Бежал ли Керенский из Петрограда в женском платье? Платье Керенского и штурм Зимнего: мифы и правда об Октябрьской революции Бежал из зимнего дворца

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Александра Керенского и сегодня многие считают «гробовщиком» русской монархии, обвиняя как в смерти царской семьи, так и в том кровавом хаосе, который случился после низвержения монархии. Он побывал на самой вершине власти, впервые в истории став самым молодым правителем огромной России не по праву наследования: на эту вершину его ненадолго «занесло» революционным ветром. Но этим же ветром и «сдуло» Керенского с престола. По легенде, из Зимнего дворца ему пришлось бежать в женском платье. Одни говорят – в одежде медсестры, другие утверждают – горничной.

Детство и юность

Родился Александр Фёдорович Керенский в мае 1881 года в Симбирске. Том самом, где в своё время появился на свет . Из-за разницы в возрасте они не были друзьями, но их родители дружили. Отец, окончивший духовную семинарию в Пензе, выбрал себе мирскую профессию. Проработав несколько лет в уездном училище, он получил ещё одно высшее образование, окончив историко-филологический факультет Казанского университета.

После преподавательской деятельности дослужился до кресла директора Симбирской мужской гимназии. Там он и познакомился с директором Симбирских училищ Ильёй Николаевичем Ульяновым. Они дружили семьями. Самым известным учеником Керенского оказался тот самый Владимир Ульянов. После ареста и казни его брата Александра Фёдор Керенский дал Владимиру Ульянову положительную характеристику, без которой тот не смог бы поступить в университет.


Александр Керенский в детстве на руках у матери

В Казани Керенский женился на внучке богатого московского купца и дочери начальника топографического бюро Казанского военного округа Надежде Адлер. Одни исследователи настаивают на её еврейском происхождении, другие называют дворянкой с русско-немецкими корнями.

В Казани у Керенских родилось трое дочерей, а после переезда в Симбирск двое сыновей – Александр и Фёдор. Саша, старший сын, пользовался особенной любовью. В детстве он переболел туберкулёзом бедренной кости, но после длительного периода реабилитации смог полностью восстановить подвижность и даже отлично танцевал.


В 1889 году Керенского-старшего назначили главным инспектором училищ в Туркестанском крае. Семья переехала в Ташкент, где 8-летний Саша отправился в гимназию. Он был весьма успешным учеником и проявлял немалые артистические способности, что ему здорово пригодилось в будущем. В 1899 году Александр Керенский окончил гимназию с золотой медалью и отправился в Санкт-Петербург. Там он с лёгкостью поступил в университет, выбрав юридический факультет.

Политическая карьера

В Санкт-Петербурге Александр Керенский начал успешную адвокатскую карьеру. Он быстро понял веяния времени и с удовольствием брался за политические процессы. Особенной симпатией у него пользовались революционеры и бунтари, которых он пламенно защищал в судах. В 1912 году молодой адвокат был приглашен возглавить Общественную комиссию при Государственной Думе, которая расследовала Ленский расстрел. Этот год и считается стартовым для политической биографии Александра Керенского.


Он быстро продвигался вверх по карьерной лестнице. Молодого юриста, симпатизировавшего партии эсеров, избрали депутатом IV Государственной Думы. Вскоре он стал кумиром либералов. С 1915-го Керенский известен как лучший оратор Госдумы, который представляет левый лагерь. Чтобы оставаться на политическом Олимпе, молодому человеку было необходимо постоянно «повышать градус» своего радикализма. И уже в 1916-ом его демагогия достигла такого пика, что обронила, что его следовало бы повесить.

Спустя пару месяцев грянула Февральская революция. Керенский оказался среди её лидеров. Монархия была свергнута, о чём политик давно мечтал и за что, не скрываясь, агитировал. Пламенный революционер с блестящими ораторскими способностями легко убеждал солдат царской армии переходить на сторону революции. Он лично руководил арестами царских чиновников и министров, а также приложил немалые силы для отречения и его брата Михаила Александровича.


Александр Керенский становится настоящим кумиром молодёжи, идолом либералов. Ему поклоняются, как божеству, в его честь слагают оды. Женщины не дают ему прохода. Цветы из его рук жадно разбирают и делят между собой как талисманы.

В это время у молодого человека, обладающего примечательной яркой внешностью, появляется знаменитая причёска «бобрик», придуманная его молодой супругой. Он носит военный френч, хотя военным никогда не был. Этот имидж полностью соответствует политической «моде»: всё в Керенском говорит о его революционном аскетизме.


Но вскоре его «аскетизм» становится мифом. После того, как Александр Керенский стал министром Временного правительства, он переселился в Зимний дворец. По революционному Петрограду поползли слухи о том, что министр спит на бывшей кровати императрицы. Его начинают за глаза называть «Александром IV».

По распоряжению нового вождя из ссылки возвратились все революционеры. В Петроград торжественно вернули «бабушку русской революции» Екатерину Брешко-Брешковскую. Прежняя судебная система благодаря усилиям Александра Фёдоровича Керенского была разрушена. Он упразднил Верховный уголовный суд, судебные палаты и окружные суды. При этом судьи увольнялись без объяснений, всего лишь по навету или письму.


Однако в 1917 году маятник истории качнулся в обратную сторону. Первый заметный удар по репутации лидера – провал Июньского наступления 1917 года. Развал экономики, усиливающаяся нищета простого народа, проваленная политика продразвёрстки и погружающаяся в хаос армия рассеивают ореол вокруг вчерашнего кумира.

Александр Керенский вынужден резко изменить курс правительства, которое он возглавил. Ему приходится опираться на консервативно настроенных офицеров, назначив главнокомандующим . Но тот в августе 1917-го двинул войска на революционный Петроград, чтобы навести там «порядок».


Керенский понимает, что под этим словом Корнилов понимает не только очищение от большевиков, но и от либерального правительства во главе с ним. Поэтому политик объявил генерала мятежником и призвал на борьбу с ним большевиков, которых ещё вчера считал врагами.

В октябре 1917-го большевики штурмом взяли Зимний дворец. Александру Фёдоровичу пришлось бесславно бежать. Позже он, до конца жизни обиженный за миф о «женском платье», будет не раз оправдываться, что вовсе не бежал. Да и одет был в мужской костюм. А уехал на машине американского посла, якобы любезно предложенном ему американцами. Правда, сами американские дипломаты утверждали, что автомобиль был попросту отнят охраной Александра Керенского.


Возвратиться к власти бывший кумир так и не смог. Он оказался ненужным не только антибольшевистским силам, которые предал, но и своим вчерашним соратникам-эсерам.

Поскитавшись какое-то время по России, Александр Керенский перекочевал за границу. Там он тщетно пытался договориться с политическими лидерами об иностранной интервенции с целью свержения крепко взявших власть в свои руки большевиков. Отношения с эмигрантами, покинувшими страну после свержения монархии, оказались более чем прохладными. Многие считали Керенского едва ли не убийцей царской семьи и виновником падения великой империи.


Какое-то время эмигрант жил в Париже. Потом перебрался в США, где занялся написанием мемуаров и преподавательской деятельностью. В конце 1980-х Александр Керенский попытался получить разрешение на въезд в СССР, но ему отказали. Интерес к жизни этой неоднозначной личности не утихает и сегодня. Он вспыхнул с новой силой после выхода в 2014-ом на экраны популярного сериала о «Григорий Р.».

Личная жизнь

Впервые политик женился в 1904 году. Ольга Барановская в то время была «прогрессивно мыслящей барышней». К тому же не из бедной семьи: внучка знаменитого китаеведа, академика В. П. Васильева, и дочь полковника Генерального штаба Льва Барановского, девушка была завидной партией. Но её родители не дали согласия на брак, считая партию с Керенским мезальянсом для приличной барышни. Тем не менее, влюблённые обвенчались и провели медовый месяц в имении деда Ольги.

Политическая волна, вынесшая молодого юриста на вершину известности и славы, весьма быстро отобразилась на семейной жизни пары. Весь быт и заботы о двух детях легли на плечи молодой женщины. Недолгие заключения под стражу и ссылки Ольга тоже разделила с супругом.


Но в 1912-ом, когда Александр Федорович был избран в Государственную Думу и стал публичным человеком и кумиром дам, брак затрещал по швам. Какое-то время Ольга закрывала глаза на многочисленные романы и интрижки мужа, но затем не выдержала. Кажется, последней каплей стал роман супруга с её двоюродной сестрой.

В 1917 году семья прекратила своё существование. Керенский сбежал, а Ольга осталась в стране: нищая, с двумя маленькими детьми, гонимая и преследуемая властями, она металась по стране, прячась в заброшенных деревнях.


Через пару лет ей удалось проскользнуть за границу, в Эстонию. Оттуда бывший муж перевёз Ольгу с детьми в Англию и оставил их там. Личная жизнь Александра Керенского двигалась своим путём. О взрослых сыновьях он вспомнил лишь после Второй мировой войны и даже сблизился с ними.

Второй супругой Керенского была журналистка Лидия Триттон, парижский корреспондент ряда австралийских изданий. Она скончалась от рака на руках любящего супруга, оставив его в полном одиночестве.

Смерть

По иронии судьбы история с платьем Керенского получила продолжение. Престарелый русский эмигрант был доставлен в одну из клиник, но места для малообеспеченного клиента в бесплатной больнице не нашлось. Он очнулся на свободной койке в отделении гинекологии. Ветеран русской политики счёл это страшным унижением и был переведён в другое отделение.


Близкие нашли деньги на лечение Александра Фёдоровича, продав его архив. После обследования оказалось, что у него рак. Тяжелобольной старик отказался от лечения. Он не принимал пищу. А когда ему принудительно вводили питательный раствор в вену, пациент вырывал иглу.

Александр Керенский умер 11 июня 1970 года в своём доме в Нью-Йорке. Православные церкви отказались его отпевать, считая виновником падения России. Тело переправили в Лондон, где сын похоронил его на одном из кладбищ, которое не принадлежит ни одной конфессии.

В летописи Октябрьской Революции есть одна забавная ветка мифологического характера, которая была растиражирована даже в картинах маститых художников и в кинофильмах. Речь о том, что министр-председатель Керенский сбежал из Зимнего в женском платье. Одна версия гласила, что он утёк из дворца в платье медсестры, вторая - горничной.

Судя по мемуарам, в эмиграции Керенский больше всего обижался именно на это :
[...] По воспоминаниям журналиста Г. Боровика, встречавшегося с Керенским в 1966-м, эта версия «жгла ему сердце и через 50 лет», и первой сказанной им при встрече фразой было: «Господин Боровик, ну скажите там в Москве - есть же у вас умные люди! Ну не бежал я из Зимнего дворца в женском платье!»

В реальности, насколько я помню опубликованные свидетельства, он уехал из Зимнего в машине американского посольства под их же флагом. По одной версии (Керенского), американцы сами дали ему машину для выезда. По версии же посольских американцев, его адьютанты захватили машину и не дали убрать с неё американский флаг. Так он под ним и выехал из Петрограда, для надёжности.

Ниже - три картины с мифологической версией, которые я нашёл.


Первые две больших картины - платья медсестры (эта версия была основной).

Кукрыниксы "Последний выход Керенского" (1957)

Григорий Шегаль "Бегство Керенского" (1938)

И карикатура Бориса Ефимова. Тут платье непонятно какое. Но точно не медсестры.

Если есть ещё художественные версии - дополняйте в комментах:)

Картина, где Керенский переодевается в женское платье

Деятельность Александра Федоровича Керенского, главы Временного правительства России в 1917 году, историки оценивают по-разному. В большей части эти оценки негативные. Один из современников писал о Керенском: «Душа Керенского была ушиблена той ролью, которую история ему - случайному маленькому человеку - навязала». Жаль, конечно, что на месте Керенского не оказалось более решительного человека, который бы смог противостоять большевикам. Но что было, то было, и кто знает, как могло бы быть по-другому.

Перейдем к нашему мифу. Как считает подавляющее большинство наших соотечественников, Керенский бежал из Зимнего дворца, переодевшись в одеяние медсестры, напялив на себя дамскую юбку. Однако так ли было на самом деле?

Находясь в эмиграции, Керенский сильно возмущался байками о том, что он сбежал, переодевшись в женскую одежду. На самом деле такого переодевания не было. Узнав о том, что на улицах, прилегающих к Зимнему, стоят красные патрули, Керенский выехал на фронт навстречу войскам. Ехал он вовсе не в женской одежде, а в полувоенном френче и галифе, которые всегда носил с тех пор, как стал военным министром. На некоторых постах красногвардейцы даже отдавали ему честь и вытягивались по стойке смирно.

Александр Керенский (в центре), 1938 год

Но следует отметить, что история с переодеванием все же была. Когда не удалось наступление на Петроград генерала Краснова, казаки собирались выдать Керенского, если большевики пообещают отпустить их на Дон. Вот здесь Керенскому и пришлось переодеться, но опять же не в женское платье, а в матросскую одежду. Хоть он и выглядел нелепо в матросском бушлате с короткими рукавами, коричневых штиблетах, тесной бескозырке и с огромными очками на носу, но никто из казаков не признал Керенского в подобном наряде. Так ему удалось скрыться.

Переодевался ли Александр Керенский в «женское платье» на самом деле?

Что же касается женского платья, то в нем Керенский, наверное, выглядел бы очень интересно, если учитывать, что у него в то время была рыжая борода.

После того как Керенскому удалось провести казаков, он сорок дней скрывался подобно Ленину в Разливе. Кстати, это не одно совпадение в жизни двух творцов революции. Керенский родился также 22 апреля, также в Симбирске, да и учился в той же гимназии, где и Ленин. Но на этом совпадения заканчиваются: после большевистского переворота Ленин, как известно, стал строить новую Россию, а Керенский в июне 1918 года отправился в эмиграцию. Кстати, для того, чтобы покинуть Россию, ему пришлось еще раз переодеться, на этот раз в сербского офицера.

Фото из современного Афганистана

Некоторые исследователи приписывают Керенскому чуть ли не «комплекс Наполеона» на том основании, что он закладывал руку за жилет. Однако причина этого в ином. Керенскому когда-то сломали кисть. Поскольку она не восстанавливалась, то носить ее надо было на перевязке. А Александр Федорович не хотел, чтобы его называли «раненой уткой», и потому закладывал руку за жилет.

Который на целое столетие, и даже уже дольше, стал одеянием революционеров (Ленина, Сталина, Мао, Чан Кай Ши, Дэн Сяопина, Пол Пота, Че Гевары, трёх Кимов...), перейдём к "экспонату номер два", другой одежде Александра Фёдоровича. Которую он, вдобавок, никогда в реальной жизни не носил... но, тем не менее, она прочно вошла в исторический миф о нём и о революции 25 Октября. И в историю искусства (живописи, включая карикатуру, и кино). И в историческую символику...
Конечно, речь идёт про знаменитое "женское платье" Керенского, то ли сестры милосердия, то ли горничной, в которое он переоделся, чтобы сбежать от большевиков. В реальности отыскать этот наряд, увы, невозможно, ибо его и не было никогда, но для виртуального музея он подойдёт в самый раз. Что ж, проследим рождение этой прекрасной по красоте и символичности революционной легенды.
Как же обстояло дело в действительности? Зимний дворец накануне штурма Керенский покинул в своей обычной одежде, то есть всё в том же полувоенном френче. Американское посольство даже предоставило главе российского правительства дипломатическую машину со звёздно-полосатым флагом, для его большей безопасности. На ней он и выехал из Зимнего дворца. Встречные офицеры, по его словам, как обычно, отдавали главковерху честь, он отвечал им тем же...
А вот со вторым бегством Керенского, уже из Гатчинского дворца, дело обстояло немного интереснее. Обстановка вокруг премьера там сложилась нестерпимая: в Гатчину для переговоров приехал большевик Павел Дыбенко. Генерал Пётр Краснов (тот самый, будущий союзник Гитлера, повешенный по приговору советского суда в 1947 году) стал последней надеждой Керенского. Краснов вспоминал: "Утром 1 ноября вернулись переговорщики и с ними толпа матросов. Наше перемирие было принято, подписано представителем матросов Дыбенко, который и сам пожаловал к нам. Громадного роста, красавец-мужчина с вьющимися чёрными кудрями, чёрными усами и юной бородкой, с большими тёмными глазами, белолицый, румяный, заразительно веселый, сверкающий белыми зубами, с готовой шуткой на смеющемся рте, физически силач, позирующий на благородство, он очаровал в несколько минут не только казаков, но и многих офицеров.
— Давайте нам Керенского, а мы вам Ленина предоставим, хотите, ухо на ухо поменяем! — говорил он, смеясь.
Казаки верили ему. Они пришли ко мне и сказали, что требуют обмена Керенского на Ленина, которого они тут же у дворца повесят."

"Фирменная" одежда Керенского в 1917 году — полувоенный френч

В своих показаниях после ареста в 1917 году генерал Краснов рассказывал о дальнейшем так:
"1 ноября меня потребовал верховный главнокомандующий (Керенский). Он был очень взволнован и нервен.
- Генерал, - сказал он, - вы меня предали... Тут ваши казаки определённо говорят, что они меня арестуют и выдадут матросам...
- Да, - отвечал я, - разговоры об этом идут, и я знаю, что сочувствия к вам нигде нет.
- Но и офицеры говорят то же.
- Да, офицеры особенно недовольны вами.
- Что же мне делать? Приходится покончить с собой.
- Если вы честный человек, вы поедете сейчас в Петроград с белым флагом и явитесь в Революционный комитет, где переговорите как глава правительства.
- Да, я это сделаю, генерал.
- Я дам вам охрану и попрошу, чтобы с вами поехал матрос.
- Нет, только не матрос. Вы знаете, что здесь Дыбенко?
- Я не знаю, кто такой Дыбенко.
- Это - мой враг.
- Ну, что же делать? Раз ведёте большую игру, то надо и ответ дать.
- Да, только я уеду ночью.
- Зачем? Это будет бегство. Поезжайте спокойно и открыто; чтобы все видели, что вы не бежите.
- Да, хорошо. Только дайте мне конвой надёжный.
- Хорошо. Я пошёл вызвать казака 10-го Донского казачьего полка Русакова и приказал назначить 8 казаков для окарауливания верховного главнокомандующего. Через полчаса пришли казаки и сказали, что Керенского нет, что он бежал. Я поднял тревогу и приказал его отыскать, полагая, что он не мог бежать из Гатчины и скрывается где-либо здесь же".
В Ставку генералу Духонину Краснов отослал в тот день телеграмму: "Приказал арестовать главковерха; он успел скрыться". Позднее, в мемуарах, Краснов попытался приукрасить своё поведение в этот день, якобы никакого предательства с его стороны не было, и он сказал премьеру: "Как ни велика вина ваша перед Россией, я не считаю себя вправе судить вас. За полчаса времени я вам ручаюсь". И дал тому возможность сбежать...
Сам Керенский уверенно писал о предательстве Краснова, а о своём бегстве рассказывал так (выделение моё): "Я не считаю ещё себя вправе подробно рассказать мой уход из Гатчинского Дворца. Большевики ещё у власти - люди ещё живы... Я ушёл из Дворца за 10 минут до того, как предатели ворвались в мои комнаты. Я ушёл, не зная ещё за минуту, что пойду. Пошёл нелепо переодетый под носом у врагов и предателей. Я ещё шёл по улицам Гатчины, когда началось преследование. Шёл вместе с теми, кто меня спас, но кого я никогда раньше не знал и видел в первый раз в жизни. В эти минуты они проявили выдержку, смелость и самоотвержение незабываемые."
Во что же реально переоделся Александр Фёдорович в Гатчинском дворце 1 ноября 1917 года? Павел Милюков со слов Краснова уточнял, что Керенский ушёл из дворца «в матросской куртке и синих очках». Один из его адъютантов мичман Кованько рассказывал позднее подробности этих минут. Керенский сказал своим адъютантам, что он решил застрелиться, чтобы не попасть в руки большевиков. Но у него больная рука, и он боится, что не убьёт себя, а только покалечит. Поэтому он просит их бросить жребий, кто из них его застрелит. Жребий пал на Кованько. "А надо сказать, что этот Кованько был очень артистичным малым: и сострить мог, и скаламбурить к месту. Тут он и говорит Керенскому: "Что же это мы в самом деле раскисли?!" Схватил шофёрскую меховую куртку (тогда ведь были открытые машины), напялил синие очки на Александра Федоровича, фуражку". Автопортрет самого Керенского: «Я преобразился в весьма нелепого матроса, рукава бушлата которого были коротковаты, мои рыжевато-коричневые штиблеты и краги явно выбивались из стиля. Бескозырка была мне так мала, что едва держалась на макушке. Маскировку завершали огромные шофёрские очки».
Однако фраза "пошёл нелепо переодетый", опубликованная в мемуарном очерке в 1926 году, дорого обошлась позднее Александру Фёдоровичу. (Я помню, как в советской школе начала 80-х читал её в учебнике истории). Она очень помогла распространению знаменитого мифа.
К 1927 году легенда о "женском платье" главковерха была уже готова. Она отразилась на плакате художника Василия Пшеничникова (1882—1957) из Ассоциации художников революционной России (АХРР), созданном к 10-летию революции. На нём Керенский изображён в неопределённом женском платье красного цвета. Но это пока ещё не платье сестры милосердия или горничной.


Василий Пшеничников. Плакат, 1927. Подпись: "БЕГСТВО КЕРЕНСКОГО ИЗ ГАТЧИНЫ. Керенский решил всеми силами подавить революцию. Последняя надежда оставалась у него на казаков. Но и казаки не поддержали Керенского. Член военно-революционного комитета тов. Дыбенко, приехавший в штаб Керенского, в Гатчину, созвал митинг, на котором решено было арестовать Керенского и отправить его в Петроград. За 10 минут до ареста, 14 ноября, около 3-х часов дня, Керенский, переодевшись женщиной и воспользовавшись волнением во дворце, бежал от возмущённых казаков и солдат".

А в среде белой эмиграции легенда о "бегстве Керенского из Зимнего дворца в женском платье" родилась ещё раньше. Адвокат Николай Карабчевский писал: «Костюмироваться по маскарадному Керенский вообще любил, и был на это мастер.
Как мне в свое время передавали, он однажды в масленицу явился в квартиру одного думца, где собрались гости, в облачении древнего римлянина времён республики, с мечом в руках. Все нашли, что в шлеме, из-под которого торчали его характерно-растопыренные уши, и с мечом в руках, на своих тонких ногах, он весьма удачно выразил стойкую храбрость русского революционера.
Позднее ему пришлось маскироваться уже не по случаю масленицы.
Поцарствовав недолго в рабочей куртке, во имя углубления революции, и затем в походной форме потешного „главнокомандующего“, он бежал из Зимнего дворца, как утверждали, в платье и в головной косынке сестры милосердия, что при его брито-бесцветной физиономии дало ему возможность благополучно скрыться. В каком костюме он впоследствии удирал от большевиков заграницу, мне в точности не известно".
В 1937 году легенда поднялась на новую ступеньку, она вошла в "Краткий курс истории ВКП(б)"! Там говорилось про его бегство из Гатчины: «что касается Керенского, то он, переодетый в женское платье, успел скрыться».
К 20-летию Октября, в 1937-1938 годах советский художник Григорий Шегаль (1889—1956) создал картину «Бегство Керенского из Гатчины», на которой напуганный Керенский торопливо переодевается в одежду сестры милосердия в одной из дворцовых комнат; репродукцию картины стали довольно часто помещать в советские учебники.
Отметился в творении легенды и Борис Ефимов:

Борис Ефимов. Карикатура на А. Ф. Керенского

В 1957 году, к 40-летию революции, к мифу о женском платье главковерха приложили руку известные советские карикатуристы Кукрыниксы. Они создали картину "Последний выход Керенского".


Кукрыниксы. "Последний выход Керенского". 1957-1958

Ну, а в фильме "Посланники вечности" (1970) легенда сделала последний шаг: Керенский в женском платье бежал уже не из Гатчины, а из Зимнего дворца (впрочем, то же самое утверждал Карабчевский ещё в 1920-х годах).
В телефильме "Шантаж" из серии "Следствие ведут Знатоки" (дело №6, 1972) старорежимная барыня Антонина Валерьяновна Прахова успокаивала своего молодого сообщника, безымянного Шантажиста (роль А. Джигарханяна), что в случае чего он уйдёт от милицейской засады, "как ушёл Александр Фёдорович".
- Какой Александр Фёдорович?
- Да Керенский.
- А как он ушёл?
- В женском платье. Надо знать отечественную историю!
В фильме "Корона Российской империи" (1971) актриса Людмила Гурченко распевала "куплеты шансонетки" на стихи Роберта Рождественского, среди которых был и такой:
Между прочим, сам Керенский за кордон,
Перебрался в платье женском, миль пардон,
Сбросив женскую одежду и корсет
Мне высказывал надежды тет-а-тет.
- Извините, мсье Керенский, чем стареть
Может лучше за Россию умереть?
Ради чести и престижа, не шучу.
Он смеется:
- Что я, рыжий? Не хочу!

Этих куплетов Александр Фёдорович, на своё счастье, уже не услышал (он скончался в 1970 году), но про саму легенду, разумеется, знал. В 1966 году, общаясь с советским журналистом Генрихом Боровиком, беседу с ним начал с эмоционального заявления: «Господин Боровик, ну скажите у себя в Москве! Там же есть серьёзные люди! Ну, пусть перестанут писать, будто я бежал из Зимнего дворца в женском платье! Не было этого! И не бежал я, а, согласно нашему общему решению, уехал навстречу нашим войскам, которые всё не прибывали и не прибывали из Гатчины на подмогу Временному правительству! Уехал на своём автомобиле и в своём обычном полувоенном костюме… Меня многие видели, я не особенно и скрывался-то. Солдаты, даже красные, если узнавали меня, отдавали мне честь!.. При чём тут женское платье?!»
Г. Боровик рассказывал: "Видимо, эта неправда жгла ему сердце и через 50 лет.
- Александр Фёдорович, но это же не большевики придумали, - ответил я. - Об этом впервые написал младший брат начальника юнкерской школы, которая должна была оборонять Зимний…
- Да они ж меня все ненавидели и ненавидят! - взорвался Керенский. - Они ж монархисты… Вы знаете, как они меня называли? «Александра Фёдоровна»! Они намекали на то, что я якобы спал на кровати императрицы Александры Фёдоровны. А я, клянусь Богом, там не спал!".
Кстати, "Александрой Фёдоровной" по имени последней императрицы Керенского называли не только монархисты. У Маяковского в поэме "Хорошо" один из большевиков говорит:
Быть
Керенскому
биту и ободрану!
Уж мы
подымем
с царёвой кровати
эту
самую
Александру Федоровну.

Ну, и в завершение обзора этого, повторю, прекрасного, с моей точки зрения, исторического мифа, пара небольших личных воспоминаний в тему.
Году в 1979-м учительница рассказывала школьникам, в числе которых был и я, такую историческую байку. Будто бы в детстве, когда юный Саша Керенский и Володя Ульянов жили в Симбирске, а их отцы были коллегами-педагогами, маленький Саша приходил на ёлку к Ульяновым. И переодевался при этом в маскарадный костюм девочки...
И второе: около 1990 года помню карикатуру из тогдашней неформальной (оппозиционной) печати, из газеты "Новая жизнь". На рисунке Александр Фёдорович Керенский демонстрировал Михаилу Сергеевичу Горбачёву женское платье...


Б. Матвеева. Керенский. 1989



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»