Грибочки, ягодки и цветочки должны быть яркими.

Хорошо, если вы сможете вшить в книгу молнии и липучки. Полезными вставками будут и разные кнопки, установить которые можно в ближайшем ремонте одежды. Люверсы позволят создать на одной из страниц шнуровку. Сначала ребенок будет ее разглядывать, а потом может приступить к активным тренировкам. Используйте все, что удалось найти.




Доска «Мастера»

Эта развивающая игрушка точно не останется без внимания, однако сделать ее будет легче папе, нежели маме. Для этого необходимо взять деревянную основу (ею может стать дверца от шкафа или часть столешницы). Деревянную основу необходимо зашкурить и покрыть лаком. После чего на ней можно закрепить шпингалет, выключатель, дверной замок, крючки, защелки, рычаги и все бытовые мелочи, которые так привлекают внимание детей. Такая «игрушка» способна на длительное время занять как мальчика, так и девочку.

К тому же, имеющиеся выключатели, щеколды и прочие атрибуты повседневной жизни легче будет объяснить, когда он уже имеет представление о них. Проделывайте как можно больше движений вместе, раз за разом комментируя каждое действие.

Очень полезно сделать на доске часы, так вы научите малыша цифрам и понятию времени. Пусть он пока не понимает этого, но в будущем для него, получение этих знаний будет проходить проще. Малыши в 3-4 года уже могут считать до 10-12, а учиться на практике всегда интереснее.




Делаем бусы для игры

Оригинальной и очень полезной игрушкой для развития мелкой моторики, а значит, и речи малыша могут стать бусы. Обычные, покупные, доставшиеся малышу от мамы, не подойдут. Потому что чаще всего в них используются одинаковые бусинки, приблизительно одинакового размера и фактуры. Изготавливая самостоятельно, вы можете дополнить бусы интересными деталями, на которые малыш не сможет не обратить внимания.

Для изготовления бус нам потребуется нитка 30-40 сантиметров (лучше всего взять двойную нитку для того, чтобы ребенок не смог ее порвать). Длина будет зависеть от того, сколько чего и как вы будете на них располагать.

Теперь, самое интересное. Разберите старую шкатулку со швейной фурнитурой, уверена, что вы отыщите там огромное количество разнообразных пуговиц, трубочек, бобин от ниток. Если вы сумеете достать колокольчик или бубенчики, которые будут весело звенеть при игре в них, то цены вашим бусам не будет. Для разнообразия можно связать маленькие кругленькие шарики разных цветов. Чем разнообразнее материалы – тем лучше.

Эти бусы пригодятся не только крохе, но и подросшему ребенку. По ним можно изучать цвета.




Мамочки знают, что в мусор летят очень красивые упаковки от детских игрушек, соков и прочего. Порой так хочется сохранить картинку, но складировать мусор в доме, где живет ребенок, не гигиенично и не практично. Но если вырезать только животного, картинку, то получается небольшая и очень яркая карточка, которую малыш может рассматривать и учиться новому. Идеально, если на картинке будет подпись что на ней нарисовано. Например, разрезая упаковку от сока, постарайтесь захватить слово яблоко, если оно есть на картинке. Такую возможность упускать нельзя, поэтому берем ножницы и начинаем резать.

Вырезаем и складываем карточки в коробочку, а когда накопится достаточно – укрепим их. Ребенок еще не понимает, что их рвать нельзя, и если они попадут в воду, кашу или суп, то навсегда испортиться. Поэтому надо защитить их от губительных действий. Если дома есть ламинатор, то оберните карточки в ламинирующую пленку. Однако, это скорее исключение из правил. Для остальных есть иной способ укрепить карточки. Возьмите широкий скотч и проклейте карточку с двух сторон. Такой защите не страны никакие действия. Если все сделано аккуратно и точно, то карточку можно будет даже купать.

Хранить карточки лучше в красивой коробочке, которая будет стимулировать ребенка заглянуть во внутрь. Для того, чтобы создать ее, необходимо взять основу. В качестве нее отлично подходит коробка из-под обуви. Обувной коробки достаточно для хранения огромного количества карточек. Постарайтесь украсить ее детскими рисунками не только снаружи, но и внутри. Если приклеить на внутренней стороне крышки зверька, то можно играть в прятки. Зверек будет появляться и прятаться в коробку. Малышу точно понравится такая игра.

Старайтесь все игрушки прятать в яркие, красивые коробки. Это полезно влияет на память малыша. Он точно знает, что карточки находятся в красной коробке со звездочкой, а камушки в синей с лисичкой.




Еще одна развивающая игрушка – камушки. Обычные камни, собранные в песочнице могут быть невероятно полезны дома. Если у вас есть возможность собрать речные экземпляры с гладкой поверхностью, то обязательно прогуляйтесь на речку. Так вы облегчите себе работу в дальнейшем.

Для создания полезной игрушки для ребенка вам понадобиться гуашь, прозрачный лак для ногтей и немного фантазии. С помощью разноцветной гуаши нарисуйте на поверхности камушков различных животных. Если они вам не под силу и художник вы так себе, то рисуйте цветочки, ягодки, улиток, сердечки, машинки и овощи. Для тех, кто с кисточкой совсем не дружит, можно посоветовать однотонные камушки с полосками, точками, пунктиром и загагулинами. Для деток, которые уже способны запомнить цифры и буквы – напишите их. Используйте контрастные цвета, чтобы они бросались в глаза и хорошо запоминались. Даже если вы совсем не умеете рисовать и просто раскрасите их в разные цвета – это уже огромный плюс для развития чада.

Итак, допустим с рисунком все ясно. Раскрасили камушки, нанесли все, что смогли. Теперь изображение нужно закрепить, чтобы оно не смазывалось и не смылось, используем обычный лак для ногтей. Вместо него можно покрыть любым другим – яхным, акриловым.

Вначале ваш малыш сможет перебирать их, затем раскладывать по цветам, а потом озвучивать картинки.

Чтобы ему легче запоминались цифры и буквы, выучите несколько стишков и сопровождайте картинки забавными прибаутками. Так ребенок запомнит не только счет и научится читать, так еще и стишки сам рассказывать будет.




Создаем гоночный, многоуровневый трек

Создание трека, по которому будет кататься мячик, машинка или яйцо от киндера – очень увлекательное занятие не только для малышей, но и для их родителей. Покатать и посмотреть, какими замысловатыми ходами прыгает мячик, захочется каждому ребенку.

Для того, чтобы создать такую игрушку понадобятся несколько досточек, уголков (в зависимости от количества ярусов), ножницы и клей. Можно обойтись и обычным картоном. В качестве основания можно использовать любую доску (ее можно найти после ремонта в вашей квартире или спросить небольшой кусок у соседей или родственников) или пустую коробку.

Не стоит делать сильно высокие стенды, ребенок должен без труда доставать до верхнего яруса и видеть, что там происходит. Уголки без труда можно найти в строительных магазинах, стоят они не дорого, весят мало и легко режутся ножом или ножницами. К тому же, они очень легкие, что позволяет приклеивать их на жидкие гвозди, момент или универсальный клей.

Самая большая сложность заключается в техническом исполнении игрушки. Необходимо просчитать наклон, расстояние между балками, чтобы перекатываясь шарик или машинка не вылетали за пределы трека. Особой формулы расчета не существует. Придется все испытывать на практике. Выберите два предмета разного веса, которые можно катать и начинайте экспериментировать. В случае, если угол будет больше необходимого, машинка перевернется и с места больше не сдвинется, а мячики отпружинят и упрыгают от вашего чада.

Руки для человека очень важны. Ежедневно они выполняют тысячи разнообразных движений, большинство из которых делаются неосознанно. Поэтому в развитии ребенка следует особое внимание уделять мелкой моторике. Малыши любят трогать предметы, ощупывать их, пытаются выполнять простейшие движения руками.

Игрушки для развития мелкой моторики служат отличным практическим материалом, с помощью которого ребенок через игру занимается каждый день. Их можно изготовить самостоятельно, используя разнообразные подручные средства.

Меры предосторожности

Существует множество мастер-классов, помогающих изготавливать дома игрушки детям любых возрастов. Многие современные родители стараются развивать моторику ребенку рано, пока он еще грудничок. Малышам всегда интересны новые предметы.

Однако, выбирая материалы и пошаговую инструкцию, стоит помнить о мерах предосторожности:

  1. Пришивайте все элементы игрушки покрепче, особенно мелкие - дети любят не только трогать, но и пробуют «на зуб» понравившийся предмет.
  2. Закончив поделку, проверяйте все ее элементы сами, причем несколько раз. Насколько крепко пришиты пуговицы? Легко расстегнуть молнию? Есть узкие места, где можно случайно защемить палец?
  3. Осмотрите игрушку. Помните, там не должно присутствовать никаких мелких острых концов, режущих краев и других опасных элементов, о которые малыш может пораниться.
  4. Используйте на игрушки для развития моторики рук для малышей только натуральные материалы, не содержащие никаких примесей или химии.
  5. Проявите фантазию. Ребятишки 0-3 лет и старше познают мир через тактильные ощущения. Вот почему они стараются все потрогать, даже попробовать. Делайте разные игрушки - мягкие и твердые, шершавые. Экспериментируйте с размерами и формой. Помните, даже месячный младенец сможет развиваться, изучая новые предметы.


Сенсорные мешочки

Такие игрушки своими руками для развития мелкой моторики у детей подойдут малышам 0-3 года и чуть старше. Внешне они выглядят как мягкие тканевые мешочки, набитые разнообразными материалами. Ребенок будет трогать их и обнаружит скрытые сюрпризы внутри.




Сова с секретом

Маленький мешочек - сова, внутри которого находятся различные материалы.






Что потребуется:

  • фетровая ткань - разноцветные кусочки (белый - глаза, желтый - клюв и основной цвет для туловища);
  • ленточки;
  • нитки;
  • иголки;
  • тюль или иная прозрачная ткань;
  • мелкие материалы (бусинки, звездочки, пуговицы);
  • готовая выкройка.

Порядок изготовления:

  1. Дидактический материал можно скачать готовые или нарисовать самим. Основа - туловище совы в форме арки. Перенося готовые детали на ткань, стоит помнить, что одна сторона (задняя) - будет закрытой, а вторая (перед) - имеет небольшое круглое отверстие, через которое содержимое мешочка отлично просматривается.
  2. Вырежьте круг чуть больше отверстия из тюли. Аккуратно пришейте его к детали передней стороны (где было круглое отверстие).
  3. Соедините основные две детали, прошив машинкой. Только оставьте внизу небольшое отверстие, через которое набейте мешочек собранными мелкими деталями. Незачем класть много, лучше соберите разных штучек: звездочки, пуговицы, бисер.
  4. Закончив набивку, закройте отверстие. Теперь осталось украсить мешочек - вырежьте из мягкого белого фетра глаза, черным маркером можно добавить им зрачки, из желтого - треугольный клюв. А голову совы украсьте двумя яркими ленточками. Такие игрушки для мелкой моторики рук от года тоже подойдут. Они безопасны, ведь содержимое нельзя достать.

Тактильные мешочки

Можно смастерить несколько маленьких тканевых мешочков, набив их разнообразным содержимым: крупами, бисером, рисом.


Что потребуется:

  • ткань;
  • нитки, иголка;
  • ножницы;
  • содержимое - крупы, рис, бисер, бусинки.

Порядок работы:

  1. Раскроите несколько маленьких подушечек и аккуратно набейте каждую крупами, только смотрите, чтобы содержимое получилось разным. Например, в одной будет только рис, в другой - овсяная крупа и пр.
  2. Сшейте дополнительно для них большой тканевый мешок, где будете хранить самодельные игрушки.
  3. Чем набивать? Вариантов много: ракушками, рисом, ватой, камушками, бусинами. Главное, чтобы предметы были гладкие и безопасные.

Слингобусы грызунки и браслетики для грудничков

Такие игрушки больше подходят для грызения и ощупывания младенцам. В магазинах не всегда можно доверять ассортименту, нет гарантии в безопасности изделий. А дома можно смастерить их самим, используя пошаговую инструкцию.





Это самые ранние игрушки, внешне похожи на бусы или браслеты. Мамы часто надевают их, чтобы отвлекать ребенка, пока он находится в слинге или на руках.

Важно! Здесь потребуются навыки вязания именно крючком. Умение связывать предметы (браслеты, бусины) и связать отдельные элементы (фигурки животных, мягкие шарики).

Что потребуется:

  • деревянные бусины;
  • хлопковые нити;
  • крючки;
  • вощеный шнур/лента (основа);
  • наполнитель (силиконовое волокно, вата);
  • шуршащие или какие-нибудь гремящие предметы (по необходимости).


Порядок работы:

Заранее определитесь, будет это маленький браслет, полноценные бусы или игрушка - кусалка. Основой служит деревянный предмет.

Браслет - игрушка

Вариант 1. Возьмите небольшое деревянное кольцо и аккуратно обвяжите его так, чтобы вязаная ткань покрыла всю поверхность. Похожим образом обвяжите небольшую деревянную бусину - «голову» игрушки. Отдельно свяжите пару ушей к ней, оформите мордочку. Закончив, соедините детали.

Вариант 2. Здесь деревянные шарики чередуются с мягкими, вязаными. Можете обвязать несколько деревянных шаров - бусин или связать шарики, набив их ватой/поролоном. Пусть в браслете мягкие шарики чередуются с обычными деревянными. Соедините их, набрав на толстую, хлопковую нить.

Вариант 3. Браслет с разными шариками дополнен парой деревянных колец.

Вариант 4. Браслет - бегемотик. Обвяжите деревянную основу - браслет хлопковой нитью, только плотнее и закрепите концы. 4 ножки и голову бегемотика свяжите отдельно. Набейте их ватой или иным мягким наполнителем.

Вариант 5. Разноцветные вязаные шарики собраны вместе, с ними фигурка маленького бегемотика. Каждый шарик связывайте отдельно. Можно использовать разноцветные нитки, так игрушка получается ярче. Собирая готовые шарики, чередуйте их с небольшими бусинами. В центре пришейте вязаную фигурку зверушки.




Слингобусы выполняются похожим образом, только они большего размера. Мама носит такие как практическое пособие малыша, заодно отвлекающая вещь.

Подобные игрушки подходят и годовалым детям, 1-2, даже 1-3 лет. Можно со временем усложнять структуру бус или браслета, объясняя ребенку, из каких именно элементов он состоит.

Шнуровка

Дети постарше (3-4, также 4-5 лет) уже освоили азы пальчиковой моторики, пора им изучать мастерство завязывания шнурков. Конечно, большинство детской обуви делается на удобной застежке или липучке, но малышу все равно нужно уметь завязывать себе шнурки.


Лучше всего навык познается на практике. Поможет игрушка - шнуровка. Видно как развитие мелкой моторики рук помогает ребенку в жизни.

Что потребуется:

  • фетр разноцветный;
  • шнурки (обычные новые);
  • картон - основа;
  • кнопки (вернее, специальные кружки, которыми закрываются отверстия);
  • нитки, иголка;
  • ножницы;
  • готовый шаблон.

Порядок работы:

Форма игрушки. Если шнуровку делаете для малыша помладше (2-4 года), тогда можно сделать любую зверушку. Например, улитку или дракона, на котором будет элемент шнуровки. Фактура изделия тканевая, мягкая. Чтобы игрушка заинтересовала, стоит выбирать любимого зверя ребенка. Нравятся динозавры - сделать динозавра, нравятся кошки - кота. Добавить элемент шнуровки несложно к любому.


Если ребенок постарше (5-6 лет), лучше изготовить пример обуви. Тогда он сможет практиковаться завязывать шнурки, вдевать их, вязать бантики, понимая, где это используется.

Улитка - шнуровка

Раскроите все детали будущей улитки: круглую раковину, туловище, два кружка - глаза, дополнительные детали - окружение. Основой будет лист плотного картона, сверху обшитый фетром или иной плотной тканью. Для удобства картон приклейте потом.

Сначала на ткань - основу пришейте элементы будущей улитки. Для оформления ее раковины прострочите несколько раз, делая шов в форме уменьшающейся спирали. Закончив, пришейте вручную бусинки, через которые потом нужно будет продевать шнурок.

Осталось пришить оставшиеся детали игрушки - туловище, глаза. Два шнурка будут рожками улитки. Сделайте поделку яркой, разноцветной, чтобы заодно развивать способность ребенка различать цвета (их названия, наименования предметов). Добавьте элементов к картине. Солнышко, травку, пенек.

Шнуровка - кеды

Скачайте шаблон кеды и перенесите его на ткань. Постарайтесь создать реалистичную обувь. Низ - темный фетр, носок - полукруг белой ткани, основа - детали из зеленого фетра. Основа - квадратный отрез ткани, к ней пришиваете детали игрушки.

Сначала пришейте черный низ. Сверху - белый полукруг-носок кеды. Делайте его чуть меньше, чтобы край низа был заметен. Сложнее всего - оформить дырочки. Купите специальные пластиковые «шлепки», и сделав круглые дырки, установите их сверху. Можно приклеить, чтобы ребенок потом не смог вытащить детали.

Такие сенсорные игрушки должны быть максимально реалистичными. Малыш станет ассоциировать их с настоящими кроссовками или ботинками.

Массажный коврик для Вовика

Массажный коврик для Вовика

Врачи рекомендуют применять массажный коврик детям, начиная с 1 года (для профилактики плоскостопия), а также массажные коврики помогут сохранить и укрепить правильный свод стоп ножек, помогут ребенку научиться удерживать равновесие, активизируют различные точки на стопе, позволят познакомиться с различными материалами (мягкими и твердыми, колючими и ребристыми, сыпучими и подвижными).

Я сшила для внука массажный коврик на основе обычного деревенского половичка. Размер коврика 50 х 240 см. Общий вид такой у коврика:

Так как на коврике есть параллельные пути, всегда можно выбрать где хочется сейчас пробежать. А можно и задания давать ребенку по какому пути идти. А теперь поподробней о том, что тут есть для массажа стоп.

Начинается дорожка со следочков из губки "эффект" (можно дать задание точно на них наступать) и деревянных крупных шариков (крутятся, трудно стоять). Потом идет мочалка из сезали:

Дальше на коврике пришит зигзагом джутовый канат, рядом пластиковая решетка. Следующие этап -металлизированные губки (как кочки), буковые палочки и поролоновые мочалки, составляющие радугу (и на них, и на кочках сложно устоять):

Следующий ряд: скалистое море (мешок, набитые литром вишневых косточек) и зыбучий песок (килограмм прокаленной перловки). За ними ряд березовых палочек, вдетых в резинку и пришитые поролоновые бигуди с проволокой внутри. Дальше цветы из вспененной резины и зеленые колючие кочки:

Дальше пришита бамбуковая циновка и рядом пластиковые кольца на разноцветных тесемках:
Заканчивается коврик тремя рядами: мягчайшей зеленой салфеткой с пушистыми столбиками; нашитыми пуговицами всех цветов и размеров и мешком со скорлупками от фисташек.

В свернутом виде коврик легко помещается под детской кроваткой:

Внук сначала долго рассматривал новый девайс:

Потом опробовал различные элементы на крепость:

Но пришито все на совесть!!! Теперь легко бегает по всей дорожке босиком, совершенно безо всяких усилий:

Надо сказать, что на его годовасии многие взрослые гости решили походить по нему. Увы, смогли немногие! )

Многие педагоги и воспитатели упорно твердят о пользе развивающих игрушек. По сути, такие развлечения направлены на развитие у ребенка какого-то умения или навыка: мелкой моторики, знаний о цветах, размерах, числах и так далее. Для каждого возраста игрушки подбираются индивидуально, ведь то, что интересно годовалому ребенку, вряд ли привлечет внимание пятилетки.

0-12 месяцев

В этом возрасте малыш только осознает свои способности, поэтому важно развивать координацию, умение сосредотачиваться, хватательный рефлекс. Игрушки должны быть яркими, фактурными и легкими: бусы, погремушки, мобили, кольца, тряпичные мячики, развивающие коврики – то, что нужно для ребенка, возрастом до 6 месяцев. Для детей постарше можно подыскать музыкальные игрушки, сортеры, матрешки и так далее. С 9 месяцев можно предлагать перчаточных и пальчиковых кукол, коляски, мягкие книжки, игрушки-вкладыши, кубики и так далее – они направлены на развитие двигательной, речевой активности, а также мелкой моторики.

1-2 года

Сейчас можно давать ребенку игрушки, которые можно разбирать и собирать, к полутора годам предложите чаду предметы, которые можно обобщить по одному признаку: цвету, величине и так далее. К двум годам можно играть в предметные игры – строительные, сюжетные, использовать различные карточки, пирамидки, сортеры, книжки и так далее.

2-3 года

Настало время развивать не только мелкую моторику, но и умения различать мир вокруг. К развивающим игрушкам для этого возраста относятся поделки из бумаги, природных материалов, пластилина, сюжетные и предметные игры на проверку знаний и умений, самодельные карточки, моделирующие ситуации.

3-5 лет

Все возможные игры на изучение чисел, алфавита, времен года, часов, детские настольные игры, паззлы, конструкторы, лото, книжки, развивающие доски и так далее.

Какие подручные материалы можно использовать?

Уважаемые рукодельницы, игрушки своими руками можно изготавливать из различных материалов: лоскутков ткани, пряжи, старой одежды.

С использованием разнообразной фурнитуры (липучки, крупные пуговицы, молнии, кнопки, пряжки, нашивки и так далее – главное, чтобы ребенок не смог их оторвать и засунуть в рот), оберток от конфет, крупы, макарон, колокольчиков, фольги, наполнителей вроде поролона или синтепона и прочего.

Развивающий кубик своими руками: мастер-класс

Для изготовления такого кубика понадобится: 6 равных квадратов ткани разных цветов, синтепон или поролон для наполнения, флизелин, различная фурнитура – пуговицы, ленты, обрывки ткани, брошки и так далее, нитки, швейная машинка.

Из ткани нужно вырезать 6 равных квадратов.

Из флизелина необходимо вырезать квадратики на 1,5 см меньше, чем тканевые. Их прикладываем на ткань и нагреваем утюгом, чтобы флизелин приклеился к основе.

Каждую сторону будущего кубика нужно оформить: сделать из лоскутков аппликацию, пришить бусины, змейки, пуговицы и так далее. Проще всего нарисовать рисунок исчезающим маркером, а потом выложить его на ткани. К примеру, вот так.

Когда с декоративной частью покончено, нужно сшить 4 квадрата в одну полоску.

Потом пришиваем еще два квадрата.

Все простроченные швы нужно обязательно закрепить, сшивать нужно по контуру флизелиновых граней. Шьем развертку: две грани нужно состыковать, а припуск третьей завернуть внутрь.

В уголке последней грани нужно оставить отверстие: готовое изделие выворачиваем, набиваем синтепоном и зашиваем потайным швом. Также внутрь квадрата можно вложить колокольчик или шуршащую бумагу. Изделие готово!

Шьем развивающую подушку: мастер-класс

Развивающие игрушки – понятие довольно-таки объемное, к ним можно отнести также и подушку, но не обычную для сна, а украшенную объемными аппликациями и деталями – отличное средство для развития мелкой моторики. Подушка «Скворечник» будет интересна детям разного возраста.

Для ее создания нужны разноцветные лоскутки ткани, флизелин или мягкий материал вроде тика, синтепон, тесьма, узкая лента, нитка, иголка. По желанию можно нашить бусины и пуговицы.

Из тика выкраиваем саму подушку в виде домика (2 детали), по краю ее сшиваем, оставляя небольшое отверстие для набивки.

Из яркой ткани шьем наволочку той же формы.

Из двух прямоугольных лоскутов, сложенных вдвое, делаем крышу для скворечника, декорируем ее тесьмой.

В самом каркасе домика вырезаем круглое отверстие, края подшиваем и украшаем тесьмой.

Теперь можно сшить птичку (2 детальки для тельца, 4 детали для крылышек), а также можно сделать яйца (по две овальных детали, сшитых между собой).

В качестве наполнителя используем синтепон, после чего отверстие в тельце зашивается. Прикрепляем к ним ленточку, второй конец ленточки прикрепляем внутри скворечника.

С наружной стороны нашиваем карман, в который и помещаются «обитатели» гнезда.

Наволочку можно сшить вместе или скрепить при помощи молнии – тогда чехол можно будет стирать. В наволочку вкладываем набитую подушку, можно декорировать ее аппликациями и бусинами и начинать игру!

Еще несколько вариантов развивающих подушек:

Игрушки-шнуровки своими руками

У малышей пальчики еще очень неумелые, поэтому выполнять точные движения и координировать свои действия им очень нелегко. Мелкая моторика – это не только развитие определенных участков мозга, но и подготовка руки к рисованию и написанию. Игры-шнуровки – прекрасный тренажер, который можно изготовить самостоятельно безо всяких материальных затрат.

Самый простой способ – вырезать из плотного картона фигурку в виде башмачка, при помощи дырокола сделать отверстия, вооружиться подходящими шнурками и предложить ребенку новую забаву.

Более сложный вариант – игрушки-шнуровки в виде животных или так называемые «пришивайки» с заготовленными деталями и отверстиями: к примеру, дерево с листочками или ежик с яблоками, или веселое солнышко с лучиками.

Развивающие коврики для детей разного возраста

Выбирайте для коврика плотную основу: это может быть ткань с подложкой из синтепона или старое детское одеяло – тогда чаду не будет холодно ползать на полу. Фон можно сделать как однотонным, так и из крупных кусочков, легче всего посадить ткань на клеевую основу – прослужит дольше. Каждый элемент – от пуговицы до обрезка ткани прикрепляем тщательно, чтобы ребенок не смог их оторвать. Лучше всего дублировать пуговицы с изнаночной стороны. Липучки, погремушки, колечки, кулечки с шуршащей бумагой внутри, пуговицы и аппликации – все это подойдет для декора. Кстати, при желании коврик можно и связать – кто на что горазд, как говорится.

Кстати, для детей постарше коврики могут быть тематическими: их можно украсить фигурками животных, цифрами, буквами алфавита или вовсе разделить на 4 части а-ля 4 времени года и декорировать снежинками, листочками и прочей атрибутикой.

По аналогии можно изготовить и развивающие книжки с мягкими аппликациями, главное – чтобы они были яркими и интересными.

Для самых маленьких можно сшить или связать рельефный браслет-погремушку: в виде цветка или забавного животного. Внутрь можно положить шуршащие пакеты или колокольчики.

А вот такой браслет способствует развитию зрения и слуха ребенка, а также координации движений.

Можно сделать и так называемые слингобусы – они также способствуют развитию тактильных ощущений и мелкой моторики. Можно также прикрепить к ним забавные вязанные брелочки. Самый простой способ сделать бусы – обвязать их крючком или спицами, а затем собрать на плотную нитку.

Из подручных материалов можно сделать и развивающий стенд, на нем столько интересного, что можно повернуть, расстегнуть, нажать – масса удовольствия для настоящих исследователей! А заодно можно выучить цвета, цифры, буквы и так далее.

Можно сделать тряпичные подушечки или фигурки и набить их различными крупами – гречкой, риса, фасолью и так далее. Отдайте малышу – пусть перебирает пальчиками: и ему работа, и маме небольшой отдых.

Для детей от 3 лет можно сделать раскраску или аппликацию с листочками дерева, из картона или ткани можно вырезать фигурки, буквы, цифры и так далее и предложить ребенку на ощупь узнать фигурку. Сделайте карточки, конструируйте поделки из спичек, проволоки, полимерной глины, пластилина, из старых киндеров можно сделать лото, из бутылок – кегли, сшейте тряпичные пальчиковые куклы и устройте представление – это нехитрое действо сблизит вас с ребенком и при этом очень полезно для развития крохи!



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»