Фаберже кто он. Кто такой Карл Фаберже? Ветер злых перемен

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Представляем вашему вниманию историю легендарного ювелирного Дома, внесшего в историю России по-настоящему драгоценный вклад.

Давным-давно, когда Советский Союз еще и не думал разваливаться, кому-то пришло в голову собрать роскошное подарочное издание, посвященное необычным и драгоценным предметам, принадлежавшим царской семье. В нарядную картонную коробочку втискивались пять тоненьких книжек, напечатанных на отличной тяжелой финской «меловке». Там были «Кареты и экипажи» с обитым парчой детским возком Петра I и «зимним поездом» Екатерины II, ткани — вышитая золотыми и серебряными нитями и жемчугом парча церковных облачений, часы включая уникальный образец деревянных часов, оружие... и изделия Фаберже.

Тираж «пошел под нож», так и не дойдя до магазинов — из-за изобилия царских портретов как раз в книжечке «Фаберже». Ну сами посудите, как такое можно выпускать в мир, когда стандартное описание изделия звучало как: «Украшено миниатюрами — 7 портретов членов царской семьи и 9 сцен царствования, включая коронацию»...

Хотя какое-то количество работники полиграф-комбината, на котором книги печатали, все-таки растащили по домам...

Но в целом фамилия Фаберже в СССР вовсе не была под запретом, потому что цари царями, а престиж престижем. За сохранившиеся работы этой мастерской на европейских аукционах готовы были платить огромные деньги — и Россия имела полное право гордиться успехом «своего» придворного ювелира.

Фаври-Фабри-Фабьер

Кем же был этот мастер, фамилия которого у нас прочно ассоциируется со словом «яйцо»?

Как мы можем догадаться, он был французом, и, если верить архивам (а отчего и не верить), семья сначала носила фамилию «Фаври», затем «Фабри», потом «Фабьер», пока в 1825 году не остановилась на привычном нам «Фаберже». Родную Пикардию семья покинула еще под старым именем, в 1658 году, — Фаври были гугенотами, и в какой-то момент католическая Франция стала для них слишком неуютной.

Прежде чем «обрусеть», семья «онеметчилась»: в 1800 году ремесленник Пьер Фаври поселился в Ливонии. Здесь в 1814 году и родился его сын Густав — уже под фамилией «Фаберже». Где-то около 1830 года юный Густав приехал в Санкт- Петербург обучаться ювелирному делу. Совершенно точно известно, что в 1841 году он получил звание мастера, а всего год спустя у него был магазин Faberge на Большой Морской улице, в двух шагах от Невского проспекта. Продавались там, впрочем, не столько украшения, сколько драгоценные безделушки для интерьера, — что не странно, ведь обучался он у Андреаса Шпигеля, специализировавшегося на золотых шкатулках.

Увидеть его оригинальные работы мы не можем, но, судя по недавно найденным эскизам, не слишком много и теряем: его стиль был близок таким популярным тогда французским ювелирам, как Кулон, Массен и братья Массе, а изделия — вполне качественные — не выбивались из общего ряда.

Тот самый Фаберже

Но в 1846 году на свет наконец-то появился Фаберже, который нам интересен, — Петер Карл Фаберже, будущий «тот самый».

Он получил неплохое образование: начальное — в Петербурге, в гимназии Святой Анны, где обучали детей «низших слоев дворянства», профессиональное — в России у Хискиаса Пендина и в Германии, куда семья ювелира переехала в 1860 году, у Фридмана из Франкфурта-на-Майне. Россию Фаберже все же не бросали — в их отсутствие магазином управлял надежный человек. В возрасте 18 лет Карл объездил всю Европу, посмотрев работы лучших ювелиров Франции, Германии и Англии и поучившись в Париже у известною мастера Шлосса...

В Петербург молодой ювелир вернулся в 1866 году — работать не «начальником», а рядовым мастером вместе со своим наставником Хискиасом Пендином и прочими работавшими у отца ювелирами — Августом Хольмстремом и Вильгельмом Раймером. В 1868 году управляющим фирмы стал финский мастер Эрик Колин.

В 1872-м 26-летний Карл Фаберже возглавил петербургскую мастерскую. Тогда же к нему присоединился и младший брат с неожиданным для французской фамилии именем «Агафон». Вы заметили, что никого с фамилией «Романов» в этой истории пока нет? Их и не было до самого 1882 года, когда Фаберже впервые выставили свои изделия на московской выставке «Русское художественное и промышленное искусство». Они получили золотую медаль за копию античного браслета IV века до н. э. В этом не было ничего особенно странного: мастерская уже несколько лет реставрировала ювелирные изделия в Эрмитаже, но император Александр III, не сумевший отличить копию от оригинала, был достаточно потрясен, чтобы приобрести украшение.

Уникальность и «сюрприз»

А в 1885-м он заказал ювелиру первое из множества пасхальных яиц. Оно предназначалось в подарок его супруге императрице Марии Федоровне и было довольно простым — золотое под белой, как скорлупа, эмалью, с маленьким «сюрпризом» — золотой курочкой с рубиновыми глазками — внутри. На этом «матрешечностъ» изделия не заканчивалась — в курочке скрывался рубин в форме яйца, красиво «замыкая» образ. Императрица была в таком восторге от подарка, что Фаберже получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно — с полным творческим «картбланшем», имевшим всего два ограничения: I) все яйца должны были быть разными. 2) прятать внутри какой-то «сюрприз». В качестве приложения к такому заказу Карл Фаберже получил звание поставщика императорского двора и право изображения на своем клейме двуглавого орла. А еще через 5 лет он был назначен Оценщиком Кабинета Его Императорского Величества.

Не считая перерыва во время Русско-японской войны, традиция «пасхального заказа» сохранялась вплоть до Октябрьской революции. И конечно, «одним яйцом в год» дело не ограничивалось. После смерти в 1894 году императора Александра III мастера стали делать двойную работу — и для вдовствующей императрицы, и для супруги нового императора Николая II. И каждый раз они неукоснительно выполняли оба «дополнительных требования»: яйца были не просто разными, а удивительно разными — золотыми, серебряными, стеклянными, хрустальными, деревянными. Их украшала инкрустация драгоценными камнями, гравировка, традиционная перегородчатая эмаль или более редкое гильоширование — еще одна эмалевая техника, в которой мастера Дома Фаберже были особенно сильны.

«Сюрпризы» внутри тоже были весьма разнообразны: небольшие украшения, фигурки животных, крошечные модели, портреты-миниатюры... В «Коронационном» яйце пряталась карета — точная копия той, в которой Николай II и Александра Федоровна выезжали на коронационных торжествах в Москве. Ее выполнил из золота и эмали мастер Георг Штейн. Окошки были сделаны из горного хрусталя, дверцы открывались... Размер внешнего яйца при этом был 12.7 см.

В конце XIX века Фаберже увлеклись изготовлением «механических» яиц. Из выполненного в стиле модерн яйца «Ландыш» при запуске механизма появлялись и раскладывались веером миниатюрные портреты императора и двух его старших дочерей — Ольги и Татьяны.

Причем слово «сюрприз» здесь говорит не только о скрытости маленьких драгоценностей — они и в самом деле оставались для венценосных клиентов секретом до самого подношения подарка. На все вопросы императора по поводу сюжета новой вещицы мастер отвечал только: «Ваше величество будет довольно...»

От портсигаров до цветов

Конечно же, Фаберже делали не только пасхальные яйца. Они создавали изумительные украшения. Именно из той мастерской вышло ожерелье, подаренное цесаревичем Николаем будущей жене, принцессе Алисе Гессен-Дармштадтской. А за второе — заказанное для нее же родителями Николая — Карл Фаберже получил самую крупную сумму за всю историю фирмы — 250 тыс. рублей. Кроме этого, сочетая с французской изысканностью немецкую практичность. Карл Фаберже сделал ставку на функциональные предметы — портсигары, лампы, часы, ручки для тростей и зонтов, рамки для фотографий, письменные приборы... Эти вещи далеко не всегда были выполнены из золота или серебра, но неизменно несли печать элегантности, характерную для стиля Фаберже.

А еще мастерская создавала множество прелестных безделушек для украшения дома — миниатюрные деревья, фигурки людей и животных в стиле нэцке (Фаберже сам коллекционировал восточные скульптурки, у него их было более пятисот) и изумительные «букеты», где неувядающие цветы, воссозданные с невероятной точностью из камня и металла, стояли в стаканах, наполненных хрустальной водой... В московском магазине Фаберже была устроена теплица, в которой выращивались самые разнообразные растения, служившие моделями для «каменных цветков». Порой у букетов был свой секрет — так, цветок анютины глазки мог прятать в каждом из лепестков по крошечному портрету.

При этом мастера больше обращали внимание не на фактическую стоимость материала, а на то, насколько точно он соответствует поставленной задаче, — именно поэтому золото, платина и бриллианты могут соседствовать у Фаберже с полудрагоценными камнями, сталью, костью и даже деревом. Именно Фаберже открыл русским ювелирам глаза на бесконечное разнообразие уральских самоцветов, используя в чрезвычайно изысканных и дорогих работах камни, пренебрежительно называвшиеся «поделочными», — нефрит, жадеит, ляпис, аметист, гелиотроп, топаз, горный хрусталь, халцедон, разнообразные яшмы, обсидиан, кварц, авантюрин, . И все это пользовалось неизменным спросом. В какой-то момент мастера просто перестали справляться с потоком заказов и Карл был вынужден привлекать ювелиров из других мастерских для выполнения работ по эскизам Фаберже.

В таком случае на готовом изделии ставились два клейма — фирмы Фаберже и мастера-исполнителя.

Ветер злых перемен

В конце XIX века в штате фирмы Фаберже было 500 человек, помимо головного предприятия в Санкт-Петербурге действовали пять филиалов: в Москве, Одессе, Киеве, Лондоне и Бангкоке. Кроме российских императоров постоянными клиентами Дома Фаберже были члены королевских семей со всего мира — британской, датской, австрийской... даже китайской. К 1914 году по миру было рассеяно примерно 100 000 изделий «от Фаберже».

Но и этот прочный «Дом, который построил Карл» не смог устоять под ветром революции — впрочем, как и Дом его основного заказчика. Последнее яйцо, выполненное мастерской в разгар Первой мировой войны, было суровым — его называют «Военное стальное». И оно действительно выполнено из полированной стали, с подставкой в виде четырех снарядов, укрепленных на постаменте из нефрита. «Сюрпризом» была миниатюра, изображающая императора Николая II с сыном Алексеем на позиции русских войск.

Мировая война, во время которой всем стало не до роскоши, нанесла Дому Фаберже урон, революция его разрушила. В 1918 году Карл Фаберже эмигрировал в Швейцарию, где и скончался через два года.

Его сыновья пытались восстановить дело в Париже и Женеве, но им это не удалось, и они продали бренд торговцу Сэмюэлу Рубину. Тот, понимая, что не сможет восстановить былую ювелирную славу, использовал роскошное название для продажи дорогой парфюмерии и туалетных принадлежностей. После имя еще несколько раз переходило из рук в руки, пока не было приобретено компанией Gemfields, специализирующейся на добыче, огранке и торговле драгоценными камнями. В 2011 году в Лондоне, Нью-Йорке, Женеве, Париже, Москве и Киеве вновь открылись ювелирные салоны Дома Фаберже.

Сегодня можно назвать два ювелирных брэнда, имеющих достаточную известность на западе и одновременно, тем или иным образом связанных с Россией. Первым является термин "Russian Cut" в привязке к качеству огранки бриллианта. Полноценным мировым брэндом его назвать можно с определённой натяжкой, потому что он не "раскручен" настолько, чтобы практически любой потребитель, если бы позволили средства, хотел бы иметь камень, огранённый именно в России. С бриллиантами русской огранки успешно конкурирует аналогичный товар из других стран с высокоразвитой ограночной промышленностью например, из Голландии и Израиля.

Вторым известным брэндом с русскими корнями является слово "Фаберже". Вне всяких сомнений его знает любой мало-мальский образованный человек на планете. В первую очередь благодаря шумным продажам исторических пасхальных яиц на аукционах. Но парадокс заключается в том, что даже после такой шумихи в средствах массовой информации не любой потребитель однозначно ассоциирует в своей голове слово "Фаберже" именно с ювелирной темой. Особенно это касается Америки, из-за того, что там в 30-гг XX века была зарегистрирована торговая марка Фаберже, выпускающая парфюм. Вторым обстоятельством, которое надо принимать во внимание, рассматривая имя Фаберже в качестве визитной карточки ювелирной России, является то, что сегодня эта торговая марка принадлежит НЕ российским ювелирам и права собственности на неё решаются в судах. Третьим обстоятельством является тот факт, что Карл Фаберже, был и по рождению и по воспитанию европейцем франко-датско-эстоно-немецких кровей. Он даже возглавлял немецкую общину в Санкт-Петербурге, что без дополнительных комментариев говорит о многом. Однако, именно этот человек, всю свою жизнь проработав в России, заложил русскую ювелирную школу в фундаменте которой лежит чрезвычайно важный принцип: любое, даже самое недорогое изделие должно быть сделано идеально с большим вкусом и художественной фантазией. Ведь фирма Фаберже выпускала огромный ассортимент продукции, предназначенной не для элиты, а для обычных людей. И отношение к качеству изготовления солдатского портсигара было таким же, как при изготовлении подарков для царских родственников.

Ювелирные Украшения в Традициях Карла Фаберже в США и Канаде

Такой подход сохраняется и сегодня при выпуске украшений на современных ювелирных фабриках России, продукцией которых торгует наша компания в США и Канаде. Вы можете быть уверены, что классические серебряные серёжки за 30 долларов и ультрасовременное колье за 3000 долларов делаются в Костроме, Москве или Петербурге с одинаковой любовью и старанием. Этот, не изменившийся за сто лет порядок, связывает мастеров фирмы Карла Густавовича Фаберже и современных российских ювелиров, превращая его имя в национальный ювелирный символ уже в XXI столетии. Не случайно, что свой дайджест из малоизвестных фактов, имеющих отношение к жизни Великого Ювелира мы решили начать с его слов на эту тему.

В Чём Настоящая Ценность Ювелирного Украшения?

Фаберже в 1914 году с оправданным превосходством сказал газетным репортёрам:-"Если сравнивать с моим делом такие фирмы, как "Тиффани", "Бушерон", "Картье", то у них, вероятно, найдётся драгоценностей больше, чем у меня. У них можно найти готовое колье в 1,5 миллиона рублей (примерно 65 миллионов долларов в сегодняшних ценах). Но ведь это торговцы, а не ювелиры-художники. Меня мало интересует дорогая вещь, если её цена только в том, что насажено много бриллиантов или жемчуга".

Международный Бизнес Фаберже

Лондонский магазин Фаберже обслуживал не только английскую клиентуру, но и служил центром торговли с Францией, Америкой и Дальним Востоком. Представители лондонского отделения фирмы совершали туда поездки, везя товары в эти страны и принимая оттуда заказы, которые передавались в Петербург. Например, сиамская (тайская) королевская семья была самым значительным клиентом на Дальнем Востоке. Возможно, потому, что принц Чакрабон долгое время жил в Петербурге, закончил пажеский корпус и женился на русской.

Почему Закрылся Магазин Фаберже в Лондоне

Английское правительство, под давлением местных ювелиров, которых обеспокоило присутствие на британском рынке Фаберже, ввело поправку в пробирный устав. Поправка требовала от русских сначала привозить полуфабрикат из драгоценных металлов в Лондон на клеймленние, потом увозить назад в Петербург на доделку, и затем снова уже полностью готовое изделие везти в Лондон. Это обстоятельсто, а также начавшаяся Первая Мировая война, снизившая покупательскую активность и сильно затруднившая доставку товара из России в Англию, заставила торговый дом Фаберже закрыть магазин в Лондоне в 1915 году.

Как Фаберже Создавал Пасхальные Яйца

Карл Фаберже и его брат Агафон Фаберже обсуждали проект очередного пасхального яйца в год рождения наследника престола. Агафон предложил обыграть в композиции тот факт, что наследник уже назначен шефом стрелковых частей. "Да,-согласился Карл,-только придётся изобразить грязные пелёнки, так как это единственные пока результаты его стрельбы".

"Отче Наш и Так Дальше"

Торопливость Карла Густавовича имела иногда курьёзные последствия. Сзади одного образка требовалось гравировать молитву "Отче наш". Нарисовав шрифт первых слов, он написал: "и так дальше". И рабочий-гравёр вместо полного текста молитвы так и выгравировал согласно рисунка: "Отче наш и так дальше". "Ведь вот,-заметил Фаберже-не додумались же до этого наши попы-до такого простого сокращения времени службы".

Чувство Локтя в Фирме Фаберже

Когда Фаберже сам принимал какой-нибудь заказ, он часто отвлекался и бывало так, что вскоре забывал его подробности. Тогда он обращался ко всем служащим, ища того, который был ближе к нему в то время, когда он говорил с заказчиком, и удивлялся, как это он (его работник) стоял поблизости и ничего не помнит. Поэтому среди служащих фирмы Фаберже вошло в обычай говорить, что отвечает не тот, который принимает заказ, а тот, который рядом стоит.

Требовательность Фаберже: "Сам Себя Не Обругаешь-Никто Не Обругает"

Если исходного рисунка не было под рукой, то в громадном количестве изготовляемых изделий трудно было узнать по виду предмета, кем из художников-модельеров был задуман проект. Когда Фаберже попадалась неудачная вещь, то он всласть издевался над неизвестным автором. Однако, бывали случаи, что автором оказывался не кто иной как он сам. Тогда, глядя на свой собственный эскиз, который ему приносили помощники в качестве доказательства, он виновато улыбался и говорил:-"Вот что значит некому ругать, так сам себя обругал".

Парадоксы Большого Бизнеса

Как-то сахарозаводчик с Украины с состоянием 21 миллион золотых рублей (примерно 1.1 миллиарда долларов в пересчёте на нынешние цены) по фамилии Кениг пожаловался Фаберже, торгуясь при покупке колье:-"Что ни год, то убытки". "Да-да,-ответил Фаберже,-что ни год, то и у нас убытки, но вот странно, как это мы от этих убытков богатеем".

Ювелирная Школа Карла Фаберже

Один из членов императорского дома очень интересовался ювелирным ремеслом и хотел лично ему обучиться. С этой целью он обратился к Фаберже, чтобы тот составил ему реестр всех нужных инструментов и инвентаря для мастерской. Старый мастер, которому поручили это дело, был большой оригинал. В список инструментов между молотками, чеканами, штихелями он включил "плоский ремень достаточной толщины". На вопрос заказчика, на что может быть ремень употреблен в ювелирных работах, старик ответил:-"Ваше Высочество, это первый и самый необходимый инструмент, без которого ни один ученик ещё не обучился ювелирному искусству".

Княгиня-"крышевательница"

Из особ императорской фамилии особенно покровительствовала иностранным ювелирам великая княгиня Мария Павловна. Они пользовались этой всесильной протекцией и, минуя всякие таможенные и пробирные сборы, торговали своим товаром по всей державе. Казалось бы, ну чем не нынешняя Россия? Однако, отличия все же существуют, потому что проделки с незаконной "протекцией" на самом высшем уровне были обнаружены и доказаны Фаберже и некоторыми другими петербургскими ювелирами. Они добились приостановки торговли этими, по сути, контрабандными ювелирными изделиями и уплаты за них законных пошлин. И надо сказать, что не сели за это в тюрьму, не были убиты в подворотне, и их фирмы не были разорёны державной семьёй. Скорее, наоборот. Можно ли представить такой исход, если бы кто-нибудь посмел испортить бизнес ближнему родственнику, к примеру, какого-нибудь путина или назарбаева?

Продолжение на следующей странице: Ничто человеческое ему не было чуждо... или адюльтер великого ювелира.

Ничто Человеческое Ему не Было Чуждо... или Адюльтер Великого Фаберже

Карл Густавович Фаберже, 56-ти лет от роду, владелец известной российской ювелирной фирмы его имени, находясь в Париже в 1902 году, без памяти влюбился в Иоанну-Амалию Крибель-кафешантанную певичку, родившуюся 21 год назад в Чехии. Разводится с женой Августой Богдановной-прекрасной женщиной, подаривших ему 4-х детей, он мудро не захотел, но и от Амалии отказываться не стал. Наш герой нашёл следующий "ювелирный" выход. Каждый год, примерно на 3 месяца, он выезжал по коммерческим делам в Европу, а мадемаузель Крибер скрашивала в этих поездках одиночество коммивояжера. Остальные 9 месяцев она вела вольную жизнь. Иногда, впрочем, наведывалась в Петербург, и, не стесняясь общих знакомых, демонстрировала всем украшения от Фаберже со сцен увеселительных заведений российской столицы. Всё бы было хорошо, но установившийся порядок отношений, который подходил ему, не подходил ей, которой, как стало ясно позже, нужен был брак с подданным Российской империи, на что семьянин Карл Густавович никак не склонялся. Поэтому в 1912 году она внезапно вышла замуж за неграмотного грузинского 75-ти летнего князя Карамана Цицианова из села Сацибели, которого без слез покинула на следующий день после бракосочетания и уже больше никогда к нему не возвращалась. Важным итогом этой скоротечной операции стала замена немецкой фамилии на, скажем так, более привычную для России, княжеский титул ну и, конечно, российское подданство.

На этом месте надо приостановить рассказ и заметить, что немцы и австрийцы ещё до начала боевых действий стали вербовать актрис-женщин авантюрного склада и хороших внешних данных, чтобы не торопясь, на случай будущей войны, легализовать их разными способами в России и в других странах-противницах в качестве агентов...

Военный 1914 год застал мадам Цицианову в Германии. Она стала просить своего известного любовника, с кем связь не прерывала, помочь обустроить её в России. Надо сказать, что это было трудное задание. Потому что в связи с войной начались гонения на людей с немецкими фамилиями. Сам Фаберже балансировал на грани высылки, из-за чего даже частично перерегистрировал акции фирмы на доверенных работников с русскими именами. В такой ситуации просить за бывшую подданую Австрии было рискованно. Но Карл, как настоящий рыцарь, не дрогнул и, используя связи при Дворе, помог своей пассии перебраться в Петербург, в котором она поселилась в "Европейской"-в гостинице, где в те годы жили представители российского военного командования, а также старшие офицеры союзнических военных миссий. Из справки, подшитой полицией к её делу, видно, что платила она за номер 18 рублей в сутки (примерно 800 долларов в сегодняшних ценах). Вот что можно ещё прочитать в донесении охранного отделения от 24 марта 1916 года:-"В "Европейской" гостинице с апреля месяца 1915 г. проживает некая княгиня Иоанна-Амалия Цицианова (рожденная Крибель), она же Нина Баркис, 32 лет, римско-католического вероисповедания, обращающая на себя внимание широкой жизнью и поездками в Финляндию. Собранными негласным путем сведениями о Цициановой было выяснено, что она бывшая австрийская подданная... Хорошо владеет английским, французским, немецким и русским (с польским акцентом) языками, производит впечатление очень хитрой и осторожной женщины... В настоящее время якобы сожительствует с известным фабрикантом-ювелиром Фаберже и, несмотря на это, имеет постоянные свидания с другими лицами, причём эти свидания ею обозначены особой конспирацией. Директор "Европейской" гостиницы Вольфлисберг старается почему-то скрывать внутреннюю жизнь и сношения Цициановой, что даёт основание заключить, что администрация "Европейской" гостиницы, относящаяся сочувственно к лицам немецкого происхождения, содействует Цициановой, занимающейся, по-видимому, шпионством..."

Тут хотелось бы показать, как выглядела эта таинственная женщина. Однако фотографий Амалии нам найти не удалось. Похоже и правда, готовили лэди хорошие профессионалы. Зато удалось найти её словесный портрет от 1915 года, составленный филёрами наружного наблюдения. У них она проходила под кличкой "грузинка".

26 апреля 1916 года Амалия была арестована. На допросах она, как и следовало ожидать, всё отрицала, а тем времнем её любовник (которому тогда было уже 70 лет) начал хлопотать за неё, благо связи на самом верху государства Российского у него были. (Забегая вперёд скажем, что они не помогли, и Амалия отправилась в ссылку в Сибирь). Вот как выглядел на эту тему доклад начальника контрразведывательного отделения своему высокому начальству:-"Не мешает отметить, что сам Фаберже, при допросе ручавшийся за благонадежность Цициановой, далеко не представляет собой лица, к заявлениям которого военные власти могли бы отнестись с должным доверием... факт сожительства Цициановой с Фаберже во всяком случае не говорит в пользу её благонадежности, и какие-либо его заявления по поводу Цициановой не могут быть приняты во внимание". Точка. Не помогли даже прямые выходы на царя и царицу. После высылки в Сибирь Цициановой пара рассталась уже навсегда. Она через несколько лет вернулась в Австрию, а он, полностью ограбленный чекистами и некоторыми сотрудниками швейцарского посольства в Петрограде, нищим (потеряв в одночасье примерно 500 миллионов долларов в сегодняшних ценах, не считая стоимости всей недвижимости, которой владел), с огромными трудностями покинул Россию и через Латвию и Германию, надломленный морально, попал в Швейцарию, где и скончался в сентябре 1920 года в кругу благоразумно не брошенной им жены и сына Евгения.

Последняя фотография Карла Фаберже. Июль 1920 года, Лозанна, Швейцария.Слева направо: жена Августа Богдановна, сын Евгений Карлович и сам Карл Густавович.


Император Александр III очень любил свою жену, а она – роскошные вещи, особенно ювелирные изделия. Царь баловал ее и часто дарил изысканные подарки. Однажды известный ювелир Карл Фаберже был вызван во дворец и получил срочный заказ. К Пасхе он должен был «сотворить чудо» - сделать необыкновенной красоты яйцо.

Ювелир постарался на славу. Скорлупу сделал из белой эмали, внутри все отработал желтым золотом, а в этот «желток» поместил курочку. Она была сделана из цветного золота. Открывались не только само яйцо и желток, но и курочка. В ней находилась корона, искусно вырезанная из рубина.

Императорская семья была в восторге, а Карл Фаберже получил не только огромную плату – император не поскупился и с лихвой оплатил искусную работу. Дороже денег оказалось звание, дарованное благодарным Александром. «Ювелир Его Императорского Величества» и «Ювелир императорского Эрмитажа» - так отныне называли Фаберже.

Ювелирный дом Фаберже к этому времени был уже хорошо известен. Дальше были награды и мировое признание. «Мастер Парижской гильдии ювелиров» и «Орден Почетного легиона» - ими Фаберже гордился больше всего.

После изготовления первого яйца императрица поручила Карлу каждую Пасху «сотворять» следующее чудо. Всего пасхальных яиц существует 15. Готовила их по эскизам хозяина целая команда мастеров, поэтому термин «яйца Фаберже» в корне неверен. Нет никаких доказательств того, что, кроме первого, они его рук дело.

В ювелирном доме работали такие известные искусники как Михаил Перхин, Август Хольстром, Генрик Вигстром, Эрик Колин. Благодаря ним, изделия ювелирного дама славились на всю Европу.

И выпускала мастерская не только эксклюзивные изделия для императорской семьи и придворных дам. Массовых изделий, то есть штамповок, не было. Каждая вещь, даже обычный «солдатский» портсигар, была сделана идеально.

Были среди изделий Фаберже такие предметы, которые можно назвать «шуткой гения». Один из них – знаменитый натюрморт. В 1905 году Фаберже выставляет «Джентльменский набор». Он представляет собой серый камень, на котором лежит яичница, небрежно брошенная прямо на стол. Рядом с ней стоит обычный граненый стакан, в нем – недопитая водка. Кроме яичницы, есть еще и килька. Возле нее валяется недокуренная папироса.

Обычная, казалось бы, картинка. Но сделана она из драгоценных материалов. Белок яйца – это белый камень, а желток – янтарь. Здесь есть кварц и яшма, стакан и водка в нем выточены из горного хрусталя. Все остальные предметы серебряные.

Необычный натюрморт поразил и эпатировал публику. Может быть, он не был исключением, но такие работы не сохранились.

Ювелиры дома Фаберже изготавливали кулоны и браслеты, кольца и колье, диадемы и статуэтки. Все это было изысканно, красиво и очень дорого. Фаберже богатели, их слава стала поистине всемирной.

Все рухнуло в 1917 году. Революция без жалости сметала все на своем пути, Фаберже не стали исключением. Упустить такой лакомый кусок, как богатейший ювелирный дом, большевики не могли. Экспроприация, разорение, арест и бегство из России. Потом эмиграция и скитания.

В 1920 году Карла Фаберже не стало. Он так и не смог оправиться от потрясений, считал, что Россия пропала и больше никогда ей не стать великой державой.

Не разорение угнетало великого мастера. Деньги – дело наживное. Очень скоро он и его сыновья открыли филиалы во Франции и Англии и жили безбедно. Убивала мысль о Родине и попранной монархии.

У Карла Фаберже было четверо сыновей, они продолжили дело отца, но такой известности, какая была у отца в мире ювелирного искусства, не добились.

Заслуга ювелиров Фаберже в том, что именно им принадлежит честь основания той знаменитой русской ювелирной школы, принципами которой стали обязательное присутствие вкуса и художественной фантазии в любом изделии. Эти принципы и сегодня – основа работы и руководство к действию лучших мастеров.

Подданство:

Российская империя

Дата смерти: Отец: Мать:

Шарлотта Юнгштедт

Дети:

Евгений, Агафон, Александр, Николай

Награды и премии:

Пе́тер Карл Гу́ставович Фаберже́ (18 мая , Санкт-Петербург - 24 сентября , Лозанна) - самый известный ювелир . Основатель семейной фирмы и династии мастеров ювелирного искусства. Является создателем яиц Фаберже , которые высоко ценятся у коллекционеров всего мира.

Биография

Петер Карл Фаберже родился в России в Санкт-Петербурге 30 мая 1846 года. Его отец - Густав Фаберже , происходил из немецкой семьи и был родом из Эстонии , а его мать - Шарлотта Юнгштедт, была дочерью датского художника. В 1842 году Фаберже-старший основал ювелирную фирму в Санкт-Петербурге.

Петер Фаберже путешествовал по Европе и первоначально обучался в Дрездене , а затем начал осваивать ювелирное дело у франкфуртского мастера Йозефа Фридмана. В возрасте 24 лет в 1870 году он взял фирму отца в свои руки.

В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве изделия его фирмы привлекли внимание императора Александра III . Петер Карл получил покровительство царской семьи и звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа».

Фирма Фаберже славилась в Европе. Многие родственники императорской семьи в Великобритании, Дании, Греции и Болгарии получали изделия в подарок. В 1900 году в Париже , Фаберже получил звание «Мастера Парижской Гильдии Ювелиров», а также его наградили орденом Почетного Легиона.

В 1899-1900 гг. в центре Санкт-Петербурга возводится главное здание фирмы Фаберже по проекту архитектора Карла Шмидта , двоюродного племянника ювелира. На первых этажах разместились магазин и мастерские. Остальную часть здания заняли жилые комнаты семьи Фаберже.

Семья

Фаберже, Евгений Карлович (29.05.1874 - 1960) - Старший сын Карла Густавовича Фаберже, талантливый художник по украшениям и портретист, учился в Петришуле с 1887 по 1892 год и на ювелирном отделении университета в Ханау в Германии, а также у С. Зайденберга и Ю. Оллилла в Хельсинки. В 1897 году работал экспертом на выставке в Стокгольме. В 1900 году за выставку в Париже награждён офицерским знаком Академии Искусств и болгарским орденом святого Александра. С 1894 года работал на фирме отца, с 1898 по 1918 годы вместе с отцом и братом Агафоном Карловичем фактический руководитель фирмы в Санкт - Петербурге. В 1923 году эмигрировал в Париж, где основал вместе с братом фирму «Фаберже и К».

Могила Агафона Фаберже на православном кладбище в Хельсинки

Фаберже, Агафон Карлович (24.01.1876 - 1951) - Сын Карла Густавовича Фаберже, учился в Петришуле с 1887 по 1892 год и на коммерческом отделении гимназии Видемана. В мае 1895 года вступил в дело отца, с 1898 года эксперт Бриллиантовой комнаты Зимнего Дворца, оценщик Ссудной кассы, оценщик Его Императорского Величества по доверенности отца. В 1900-1910-х годах вместе с отцом и братом Евгением Карловичем руководил делами фирмы. По итогам выставки 1900 года в Париже награждён золотой медалью. Был несправедливо обвинен отцом в краже денег, после чего их отношения прекратились, и он не уехал с семьей из России (только через много лет друг семьи сам признался в краже). С 1922 года был назначен уполномоченным Гохрана и оценщиком. В 1927 году вместе с женой Марией Борзовой перешел границу с Финляндией по льду Финского залива, предварительно переправив через знакомых и друзей деньги и драгоценности, которых хватило ненадолго, а многое было украдено. Оказался в крайней бедности. Поселился в купленном и перестроенном четырехэтажном доме в Хельсинки. Жил за счет продажи части своей богатейшей коллекции марок.

Фаберже, Александр Карлович (17.12.1877 - 1952) - Сын Карла Густавовича Фаберже, учился в Петришуле с 1887 по 1895 год и в училище барона Штиглица, затем у Кашо в Женеве. Руководитель и художник московского отделения фирмы, в 1919 году был назначен экспертом Наркомпроса. Эмигрировал в Париж, где работал на фирме «Фаберже и К».

Фаберже, Николай Карлович (09.05.1884 - 1939) - Сын Карла Густавовича Фаберже. Выпускник Петришуле , учился с 1894 по 1902 год. Художник по ювелирным изделиям, учился у американского художника Сэржанта в Англии. С 1906 года проживал в Англии, работал в лондонском филиале фирмы Фаберже.

Работы Фаберже

Карл Фаберже и ювелиры его фирмы создали первое яйцо в г. Оно было заказано царём Александром III как пасхальный сюрприз для его жены Марии Федоровны . Так называемое «Куриное» яйцо снаружи покрыто белой, имитирующей скорлупу, эмалью, а внутри, в «желтке» из матового золота, - изготовленная из цветного золота курочка. Внутри курочки, в свою очередь, спрятана небольшая рубиновая корона (ср. традицию складывающихся матрёшек) - позднее утраченная .

Яйцо Фаберже

Идея подобного ювелирного изделия не была оригинальной:

Пасхальное яйцо Фаберже должно было стать вольной интерпретацией яйца, изготовленного в начале XVIII века, 3 экземпляра которого известны и сегодня. Они находятся: в замке Розенборг (Копенгаген); в музее Истории искусств (Вена) и в частной коллекции (ранее - в художественной галерее «Зеленые своды », Дрезден). Во всех упомянутых экземплярах яиц спрятана курочка, открыв которую, можно обнаружить корону, а в ней - кольцо. Считается, что императору хотелось порадовать супругу сюрпризом, который напомнил бы ей хорошо знакомое изделие из датской королевской сокровищницы .

Императрица была так очарована подарком, что Фаберже, превратившийся в придворного ювелира, получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно; изделию следовало быть уникальным и содержать какой-либо сюрприз, это было единственным условием. Следующий император, Николай II , сохранил эту традицию, каждую весну даря, в свою очередь, два яйца - одно Марии Федоровне, своей овдовевшей матери, и второе - Александре Федоровне , новой императрице.

Изготовление каждого яйца занимало практически год. Как только эскиз был утвержден, за работу бралась целая команда ювелиров фирмы, имена некоторых из которых сохранились (так что говорить, что автор всех из них - Карл Фаберже , не следует). Особенно велик вклад мастера Михаила Перхина . Также упоминаются Август Хольстром , Генрик Вигстром , Эрик Коллин , проч



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»